САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Пульс города


Выставка на Крымском валу была  приурочена  к 110-летию одного из самых своеобразных русских художников ХХ века – Александра Лабаса (1900-1983).  Свыше 150 произведений живописи, графики, эскизов, макетов, документов, личных вещей художника из собрания Третьяковки, Русского музея, ГМИИ  им. А.С. Пушкина, Театрального музея им. А.А. Бахрушина, а также из коллекции наследницы художника О.М. Бескиной-Лабас были представлены вниманию посетителей.

Выставка на Крымском валу была  приурочена  к 110-летию одного из самых своеобразных русских художников ХХ века – Александра Лабаса (1900-1983).  Свыше 150 произведений живописи, графики, эскизов, макетов, документов, личных вещей художника из собрания Третьяковки, Русского музея, ГМИИ  им. А.С. Пушкина, Театрального музея им. А.А. Бахрушина, а также из коллекции наследницы художника О.М. Бескиной-Лабас были представлены вниманию посетителей.

В 1930 году в Минске показывали большую сельскохозяйственную выставку. В центре павильона электрификации и механизации была установлена четырехметровая светящаяся «Электрическая Венера» Александра Лабаса – из дерева, металла и стекла. Она протягивала руку к щиту с измерительными приборами, уверенным жестом открывая рубильник. Скульптура была восторженно принята тогдашней критикой и объявлена чудом нового искусства.
Александр Аркадьевич Лабас родился в Смоленске. Когда маленькому Саше исполнилось 2,5 года, а его брату – 5, умерла их мать. И воспитание детей легло на плечи отца. Родиной отца Лабаса был Витебск. В раннем детстве будущий художник посетил этот город вместе с отцом и повидался там со своим 90-летним прадедом, а  также с дедом. В возрасте 12 лет Александр Лабас вместе с отцом и старшим братом переехал в Москву и поступил в Императорское Строгановское художественно-промышленное училище.
С конца 1917 года он занимается в Свободных художественных мастерских, где преподавали П.П. Кончаловский, В.В. Кандинский, К.С. Малевич. А.В. Лентулов. Это окончательно утвердило его творческую позицию. «Мы – ученики Кончаловского. Самое главное – живопись, – записывает художник в своем дневнике. – В живописи колорит – прежде всего. Ни в коем случае не строить на основе рисунка, светотени, не пользоваться цветом только как средством иллюстрации». Картины Лабаса отличает тонкий психологизм цвета, в чем обнаруживается влияние Кандинского. Женой Лабаса, когда художник, эмигрировав в Германию, преподавал в художественном институте Баухаус, была немецкая художница Леони Нойман, также ученица Кандинского. Многое роднит живопись Лабаса с искусством немецких экспрессионистов, но его экспрессионизм скорее лирический.
Как и другие художники-новаторы, Лабас поначалу восторженно воспринял Октябрьскую революцию, в 1919 году добровольцем ушел на Гражданскую войну, расписывал агитпоезда. В 1925 году он стал одним из основателей группы ОСТ (Общества станковистов), которое исповедовало традиционную идею станковой картины, хотя и облеченную в новые формы. В противовес «лефовцам» и «производственникам»,  которые призывали художников изготавливать только нужные в обиходе вещи.
Главной темой творчества Лабаса стала новая скоростная техника, он стремился передать восхищение человека от преодоления пространства на большой скорости. Одним из первых в мировом искусстве обратился к теме воздухоплавания. До него этим занимались только итальянские футуристы. А в отечественном искусстве есть один прецедент – композиция «Полет в аэроплане» О.В. Розановой.
В картине Лабаса «Дирижабль и детдом» все представлено в ликующем розовом цвете. Но художник прекрасно осознавал и оборотную сторону этого процесса. Однажды он пережил авиакатастрофу. 12-местный «Доронье», летевший рейсом из Москвы в Харьков, упал в лесной массив, а затем в озеро. По счастливой случайности никто из пассажиров не погиб. Все они возвращались домой поездом. И лишь один Лабас летел в самолете. Одна из картин художника так и называется – «В авиационной катастрофе».
Лабас показывает разные виды скоростного движения – в самолете, на дирижабле, на пароходе, в поезде, в автомобиле, в метро. Две картины с изображением эскалатора экспонируются на выставке. Первая написана в 1935 году, когда в Москве открылась первая линия метрополитена, вторая – почти 40 лет спустя. Второй эскалатор похож на изящную вертикальную башню,  своим «шпилем» устремленную в небо. В середине 30-х годов художник начинает работу над сериями «Города  будущего» и «Жители отдаленных планет», где под влиянием идей Циолковского и Федорова трактует проблему переселения разрастающегося населения Земли на другие, пригодные для жизни планеты.
Особое место на выставке занимает раздел «Путешествия». В 1928 году художник побывал в Белоруссии. Минский театр пригласил его оформить спектакль по пьесе немецкого писателя Эрнеста Толлера «Гопля, мы живем!». Неожиданно для Лабаса премьеру было решено показать в Витебске. Так художник вновь оказался на  родине предков. Результатом этого посещения стала картина «Город на Западной Двине», проникнутая гармоническим ощущением торжественного и величавого покоя. Голубизна утреннего неба отражается в бликах на крышах и фасадах невысоких домов, стоящих вдоль тихой и чистой улицы. В 1976 году работа была приобретена Русским музеем. Именно в 1976 году с художника были окончательно сняты обвинения в «формализме», выдвинутые в середине 30-х. И в выставочном зале Союза художников СССР на Кузнецком мосту впервые после долгого перерыва была показана его персональная выставка. В 1981-м четыре картины Лабаса экспонировались на выставке «Москва – Париж, Париж – Москва» в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Нынешняя ретроспектива в Третьяковке – самая представительная из выставок художника.
Центральное место в экспозиции занимает «Электрическая Венера». Сама статуя не сохранилась. Трудами сотрудников Третьяковской галереи она была реконструирована на основе фотографий, документов, набросков. «Наша гордость», – говорит о работе куратор выставки Любовь Пчелкина. Название «Венера» символизирует восхищение художника перед красотой чудо-техники.
«Мы вглядывались пристально в настоящее и представляли фантастику будущего, – писал в своих воспоминаниях Александр Лабас. – Я стремился передать жизнь современного города. Его внутренний пульс, романтику, поэзию, почувствовать хорошо знакомые и вместе с тем не разгаданные – Движение и Скорость». Лабас был художником, устремленным в будущее, и это будущее принесло ему заслуженное признание.

Владимир
СОКОЛОВСКИЙ,
член Ассоциации
искусствоведов

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Набиуллина сообщила о максимальном за последние 16 лет перегреве экономики в РФ
  2. Польские и украинские политики поспорили о Волынской резне
  3. Экс-замминистра обороны Булгаков за 2018 год заработал 15,2 млн рублей
  4. Совет ГД рассмотрит вопрос роста цен на топливо
  5. В Кремле пообещали ответные действия в связи с выделением Киеву средства от активов России
  6. Реклама на информресурсах нежелательных организаций окажется под запретом
  7. В ООН заявили об «эпидемии» экстремальной жары на Земле
  8. Лукашенко заявил о намерении Беларуси развивать сотрудничество с КНДР
  9. Россиян готовят к полной блокировке YouTube, даже VPN не поможет
  10. В Беларуси разработают стратегию развития беспилотных систем
  11. ЦБ РФ повысил ключевую ставку на два процента
  12. ФСБ: Задержан бывший заместитель министра обороны Дмитрий Булгаков
  13. Путин и Лукашенко продолжают неформальное общение на Валааме
  14. ТАСС: Пострадавший при взрыве авто военный находится в тяжелом состоянии
  15. Яровая предложила проверить, разумно ли регионы привлекают трудовых мигрантов

Парламентское Собрание

Большая часть союзного бюджета уходит на социальные проекты

От Бреста до Владивостока у каждого должны быть равные возможности для развития, труда и творчества.

Политика

При Украине люди в Новороссии даже не мечтали о том, что делается здесь для них сегодня в России

На минувшей неделе там заработали сразу несколько крупных новых социальных объектов

МНЕНИЯ

Безголовая сатанинская Олимпиада

Михаил Васильев

Оскорблением христиан на открытии главного спортивного события в мире возмутился даже Илон Маск

15 баз на сундук мертвеца

Валерий Чумаков

Финские власти подписали с США первое военное соглашение

Памятник безумию

Павел Родионов

Власти Латвии, похоже, сбрендили совсем. Начали установку противотанковых заграждений на границе с РФ.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также