Доброе – по сути, новое – внутри
Представьте зрительный зал кинотеатра, который в самый разгар дня собрал сотни четыре детишек не самого спокойного возраста, лет по девять – двенадцать. Шум, гам, беготня, потасовки – все это заставит поежиться самого закаленного взрослого человека. А чтобы представить на суд этой ватаги результат творческого процесса продолжительностью в два года, надо обладать, по меньшей мере, невозмутимостью сапера. Или сохранить такой же юный, как и у публики, взгляд на мир. Но вот погас свет, осветился экран, и шумный зал притих. Идет премьера фильма-сказки «Рыжик в Зазеркалье» производства киностудии «Беларусьфильм».
Из вчера – в завтра
Белорусская киностудия во времена СССР славилась своими лентами о Великой Отечественной войне. Полушутя ее даже называли «Партизанфильм». Но кроме военного у студии был в то время еще один конек, или, как сейчас говорят, бренд – детское кино. Здесь выпускались картины для подрастающего поколения, которые вполне конкурировали с продукцией главной детской кинофабрики Советского Союза – Киностудией имени Горького. «Приключения Буратино», «Город мастеров», «Кортик», «По секрету всему свету», «Последнее лето детства», «Красная Шапочка», «Проданный смех» – эти и многие другие ленты белорусских режиссеров стали любимыми для нескольких поколений юных граждан, выросших на советском и постсоветском пространстве. Но если военная тематика на «Беларусьфильме» оказалась востребованной как в перестроечные годы, так и в первое десятилетие текущего века, то детское кино осталось «за кадром».
Фильмы о Великой Отечественной войне и сегодня снимают на белорусской студии (не только белорусы, но и россияне), пользуются богатой белорусской базой для подобных картин и западные режиссеры. Кино же для малолетнего зрителя – увы. Возможно, потому что оно редко стяжает фестивальную славу, укрепляет национальный престиж, собирает большую прокатную кассу. Поэтому запуск в работу Еленой Туровой в 2007 году детского фильма «Новогодние приключения в июле» воспринимался как несколько авантюрное предприятие. Однако многолетний опыт работы режиссером и сценаристом в мультипликации придал Елене уверенность в том, что это направление будет востребовано.
– Старое доброе кино – это, конечно, здорово, но времена меняются, и у современных детей выбор развлечений сегодня огромен. Это и компьютерные игры, и лазерные диски, и качественные телепрограммы. Поэтому для того, чтобы маленький зритель вышел из кинотеатра «под впечатлением» от увиденного, надо сотворить что-то особенное, – говорит Елена Турова. – В том проекте мы постарались сделать «сказку-шоу» – соединить реальные съемки с виртуальными мирами, трехмерных монстров – с классической рисованной анимацией.
Современные технологии в кино – вещь крайне затратная. Отсюда и непривычно большой для белорусского кинопроизводства бюджет первой картины – около 2 млн долларов. Хотя в Голливуде за такие деньги вряд ли стали бы снимать даже видеоролик. Недешево обошлись и российские актеры Даниил Спиваковский и Игорь Бочкин. Фильм стал новаторским для всего постсоветского кино как по жанру, так и по техническому исполнению. Поэтому съемочной группе пришлось обращаться за поддержкой к российским профессионалам. В первой картине камеру арендовали в Санкт-Петербурге, оцифровку материала, снятого на пленку, а также цветокоррекцию делали российские мастера. Но белорусские виртуозы клавиатуры и «мышки» переняли опыт и уже в следующей картине со всем справились сами. Кстати, для первого фильма Елены Туровой киностудии пришлось закупить самую передовую технику. Сейчас на этом оборудовании делают ленты самых различных жанров. Редкий случай, когда детское кино стало инициатором технологического прорыва для всей студии.
Зазеркалье киносказки
– Киносказка «Рыжик в Зазеркалье» полностью создавалась в Беларуси, – вспоминает рабочие моменты супервайзер визуальных эффектов Алексей Дубко. – Из 2 часов фильма – 50 минут чистой графики. Это пока не голливудский уровень, но в ряде случаев отличие невелико. Даже при финансовых ограничениях получилась неплохая детская картина.
Два года для производства картины – это много или мало? Современные сериалы штампуют по серии, а то и по две в месяц. Голливудские фильмы делаются от полугода до 4-5 лет (рекорд «Аватара»). Все это реалии «фабрики грез». Белорусские же кинематографисты некоторые жанры осваивают впервые, являясь первопроходцами во многих съемочных технологиях. Новая лента о приключениях рыжеволосой девчушки удивляет особенным сочетанием – с одной стороны, это новое семейное кино, с целым ворохом суперсовременных спецэффектов и компьютерной графики, и в то же время при просмотре вы будете ностальгировать по детским фильмам прошлого столетия, которыми так гордился «Беларусьфильм».
– Мое поколение выросло на сказках «Беларусьфильма», – рассказывает Елена Турова. – Наше время диктует новые форматы подачи материала – с этим ничего не поделаешь. Зацепить внимание детей, привыкших к компьютерным чудесам на экране, на несколько часов – все равно что раскусить упрямый орешек кракатук! Несмотря на более чем скромный бюджет (около 1 млн долларов), мы стараемся потихоньку продвигаться вперед, вслед за мировыми технологиями. Главное при этом – не потерять самое дорогое – сказку.
Хотя картину «Рыжик в Зазеркалье» и характеризуют модным термином «фэнтези», по сути, она остается старой доброй сказкой. По содержанию это философская сказка, которую, как ни странно, прекрасно восприняло юное поколение. 12-летняя Вероника, с позолоченными солнцем волосами, попадает из нашей жизни в страну Недалия. Ей предстоит спасти от коварных чар сказочное королевство, в котором злой волшебник Мортис заколдовал все зеркала. Юной героине приходится принимать вполне взрослые решения как в мире XXI столетия, так и в волшебном Зазеркалье.
– Сюжет «Рыжика» сложился давно, восемь лет назад, когда родилась моя дочь Вероника, – продолжает разговор Елена. – Сказка (о фильме я еще не задумывалась!) посвящалась ей. Знаменательно, что спустя много лет, в день премьеры, белорусское издательство «Літаратура і мастацтва» выпустило книгу «Рыжик в Зазеркалье», которая проиллюстрирована кинокадрами.
В кадре и за кадром
Выкладываться во время съемок фильма всей группе приходилось по полной. Многие из актеров сыграли по две роли, а популярный Павел Харланчук – даже три: волшебника из Зазеркалья, современного ученого и страстного принца-южанина из утопической страны Шмарокко. Две диаметрально противоположные по характеру роли достались российскому актеру Дмитрию Миллеру. Дело здесь не в экономии бюджета, а скорее в идеальном попадании в образ и, наверное, в самой идее зеркальных отражений. Композитору Владимиру Кондрусевичу, подобно факиру, на протяжении всего фильма удается держать зрителя в состоянии своеобразного транса. Подобный звуковой лейтмотив, характерный для фильмов Данелии и Рязанова, теперь встречается редко. Обе главные роли сыграла минская школьница Диана Запрудская. Что касается компьютерной графики, то лучше один раз увидеть…
Картина делает первые экранные шаги, причем одновременно на белорусских и российских экранах. Живой интерес малолетнего зрителя – лучшая оценка работы творческой группы. Но выйдет ли прокат за пределы Союзного государства, зависит от людей, обладающих совсем иным талантом – умением продавать.
Антон ГРИБОВ