Между светом и тьмой
Удивительно, что пьеса, написанная одним из лучших русских писателей, воспевающая любовь, почти не имеет сценической истории. Из похождений беспутного севильского забияки и соблазнителя А.К. Толстой сотворил философское произведение. В нем куда важнее отношения Дон Жуана с Богом и Сатаной, чем с людьми.
Решение спектакля достаточно необычно для старейшей московской сцены. Это музыкальная драма, которую хотелось бы назвать мюзиклом, если бы не одно обстоятельство: музыка, написанная композитором Эдуардом Глейзером, чрезвычайно важна для спектакля и все же не заслоняет, не подменяет собой драматического действия. Восхищают вокальные данные и удивительная пластичность артистов Малого театра, среди которых в первую очередь хочется назвать Василия Дахненко (Инквизитор) и, конечно же, исполнителей главных ролей – Алексея Фаддеева (Дон Жуан) и Ольгу Абрамову (Донна Анна).
Неожиданным оказалось решение Борисом Невзоровым образа Сатаны. Начнем с того, что здесь – одно из коренных различий между пьесой и ее постановкой. Сатана становится одним из главных действующих лиц, почти постоянно присутствует на сцене. В нем нет того, что мы привыкли называть демонизмом или инфернальностью. Этакий свойский хитрец, который всегда рядом с человеком, всегда готов улучить момент, чтобы толкнуть каждого из нас под руку.
А бесхитростный крестьянский юмор Лепорелло (Виктор Низовой) оживляет действие и позволяет нам с толикой иронии взглянуть даже на самые трагические перипетии сюжета.
Спектакль Малого театра не только дарит нам возможность насладиться изысканным оформлением, игрою света, великолепно поставленными танцевальными номерами (балетмейстер – Любовь Парфенюк), но и дает пищу для размышлений о важнейших вопросах Бытия. И прежде всего – о Любви.
Ольга ВЛАДИМИРОВА