В дикой природе
Недавно состоялась мировая премьера международного кинопроекта «Волки Чернобыля», съемки которого проводились в условиях дикой природы белорусского Полесского радиационно-экологического заповедника – на территории, куда из-за сильного загрязнения радионуклидами доступ людей запрещен. По словам известного белорусского кинорежиссера-анималиста Игоря Бышнева, который наравне со специалистами трех крупнейших телеканалов Австрии, Германии и США полтора года переносил тяготы полевой работы в «зоне», «в более экстремальных условиях снимать кино ему еще не доводилось». Однако этот почти часовой полнометражный фильм превзошел все ожидания и, уверен режиссер, заслужит достойные оценки зрителей многих стран.
В Беларуси волки многочисленны и даже причислены к нежелательным видам животных. Поэтому не кажутся такими уж экзотическими. В Западной Европе, наоборот, серый хищник редок, численность его стремительно уменьшается, а в ряде стран исчез вообще. Именно поэтому для европейцев волк считается символом охраны природы и достойным «актером» для качественного кино, и именно поэтому съемочные группы из Австрии, Германии и США приехали в Беларусь. Изначально основную часть фильма киношники собирались снимать на территории Украины, но столкнулись там с непреодолимыми бюрократическими проволочками. В Беларуси же оформление всех документов заняло полтора дня, и действие фильма было решено перенести на территорию Полесского заповедника.
У Игоря Бышнева во время съемок фильма самые яркие воспоминания оставила работа именно с животными. Киношники могли наблюдать за ними, изучать их взаимоотношения в дикой природе. Случалось, «картинки» эти были очень необычными и интересными.
Зима была настолько суровая, что молодняк дикого кабана массово погибал. Несколько маленьких кабанчиков прибились к стаду зубров, вместе с ними ходили на подкормочную площадку, и лесные исполины не прогоняли их. А через несколько дней кабаны исчезли. Люди по волчьим следам и пятнам крови на снегу прочитали «акт из спектакля», подготовленного самой природой…
Многое киношники узнали и о повадках лошадей Пржевальского, которые перекочевали с Украины на территорию Полесского заповедника несколько лет назад. Попытки их заснять продолжались несколько дней. Игорь Бышнев выяснил, что для ночевки табун выбирал заброшенную ферму. Однако подобраться к лошадям было невозможно: возле входа в здание постоянно стоял вожак табуна и зорко следил за окрестностями, а в случае опасности вполне мог напасть. Волку лошадь Пржевальского практически не по зубам, а поэтому этот исчезающий с лица Земли вид имеет все шансы закрепиться в Полесском заповеднике, где ему никто и ничто не угрожает.
Хотя волков в Полесском заповеднике немало, однако они очень долго не давались в руки специалистов. Все попытки отловить хищников и оснастить их специальными ошейниками с радиомаяками оканчивались неудачей. В американских мягких капканах, предназначенных для отлова зверей без причинения им вреда, каждый день обнаруживались барсуки, енотовидные собаки, лисы и прочие лесные обитатели, но только не серые хищники. Лишь через неделю удалось поймать волчицу, а еще через пару дней – молодого волка. До этого момента для съемок осторожного и хитрого хищника приходилось применять даже специальные автоматические камеры, реагирующие на движение.
Однажды киношникам пришла в голову мысль заснять в одном кадре вместе волков и зубров. Дикие волки для этого не подходили, поэтому решили сделать постановочную картину. За помощью обратились к зоологу Дмитрию Шамовичу, у которого в Россонском районе на Витебщине живут трое ручных хищников. Для съемок в картине Дмитрий провез своих питомцев через всю страну. Помог и случай: охотовед обнаружил в лесу павшего зубренка, к которому каждый день подходило стадо зубров. Выпущенные рядом с зубрами волки повели себя агрессивно и отогнали все стадо от погибшего малыша. Однако через некоторое время великаны вернулись, не спеша окружили волков и пошли в атаку. Хищники отступили. А наблюдающие за развитием событий люди осознали, что вновь увидели «живую картинку» дикой природы.
Ради создания полнометражной картины специалистам пришлось полтора года в буквальном смысле слова прожить в «зоне». Экстремальная жара летом и феноменальные морозы зимой, специфика работы в условиях радиационного загрязнения, вечная погоня за удачным кадром и эксперименты потребовали работы на пределе человеческих сил и возможностей.
Полнометражный фильм длится 52 минуты. Казалось бы, очень мало для полутора лет самоотверженной работы специалистов из четырех стран. Но все описанные Игорем сцены в нем составляют лишь малую толику.
Мировая премьера «Волков Чернобыля» уже состоялась, а в Беларуси она будет представлена на суд зрителей 26 апреля – в годовщину аварии на ЧАЭС.
Сергей МУРАВСКИЙ