САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

Прощание с Бабаками

Как свечами светили мне всегда вдали тремя своими тополями на взгорке милые моему сердцу Бабаки. Сколько раз застигнутый на пути к Святску дождем или пургой пережидал я здесь под чьей-либо крышей ненастье, – мне до сих пор еще греет душу давнее тепло бабаковских хат. Больше всего я любил заглядывать в Бабаки летом, когда разморенный жарой и дорогой тянулся туда испить воды да малость перевести дух.

Как свечами светили мне всегда вдали тремя своими тополями на взгорке милые моему сердцу Бабаки. Сколько раз застигнутый на пути к Святску дождем или пургой пережидал я здесь под чьей-либо крышей ненастье, – мне до сих пор еще греет душу давнее тепло бабаковских хат. Больше всего я любил заглядывать в Бабаки летом, когда разморенный жарой и дорогой тянулся туда испить воды да малость перевести дух. В окрестных лесах и на лугах в такую пору бушевало сказочное разноцветье, а сам воздух в Бабаках, помнится, был настоян на медах. Меды в этих местах водились на редкость духовитые – точно ты присутствуешь на церковном празднике, где священник раскачивает кадилом, источающим на весь храм сладостное благовоние. Какое-то удивительное согласие между людьми и природой царило в этом уголке земли, и ничто на свете, так мне казалось, не в силах было разрушить здешнюю деревенскую идиллию.

Бабаки возникли, как раньше было принято говорить, «на отрубах». Во времена столыпинских реформ, если быть точным – в 1910 году, часть семей из соседнего села Старый Вышков перебралась сюда на полученные в собственность земли. Люди поставили добротные дома – благо кругом были леса, подняли целину. Едва обжились, как грянула революция, за нею пришла коллективизация. Кого раскулачили и сослали в Сибирь. Кого согнали в колхоз...
Крутую судьбу уготовило время Бабакам. Не успел народ очухаться от коллективизации, как накатила война и оставила на месте поселка сплошное пепелище. Трудно и долго поднимались Бабаки из пепла – возрождение начиналось с землянок, потом уже, когда мужики с фронта вернулись, стали рубить дома. Пережили люди и войну, и послевоенное лихолетье и снова зажили хорошо, того не ведая, что к их порогу уже подступала новая беда. Как пошла гулять по России кампания ликвидации «неперспективных деревень», так жизнь в Бабаках быстро покатилась под откос. Закрыли начальную школу, убрали магазин... Разъехался по белу свету народ, и остались всего четыре семьи. Четверо ветеранов войны: Иван Афанасьевич Мазьков, его брат Василий Афанасьевич, Алексей Ильич Ковалев, Иван Ефимович Моисеенко долго еще потом держали круговую оборону, не давая Бабакам совсем сойти с лица земли. Своим противостоянием житейским напастям они как бы подавали пример жизнестойкости тем, кто вынужден был съехать, сумели даже убедить многих из тех, кто оставил родное гнездо, в том, что век Бабаков еще не кончился, и зародить в их душах мысль о возвращении.
Вскоре, как гром средь ясного неба, грянул Чернобыль и разом поставил крест на всех надеждах.
Как сейчас вижу: сидит на скамеечке перед своим домом Василий Афанасьевич Мазьков, обводит печальным взором, словно видит в последний раз, окрестные леса, луга.
– Жизнь прожил, – говорит, – а жизни не видел. То революция, то коллективизация, то война, то мы – неперспективные... Только вроде бы перевели дух после всех напастей, как на тебе – Чернобыль!
Горькие думы на излете жизни.
– Раньше ко мне хоть дети да внуки летом ездили – и жить мне было тут веселее, – рассказывал Мазьков Иван Афанасьевич. – Бывало, жена моя, Мария Ивановна, доит корову, а внуки уже с кружками стоят – парного молока дожидаются. За лето молоком да медом я их так отпаивал и откармливал, что они потом у себя, в городах, целый год не знали, что значит болеть. А теперь, когда у нас радиация сделалась, никто ко мне больше не едет. И жить здесь стало худо – надо куда-либо переезжать…
Сетования последних обитателей разоренного крестьянского гнезда я записал несколько лет назад перед самым их отъездом из засыпанного радиационной пылью поселка на новые места.
Кто бы мог подумать, что редкостная деревенская идиллия, какой мне еще недавно представлялась жизнь в Бабаках и где все, казалось, дышало вечностью, враз оборвется, чтобы никогда больше уже не повториться.
Не о том ли самом думали братья Мазьковы, Василий да Иван, когда приехали из Новозыбкова, где они теперь живут, в родные места?! Приехали как будто специально для того, чтобы ужаснуться картиной запустения там, где еще совсем недавно текла их жизнь, и содрогнуться от мысли, что родной поселок уже ушел в небытие. Разложили прямо на траве напротив порушенного родного  дома кое-какую снедь, откупорили бутылку «Русской», молча, не чокаясь, выпили чарку, другую… Так вот и справили поминки по Бабакам.
Те самые три тополя на взгорке, которыми меня всегда притягивали к себе издалека приветные Бабаки, теперь кажутся поминальными свечами над их пепелищем.

Анатолий ВОРОБЬЕВ

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Алексей Оверчук и Дмитрий Мезенцев обсудили выполнение Основных направлений реализации положений Договора о создании Союзного государства
  2. Сергей Митин: Динамика приобретения техники предприятиями АПК сохраняется за счет господдержки
  3. Прорабатывается визит Лукашенко в Турцию
  4. Журналиста Олега Кашина* объявили в розыск
  5. Вячеслав Володин выразил соболезнования в связи с уходом из жизни генсека ЦК Компартии Вьетнама Нгуен Фу Чонга
  6. Умер генсек ЦК Компартии Вьетнама Нгуен Фу Чонг
  7. В Минской области стартовал трехдневный учебный сбор курсантов МЧС
  8. Путин обсудил с СБ обеспечение безопасности во время крупных мероприятий
  9. Зеленский допустил, что Украина не сможет вернуть силой утраченные территории
  10. Гершковича приговорили к 16 годам колонии
  11. Пленный сообщил, что солдаты ВСУ настроены ближе к РФ, но боятся преследования
  12. В СК предлагают сразу ставить на воинский учет при получении российского гражданства
  13. Открытие Олимпиады в Париже находится под угрозой срыва из-за забастовки
  14. Лукашенко обозначил задачи по сбору урожая в Беларуси
  15. Лукашенко: Ликвидаторы последствий урагана в Беларуси достойны госнаград

МНЕНИЯ

Во Львове убита главная укронацистка

Михаил Васильев

Фарион поплатилась за свою зоологическую ненависть ко всему русскому

Летите, соколы, летите

Павел Родионов

Новость, похожая на анекдот, пришла днях из зоны СВО.

О контроле за миграцией

Вячеслав Володин

Совершенствование миграционного законодательства имеет приоритетное значение для Государственной Думы.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также