Второе дыхание обожженной земли
В нынешнем апреле чернобыльской трагедии исполняется четверть века, однако ее последствия наиболее пострадавшие государства – Беларусь, Украина и Россия – ощущают до сих пор. В атмосферу было выброшено около 190 тонн опасных веществ, радиационное облако накрыло территорию площадью 160 тысяч квадратных километров. В Беларуси каждый второй из 118 районов оказался загрязненным радионуклидами, а 21 из них считается зоной особого радиоактивного загрязнения. В России же превышение допустимой нормы содержания в окружающей среде цезия-137 и стронция-40 отмечается в 15 регионах.
Экономический ущерб стран, принявших на себя основной удар катастрофы, исчисляется в миллиардах долларов. В первые дни после аварии люди погибали от облучения, с лица земли были стерты сотни населенных пунктов, тысячи людей выселены в другие районы.
В одиночку справиться с такими глобальными проблемами каждой из стран было бы практически невозможно. Без взаимопомощи Беларуси и России не удалось бы в кратчайшие сроки добиться столь заметных результатов. Поэтому, как было заявлено на недавней пресс-конференции «Совместная деятельность России и Беларуси по преодолению последствий чернобыльской катастрофы», которая состоялась в Национальном пресс-центре с участием членов Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, Союзное государство увеличит объем денежных средств, направленных на преодоление последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Здоровье превыше всего
Сегодня граждане, пострадавшие от радиации, получают своевременную и качественную медицинскую помощь. Кроме того, на это направлена вся система здравоохранения. После катастрофы как в Беларуси, так и в России появились специализированные центры. Так, в Гомеле почти десять лет назад был построен Республиканский научно-практический центр радиационной медицины и экологии человека (РНПЦРМиЭЧ), единственный в Беларуси, который включает в себя онкологический стационар. Получить медицинскую помощь здесь могут не только белорусы, но и жители России, приезжают также граждане многих стран ближнего и дальнего зарубежья – Украины, Израиля, Казахстана...
Специалисты признаются, что с первых дней катастрофы они ожидали вспышку онкологических заболеваний. На самом деле этого, к счастью, не произошло, успокаивают врачи. Участились лишь случаи выявления патологий щитовидной железы. Однако благодаря совместной работе специалистов Союзного государства смертность от этого заболевания удалось свести к нулю. Сегодня люди с удаленной щитовидкой работают, создают семьи, живут полноценной жизнью.
– Правда, окончательно утверждать, что радиация существенным образом не повлияла на здоровье человека, пока рано, – говорит заведующий клинико-экспериментальным отделом РНПЦРМиЭЧ Эльдар Надыров. – В группе риска находятся люди, которым на момент аварии не исполнилось 18 лет. Сейчас им около 40 лет. А злокачественные новообразования развиваются наиболее активно после пятидесяти. Поэтому окончательно судить о взаимосвязи радиации и рака можно будет только через несколько лет.
Специалисты центра совместно с российскими коллегами из Центра экстренной и радиационной медицины в Санкт-Петербурге провели обследование людей, подвергавшихся радиоактивному излучению в 1986 году, и сделали сенсационное открытие. У пациентов, у которых отмечались проблемы со щитовидной железой, в этом органе врачи обнаружили радиационный маркер – межъядерный хромосомный мост, соединяющий две клетки. По мнению ученых, именно наличие этого маркера указывает на то, что болезнь вызвана радиацией, а дальнейшие исследования в этом направлении позволят сделать огромный рывок как в диагностировании болезни, так и ее лечении.
– Это пилотное исследование, и мы уже подали заявку на получение патента на это научное открытие, – подчеркнул Эльдар Надыров.
Вместо ржи – пайза
Последствия аварии на ЧАЭС весьма негативно отразились на аграрной отрасли. Только в Беларуси из сельхозоборота было выведено около 264 тысяч гектаров земли. Для небольшой страны это очень значительные потери.
Сегодня эти земли постепенно осваиваются заново. Правда, традиционные злаки на полях южных районов Гомельской области часто уступают место экзотическим для этих широт культурам – пайзе, сильфии, чумизе. Урожай названных растений не накапливает радиоактивных изотопов и при этом прекрасно подходит для изготовления комбикормов для домашнего скота.
– Прежде чем засеять поле той или иной культурой, проводятся тщательные исследования местности, – говорит директор Республиканского научно-исследовательского унитарного предприятия «Институт радиологии» (г. Гомель) Виктор Аверин. – Мы проверяем почву, воздух, воду на предмет высокого содержания радионуклидов и на основе этих данных составляем карты, на которых указаны опасные и безопасные для посевов и выгула скота зоны.
На развитие экономики пострадавших территорий, разработку и внедрение новых технологий была направлена Союзная программа Беларуси и России «Пилотные проекты». Так, в СПК «Зарянский» Славгородского района Могилевской области налажено производство экологически чистой товарной конины. А «Славгородский пищевик» теперь производит продукты питания антиоксидантного действия из сушеных овощей и картофеля. Благодаря программе введены в оборот значительные площади в Костюковичском районе.
Многие предприятия Беларуси, находящиеся в зоне особого радиационного загрязнения, прошли переспециализацию субъектов хозяйствования, то есть сменили один вид деятельности на другой, более безопасный для этой территории. Например, там, где ранее производили молоко, стали производить мясо, и наоборот.
Однако жители южных районов Гомельской области по-прежнему с большой настороженностью относятся к выпускаемым в этих регионах продуктам, в частности к молоку. Поэтому Виктор Аверин заверяет, что благодаря жесткому государственному санитарному контролю «плохое» молоко никогда не появится на полках магазинов. А сыры и масло, произведенные из здешнего молока, вовсе не способны удерживать вредные вещества и поэтому абсолютно безопасны.
Информирован – значит, вооружен
На ликвидацию последствий аварии на ЧАЭС Союзное государство только в 2011 году планирует направить около 2,3 миллиарда долларов.
– Сегодня вопрос об отселении людей в более чистые районы уже не актуален, поэтому не стоит в повестке дня. Эти средства пойдут прежде всего на дальнейшее освоение все еще непригодных для жизнедеятельности земель, – говорит член Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по вопросам экологии, природопользования и ликвидации последствий аварий Владимир Синяков. – Повсеместно на пострадавших территориях возводятся жилые дома, строятся школы, дошкольные учреждения, дома культуры, прокладываются дороги и газовые сети. В этих районах практически решена и проблема нехватки квалифицированных кадров.
Кроме того, пять лет назад Союзным государством была принята третья программа совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы. Благодаря ей была создана единая система специализированной медицинской помощи, через которую прошли более 13 тысяч человек, а также введены в оборот многие сотни гектаров сельскохозяйственных угодий и земель лесного фонда Беларуси и России.
– В рамках союзной программы организована также деятельность Российско-белорусского информационного центра по проблемам катастрофы на ЧАЭС, – говорит начальник отдела научного обеспечения и международного сотрудничества Департамента по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь Ольга Луговская. – Увы, людей по-прежнему слово «радиация» пугает, а многие до сих пор не знают, как правильно себя вести в зоне особого радиоактивного загрязнения. И наша задача – дать населению максимально полную информацию на этот счет. Сотрудники центра ведут активную работу с молодежью, в школах пострадавших районов работают кабинеты радиационной безопасности и основ безопасности жизнедеятельности. Выходит также журнал «Возрождаем родную землю». Мы хотим показать населению, что в этих прекрасных местах человек может жить полноценной жизнью и сегодня, если правильно информирован. И то, что люди постепенно возвращаются на малую родину, лишний раз это подтверждает.
Марина БРУЯКО
Фото БелТА