САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

112 лет на службе у столицы

7 апреля исполнилось 112 лет московскому трамваю – самому старому виду общественного транспорта в Москве.
Почему некогда он был так популярен среди москвичей и что происходит с ним сегодня?
Само слово «трамвай» имеет иностранное происхождение: в переводе с английского языка «tram» означает «вагон», а «way» – путь. Вагон, следующий по пути, – в целом это отражает суть трамвая. Однако первоначально это название имел не привычный для нас электрический трамвай, а его прямая прародительница – конно-железная дорога, или, в просторечии, конка.

7 апреля исполнилось 112 лет московскому трамваю – самому старому виду общественного транспорта в Москве.
Почему некогда он был так популярен среди москвичей и что происходит с ним сегодня?
Само слово «трамвай» имеет иностранное происхождение: в переводе с английского языка «tram» означает «вагон», а «way» – путь. Вагон, следующий по пути, – в целом это отражает суть трамвая. Однако первоначально это название имел не привычный для нас электрический трамвай, а его прямая прародительница – конно-железная дорога, или, в просторечии, конка.

Широко распространившаяся во второй половине XIX века в ряде крупных городов России, она представляла собой экипаж, который двигался по рельсам при помощи пары-тройки лошадей, управлявшихся кучером, и курсировал по заранее утвержденному маршруту. Это был своего рода переходный этап от карет и экипажей к городскому трамваю. В то же время этот вид транспорта имел и свои неудобства: так, первоначально у него не было остановок, пассажиры вскакивали в вагоны «на ходу», а для выхода просили кучера несколько замедлить ход. Соответственно, и скорость движения была низкой.
Бурное промышленное развитие Москвы на рубеже XIX-ХХ веков, расширение ее территории, активная застройка и рост населения – все это способствовало увеличению потребности горожан в удобном и быстром общественном транспорте. Конно-железная дорога уже не могла удовлетворить всех запросов москвичей, что ускорило появление новой разновидности общественного транспорта – электрического трамвая.
Регулярное движение первого московского трамвая по загородной линии от Бутырской заставы до Петровского парка открылось 26 марта (7 апреля по новому стилю) 1899 года. Вагоны курсировали с 8 часов утра до 8 часов вечера, билет стоил 6 копеек. Этот день, 7 апреля, считается официальным днем рождения трамвая в Москве. В июле того же 1899 года первая линия, получившая название Долгоруковской, была продлена до Страстного монастыря, а также открыта вторая, названная Петровской – от Петровского дворца до Тверской заставы.  В 1912 году использование конки было окончательно прекращено, а электрический трамвай стал главным видом общественного транспорта, завоевавшего симпатии большинства москвичей. Новые линии были проведены в Сокольники, Марьину рощу, к Преображенской и Семеновской заставам, в район Грузинских улиц. Вскоре стало возможным не только связать окраины с центром, но и окраины между собой – с помощью создания диаметральных маршрутов (например, между Семеновской заставой и Георгиевской площадью). В 1907 году появилась и первая кольцевая линия, движение по которой начиналось от Тверской заставы, возле Белорусского вокзала. В дальнейшем расширение сети трамвайных линий в Москве продолжалось вплоть до 1914 года.
Остановившееся в годы Первой мировой войны, революции и Гражданской войны строительство трамвайных путей было возобновлено в 1923 году, когда оказалась проложена новая линия в Останкино. В дальнейшем трамвай, несмотря на появление автобуса, а в начале 30-х годов и троллейбуса, продолжал быть основным видом общественного транспорта столицы. Вторая половина 1920-х годов и первая половина 1930-х годов трамвайными путями были охвачены Бульварное и Садовое кольцо, главные улицы и магистрали столицы, а также ее окраины. После 1935 года, когда у трамвая появился такой мощный конкурент, как метро, были разобраны некоторые линии, дублировавшие первые ветки подземки. О том, какую значительную роль в повседневной жизни москвичей играл трамвай, какие истории и случаи здесь происходили, сохранилось немало свидетельств в литературе: Ильф и Петров в «Золотом теленке» описали знаменитые трамвайные ссоры и склоки, в сатирической форме высмеяв быт 20-30-х годов. Михаил Зощенко шутливо рассказал о тяжелой профессии кондуктора в рассказе «Не надо иметь родственников». Михаил Булгаков в одной из сцен «Мастера и Маргариты» попытался поместить Кота-Бегемота в «Аннушку». Осип Мандельштам сочинил шуточное детское стихотворение «Клик и Трам», одушевив два трамвая и сделав их двоюродными братьями. Нельзя не вспомнить и самого известного в русской литературе трамвайного кондуктора – Константина Георгиевича Паустовского, который перед Первой мировой войной служил трамвайным кондуктором и оставил об этом периоде своей жизни воспоминания.
В московский фольклор прочно вошел знаменитый трамвай маршрута «А», следовавший по Бульварному кольцу, которое также называлось «кольцом А». Москвичи шутливо прозвали этот трамвай «Аннушкой». Появившись впервые еще в 1911 году, он не раз менял свой путь следования: первоначально его основной трассой было Бульварное кольцо и набережные (Пречистенская, Кремлевская и Москворецкая), затем часть маршрута была перенесена на другую сторону Москвы-реки, в 1930-е годы он утратил «кольцеобразность», а потом и вовсе претерпел существенные изменения. Сегодня трамвай «А», один из ветеранов трамвайного дела Москвы, курсирует между Калужской площадью и станцией метро «Чистые пруды».  
В прежние годы существовала еще одна разновидность трамвая – грузовой трамвай. Началось все с почтовых вагонов, которые курсировали между Почтамтом на Мясницкой улице и главными московскими вокзалами. Вскоре схожим образом оказались связаны между собой промышленные предприятия, склады и магазины в пределах города – грузовой трамвай осуществлял подвоз и развоз грузов. Особенно востребованным такой вид транспорта был во время Первой и Второй мировых войн. С 1950-х годов грузовой трамвай начал уходить с улиц Москвы, а в 1972 году окончательно исчез.
С начала 1980-х годов городской трамвай в Москве начинает терять свой статус. Падение былой популярности началось уже после войны, однако долгое время трамвай оставался одним из основных средств общественного транспорта. Его вывод из центра начался еще в 1950-х годах, но на окраинах господство трамвая сохранялось. Последняя линия была построена в 1982 году в районе Строгино – с этого времени и по сей день трамвайная сеть в столице только сокращается. В 90-х и начале 2000-х годов многие улицы столицы утратили свои трамвайные линии. Закрыта линия на проспекте Мира, практически лишилась трамвая Пресня, в 2004 году сняты рельсы с Ленинградского проспекта. В 2007 году едва не было закрыто трамвайное депо им. Апакова, что должно было повлечь за собой ликвидацию трамвая на Шаболовке, – к счастью, осуществление этого проекта было отложено. В 2008 году – снова ликвидация, на этот раз одной из самых старых трамвайных линий города – на Лесной улице.
Но повод для оптимизма в отношении столичного трамвая все же есть. Эксперты считают, что он не только может быть сохранен, но и должен получить новый импульс к развитию.
– В данный момент положение трамвая в Москве несколько лучше, чем было 5 или 10 лет назад, – считает координатор общественного движения «Архнадзор», историк московского транспорта Юрий Егоров. – Сейчас о трамвае все больше стали говорить как о перспективном виде общественного транспорта. В чем-то это вызвано результатами многолетней практики уничтожения трамвая – ни на одной улице, где был убран трамвай, легче ездить не стало. С другой стороны, все европейские страны развивают трамвайные системы. Из всех видов городского наземного транспорта только трамвай имеет возможность движения по полноценной выделенной полосе – для этого достаточно использовать обычный железнодорожный путь без дорожного покрытия. Для Москвы переход к развитию трамвая может позволить в ближайшие несколько лет существенно решить проблему пробок пусть даже не в масштабах города, но в каких-то частях. Для этого требуется провести комплекс мероприятий, часть из которых уже озвучена новым руководством города, часть – пока нет. Отдельная проблема – подвижной состав и пути. У нас очень мало низкопольных трамвайных вагонов, нет двусторонних вагонов – пока это все существует в основном в виде опытных образцов.  
Немаловажную роль в сохранении трамвая сыграло появление крупного общественного движения «Москвичи за трамвай», предложившего свои варианты развития сети городского общественного транспорта в столице и призвавшего остановить разрушение трамвайных и троллейбусных линий.
Судьба московского трамвая сегодня внушает опасения. Но не будем торопиться сбрасывать трамвай с корабля современности. Все же есть надежда, что «Аннушка» и ее железные коллеги сохранятся на улицах современной Москвы и смогут еще послужить городу на славу.

Никита БРУСИЛОВСКИЙ

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Вячеслав Володин: Последнее пленарное заседание осенней сессии Госдумы состоится 18 декабря
  2. Специалисты заявили о кадровом старении в России
  3. Глава комитета НАТО Бауэр: Альянс обсуждает превентивные удары по России
  4. Минобороны РФ: Российская ПВО сбила восемь баллистических ракет
  5. Главы МИД Беларуси и Пакистана обсудили сотрудничество на международной арене
  6. Целевой патент для работы в РФ будет выдаваться иностранцам не более чем на два года
  7. Вячеслав Володин: В Госдуму внесен законопроект о запрете принимать в школы детей мигрантов, не знающих русский язык
  8. Александр Лукашенко прибыл с официальным визитом в Пакистан
  9. Владимир Путин: Введение российских онковакцин будет прорывом
  10. Владимир Путин и Вероника Скворцова обсудили помощь мобильных медицинских отрядов в СВО
  11. Военкор Коц: Российские войска ликвидировали до 600 солдат ВСУ в Ольговском лесу
  12. Беларусь и Пакистан подготовили дорожную карту всестороннего сотрудничества до 2027 года
  13. Родион Мирошник: ВСУ устроили кровавую баню в Селидово, желая повторить Бучу
  14. Владимир Путин подчеркнул важность проекта «Без срока давности» для сохранения исторической памяти
  15. Аналитик не исключил, что ЕС отправит отдельные воинские контингенты на Украину

Парламентское Собрание

Депутаты активно расчищают дорогу на пути российско-белорусского сотрудничества

История Парламентского Собрания насчитывает больше четверти века. Внушительный срок для любой международной структуры.

Политика

Вячеслав Володин - об ответе Западу: Россия себя защитит. И у нас есть, чем это сделать!

Наша страна вправе использовать свое вооружение против военных объектов тех государств, которые нас атакуют

МНЕНИЯ

Хватит засорять язык!

Олег Зинченко

Почему у нас такая тяга к иностранным словам?

Сожгли шалаш Ленина. Хотят поджечь страну?

Михаил Васильев

Поступать с историческими памятниками как на Украине – желать России такой же судьбы

Зачем Абхазии валюта Союзного государства?

Анатолий Заусайлов

Местная оппозиция предлагает сделать республику полигоном для ее тестирования

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также