На страже «зеленых» рубежей
Восемь лет назад указом Президента Беларуси была образована Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь. Эта мощная, наделенная широким кругом полномочий и прав организация буквально за несколько лет сумела не только сбить «девятый вал» браконьерства, но и практически полностью отбить «жажду» браконьеров к легкой добыче.
Особые права
Сегодня аналогов этой белорусской Государственной инспекции – специально уполномоченного государственного органа, подчиненного непосредственно главе государства, нет ни в одной другой стране. Оправдан ли ее столь высокий статус? В Европе десятки государств, каждое из которых имеет отличное от других законодательство, в том числе и природоохранное. И каждое государство самостоятельно выбирает, каким образом обеспечить его выполнение. Чтобы оценить оправданность создания в Беларуси природоохранной инспекции столь высокого статуса, надо вспомнить состояние правопорядка в природоохранной сфере в начале двухтысячных годов. Тогда в лесах и на водоемах безнаказанно хозяйничали браконьеры всех мастей. В государстве не было структуры, способной эффективно противостоять браконьерству, не было и соответствующей правовой базы. Поэтому работники Госинспекции были вынуждены на первых порах сами заняться наведением порядка в охотничьих и рыболовных угодьях. С этой целью государство наделило госинспекторов широчайшими полномочиями, достаточными как для самостоятельного пресечения правонарушений, так и для проведения работы с теми, кто в силу своих должностных обязанностей отвечает за состояние правопорядка в природоохранной сфере.
Гонка вооружений
Современный браконьер уже давно не ограничивается банальными сетями и ружьями. В его распоряжении – целый арсенал самых современных технических средств. Для того чтобы успешно противо-
стоять нарушителям, белорусская Госинспекция также оснащается. В ее распоряжении – современные автомобили, моторные лодки с мощными двигателями, квадроциклы, приборы фото- и видеодокументирования и наблюдения, усовершенствованные по дальности и качеству приема сигнала средства наблюдения, на которые установлены электронно-оптические. Имеющиеся в Государственной инспекции технические возможности позволяют представлять в суды самые неопровержимые доказательства, чтобы нарушители природоохранного законодательства не ушли от ответственности. При необходимости последние новинки технического прогресса будут поставлены на вооружение Государственной инспекции.
Осознавая, что проблемы охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности не могут быть успешно решены лишь усилиями одних государственных органов, в Госинспекции организовали так называемую «горячую линию», на номера которой может звонить любой неравнодушный к природе житель страны. Например, в 2010 году на «горячую линию» Государственной инспекции поступило 2116 обращений о нарушениях природоохранного законодательства, по которым было выявлено 1166 правонарушений. Недавно от Государственной инспекции поступило предложение предоставить ей права поощрять граждан, в том числе материально, за активное участие в охране окружающей среды и внесение значительного вклада в оказание помощи Государственной инспекции.
Каждому – по заслугам
Благодаря своей высочайшей степени подчиненности, белорусской Госинспекции удалось уравнять перед законом всех нарушителей. Подтверждение тому – привлечение к ответственности более тысячи должностных лиц разного ранга только за прошлый год. Есть в ее «черном списке» задержанных немало и влиятельных людей, потому как у госинспекторов достаточно полномочий для пресечения правонарушений, кем бы они ни были совершены. Конечно, должностные лица предпринимают всякие попытки уйти от ответственности – ведь при задержании они автоматически теряют не только деньги на уплату штрафа, но и свое положение в обществе. Однако работники Государственной инспекции в необходимой мере защищены законом от какого-либо давления.
Наказания за нарушения в природоохранной сфере в Беларуси предусмотрены довольно суровые, вплоть до уголовной ответственности. За административные правонарушения в сфере природопользования для физических лиц штраф не превышает 1,75 миллиона белорусских рублей (почти 600 у.е.), для юридических лиц – до 35 миллионов белорусских рублей. Однако кроме уплаты штрафа правонарушители обязаны возместить вред, причиненный природным ресурсам, который рассчитывается по специальным таксам и иногда оказывается весьма значительным. Например, если незаконно добыт один судак или карась золотой, то подлежит возмещению ущерб в сумме 70 тысяч белорусских рублей. Если же он добыт во время нереста, то сумма, подлежащая выплате для возмещения ущерба, увеличивается в три раза. Если к тому же экземпляр этой рыбы добыт при помощи электроудочки, то эта сумма увеличивается еще в 5 раз. Таким образом, даже одна незаконно добытая рыбка независимо от ее размера для правонарушителя обойдется в кругленькую сумму.
В практике Государственной инспекции нередки случаи, когда задержанные за браконьерство правонарушители по решению суда затем выплачивают штрафы, возмещают судебные издержки и причиненный ущерб, общая сумма которых доходит до 10 тысяч долларов.
Например, в конце 2009 года инспекторами были задержаны двое браконьеров, пользовавшихся электроудочкой. Они добыли 18 особей ручьевой форели. Судом за совершение преступления им было назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 2 года 6 месяцев с отсрочкой наказания сроком на 1 год и с возмещением причиненного ущерба в размере 17,9 миллиона белорусских рублей.
А в начале 2010 года за нарушение Правил ведения охотничьего хозяйства и охоты госинспекторами были задержаны двое жителей России, которые охотились, передвигаясь на снегоходах. За незаконную охоту с использованием транспортных средств браконьеры были приговорены к выплате штрафов в размере около 6 тысяч долларов с конфискацией снегохода «Поларис», карабина «Сайга» и фароискателя.
Руководство белорусской Гос-
инспекции, несмотря на собственный положительный опыт организации, активно интересуется работой зарубежных природоохранных структур. В первую очередь белорусов интересует работа в области охраны природных ресурсов в соседних странах – России, Украине, странах Балтии. Ведь условия в этих странах похожие, да и развиваться самостоятельно 20 лет назад они начали практически на одной базе.
Особая,
но не единственная
Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте Беларуси – не единственная природоохранная структура, призванная пресекать браконьерство. В системе Государственной инспекции – всего 250 инспекторов. В то же время в системе Министерства лесного хозяйства Беларуси – почти 14 тысяч должностных лиц, в обязанности которых входит охрана лесных и арендованных охотничьих угодий. Егерская служба крупнейшего арендатора охотничьих угодий – Белорусского общества охотников и рыболовов – также составляет более 500 работников. В каждом районе страны имеются инспекции Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, в задачи которых входят помимо иных и вопросы компетенции Государственной инспекции. Пресечение правонарушений, в том числе по линии природопользования, входит в обязанность органов внутренних дел. Поэтому с недавнего времени работа Госинспекции в большей степени направлена на активизацию деятельности арендаторов и пользователей лесных охотничьих и рыболовных угодий, местных исполнительных и распорядительных органов по самостоятельному обеспечению эффективной охраны вверенных им природных ресурсов. Ведь период становления Государственной инспекции прошел. Теперь ее стратегические задачи – усиление контрольной и координирующей роли в системе природоохранных органов страны, а также совершенствование взаимодействия с природоохранными органами других государств.
Сергей МУРАВСКИЙ