«Даруй мне тишь твоих библиотек…»
Станет ли в скором времени «человек читающий» исчезающим видом? Возможно, об этом беспокоиться еще рано. Но то, что электронные книги и Интернет составляют сегодня серьезную конкуренцию книге бумажной и традиционным библиотекам, – абсолютно очевидно. В Сети найдется все – мнение распространенное, однако же спорное. И не стоит торопиться сбрасывать привычные библиотеки «с корабля истории».
Обо всех процессах, происходящих в стенах книгохранилищ, где, как точно замечали древние, «мертвые разговаривают с живыми», о читателях и книгах лучше всего знает директор Российской государственной библиотеки Александр Вислый. Именно он рассказал о том, как сегодня живут библиотеки в России и какая судьба их ожидает в будущем.
– Александр Иванович, по-вашему, кто он, современный читатель Российской государственной библиотеки? Вы могли бы представить его социально-психологический портрет?
– Очень просто. Это студент, вероятнее всего – второкурсник или третьекурсник, который готовит реферат или курсовую работу и соответственно обратился в библиотеку в поисках материала. Или же пятикурсник на стадии подготовки к диплому. Таким образом, это люди, которые приходят за учебной литературой. Есть факт, который подтверждает это.
Российская государственная библиотека получает обязательные экземпляры каждой книги, которая издается у нас в стране. Два года назад по запросу Госдумы мы провели небольшое исследование. Взяли книги очень популярного автора, пишущего детективы, – имя не назову. У нас в хранении стоит более 300 книг этого автора – практически все им написанное. Нашей задачей было выстроить кривую спроса. И сотрудники РГБ выяснили: за все время не было ни одного запроса, ни один пользователь не заинтересовался книгами этого писателя. Хотя стоит отметить, что этот автор очень популярен и его книги успешно продаются. О чем говорит этот факт? В нашу библиотеку практически никто не ходит читать для души. Ходят учиться, работать, делать карьеру.
Таким образом, наш читатель – это молодой человек, который собирается строить карьеру и приходит к нам с целью повышения своего профессионального уровня. И есть небольшой контингент ученых, которые привыкли работать в нашей библиотеке с давних времен, те, кто занимается серьезной научной работой. Естественно, есть и некий очень небольшой срез читателей, которые действительно приходят почитать для души, а не для дела, но, повторюсь, таких очень мало.
– Сейчас на нас активно «наступают» всевозможные технические изобретения, которые облегчают доступ к разнообразной информации. Это сказывается на посещаемости библиотек?
– О нашей библиотеке я могу сказать смело: несмотря ни на что, посещаемость не падает. И даже растет. Читатель на сегодняшний день делится на две большие категории. Первая – те, кто приходит в библиотеку и работает с хранящимися материалами непосредственно здесь. Таких у нас в пики бывает до 4 тысяч в день (в первую очередь, конечно же, во время сессий). В обычный день у нас порядка 2 тысяч посещений. Вторая категория образовалась за последние десять лет – это те, кто работает с библиотечными материалами дистанционно – они читают тексты, выложенные на сайте библиотеки в других библиотеках. Предположим, эти читатели приходят в библиотеку Томского университета, но, сидя за компьютерами, работают с нашей электронной библиотекой диссертаций. Таких читателей сейчас значительно больше. И мы считаем не тех, кто просто зашел на сайт, а только тех, кто прочитал как минимум три страницы произведения. Таких – от 6 до 8 тысяч в день. Когда меня спрашивают, какая у нас библиотека, я уже не знаю, что говорить – электронная или традиционная… Читателей, которые изучают материалы в электронном виде, уже намного больше, нежели тех, кто работает с бумажным источником.
– Как сегодня РГБ может помочь читателям в регионах?
– Есть одна существенная проблема. Это предоставление доступа к произведениям, на которые еще не закончилось действие авторского права – то есть еще не прошло 70 лет с момента смерти автора. В Москве можно ознакомиться с этими текстами только в помещении РГБ. Для жителей регионов доступ предоставляется следующим образом: мы заключаем договор с библиотеками (у нас более 400 таких договоров), и читатель получает возможность, придя в помещение библиотеки где-то в регионах, пользоваться нашими электронными ресурсами. Он может сесть за компьютер, поискать, почитать с экрана, распечатать фрагмент этого произведения. Плата взимается только за распечатку текста. Это касается тех произведений, на которые действует авторское право.
Произведения, на которые авторское право уже не действует, находятся на нашем сайте в Интернете в свободном доступе. Из любой точки земного шара любой человек может почитать, скопировать, распечатать. Но преимущественно эти тексты датируются XIX – началом ХХ века. Последние читают не очень много.
– Существует ли проблема доступа в библиотеку для читателей в странах СНГ?
– В этом нет проблем. Просто заключается договор с нами. Читатель приходит в Национальную библиотеку Украины или Президентскую библиотеку в Беларуси и может работать с нашими материалами. То же самое касается библиотек многих университетов. В них имеются виртуальные читальные залы РГБ, которых сегодня более 400. Часть из них – в странах СНГ. Белорусам в этом плане легче всего – и в Национальной библиотеке, и практически во всех крупных университетах страны есть наши виртуальные читальные залы.
– Какова сегодня степень оснащенности библиотек современными электронными технологиями? Бесспорно, РГБ – самая оснащенная в России, а какие есть данные по библиотекам страны?
– Действительно, все, что нужно на современном уровне, у нас есть. Есть и оборудование, и программное обеспечение. Проблема только с авторским правом, с возможностью получения электронной копии современного учебного пособия или монографии. Пожалуй, для РГБ на сегодня это единственная проблема. Что можно сказать о библиотеках страны? Ситуация в целом не так плоха, как кажется на первый взгляд. По всей стране действуют региональные библиотеки. Есть компьютеры, есть доступ к Интернету. Где-то лучше, где-то хуже. Но в целом все благополучно. То же самое касается вузовских библиотек. Есть также широкая сеть общедоступных библиотек. Их у нас в стране 45 тысяч. Это сельские библиотеки, муниципальных образований, районные, городские. Сейчас Госдума приняла закон о бюджете на 2011-2013 годы. Согласно ему предусмотрены деньги (каждый год – по одному миллиарду и 100 миллионов), которые пойдут на подключение этих 45 тысяч библиотек к Интернету и обеспечение минимального набора компьютерного оборудования. В этом году в качестве «пилота» выделено отдельной графой 50 миллионов на подключение библиотек Северного Кавказа. Мы посмотрим, как пройдет этот этап, и будем думать о том, как будут подключаться остальные библиотеки. Если все пройдет успешно, мы будем иметь другую библиотечную систему уже в 2014 году.
Основной вопрос – какие тексты будут доступны в этих библиотеках. Сейчас Российская государственная библиотека (в Москве) и Российская национальная библиотека (в Санкт-Петербурге) делают совместный проект. Его суть заключается в том, что вся российская классика должна быть оцифрована и доступна в этой широкой сети библиотек. Безусловно, сегодня можно, сидя дома за персональным компьютером, найти тексты в Интернете. Но в большинстве случаев это будут фрагменты или же далеко не все произведения нужного автора. Ясно, что «Евгений Онегин» в 100 вариантах есть в Интернете, а мы, в свою очередь, должны обеспечить читателям доступ ко всем произведениям каждого автора.
Есть и еще одна проблема. Где гарантия того, что текст, размещенный в Интернете, скажем, в библиотеке Мошкова, совпадает с текстом оригинала? В библиотеке же для этого будут специальные сотрудники, которые отвечают за точность текста, предоставленного в электронном варианте.
По окончании этого проекта вся русская классика должна быть оцифрована, размещена в Интернете, в свободном доступе, чтобы каждый гражданин мог как из библиотеки, так и из дома это прочитать.
– Насколько готовы сами библиотеки к таким преобразованиям?
– Точнее сказать, насколько готовы сотрудники библиотек. Это серьезный вопрос. Дело в том, что мы держимся на кадровых сотрудниках, которые работают здесь уже много лет. Зарплаты в библиотеках небольшие, и новые сотрудники идут неохотно. Такая проблема есть во всей библиотечной системе. Если средний возраст сотрудника библиотеки – 48 с половиной лет, в их юности компьютер был чем-то недостижимым. А среднему читателю нет и 25 лет – это поколение уже родилось с «мышкой» в зубах и с клавиатурой в руках. Получается определенный дисбаланс. Запросы читателей не совпадают с теми возможностями, которые могут предоставить сотрудники. И это понятно: ведь наши сотрудники в большинстве своем начали учиться работе с компьютерами в 40-45 лет! Процесс «омоложения» состава сотрудников библиотек должен происходить по стране. От успеха этого процесса будет зависеть, как много читателей через 5-10 лет придет в библиотеку. Ведь может получиться так, что человек предпочтет заплатить и скачать какую-то литературу в Интернете и этим ограничиться. Есть такая опасность, что чтение как таковое по мере развития электронных средств переместится из стен библиотеки в дома. Это основная проблема.
– Не случится ли так, что через 10-15 лет в библиотеках останутся только книги и несколько верных библиотеке читателей, а весь поток студентов и аспирантов сместится в Интернет?
– И такое может случиться. Конечно, книга не исчезнет. Читать для души все равно будут в основном печатную книгу. А для учебы и работы предпочтут электронную версию. Особенно в ситуации, когда до экзамена остается одна ночь – тут уж точно не до похода в библиотеку.
Одними запретительными мерами сделать ничего нельзя. Разумнее сделать так, чтобы услуги библиотеки стали легче и проще, удобнее, чем все остальное. Примерно то же и с такси – можно до бесконечности бороться с нелегалами, но самый эффективный путь – это сделать так, чтобы легальное такси было дешевым, удобным и быстрым. Нелегалы тут же сами исчезнут. Для библиотек существует стратегический путь развития – наращивание сервисов, направленных на обеспечение удобства работы читателя в библиотеке. Тогда читатель будет понимать, что, заплатив деньги в Интернете за литературу, он не всегда и не все получит. А в библиотеке совершенно бесплатно он получит в разы больше.
– А как вы представляете себе библиотеку будущего?
– Я не буду загадывать на 100 лет вперед. А если перенестись лет через 50… Во-первых, непременно будет обеспечена возможность выбора для читателя. Он сможет сразу же сесть за компьютер и почитать то, что нравится, с экрана компьютера. Но, не отходя от компьютера, он должен уже через 15-20 минут получить печатную книгу. Такой режим работы еще не обеспечен ни в одной из крупных библиотек. К этому нужно стремиться – чтобы человек мог получить и электронную версию, и печатную продукцию. Чтобы ему не приходилось долго ждать, стоять в очереди, заказывая книгу. Это обеспечит и экономию времени, и возможность выбора. Так читатель почувствует себя в библиотеке свободнее.
Во-вторых, придя в любую библиотеку, читатель должен иметь возможность почитать все, что издано в мире. Конечно же, в электронном виде. Вплоть до того, что даже материалы библиотеки Конгресса должны быть доступны в библиотеке Нижней Масловки. Главное – обеспечить канал связи.
В-третьих, в будущем должны быть расширены возможности обслуживания внутри библиотеки. Это означает, что мы должны предоставлять не только книги, но и аудио-, видеозаписи, электронные учебники, если, конечно, это направление не окажется тупиковым. Об этом сегодня много говорят, но, увы, воз и ныне там. А если библиотека обеспечит такую возможность – будут читатели, будет интерес к чтению и книге. Вот это и будет та самая библиотека будущего.
Беседовала
Татьяна КУТАРЕНКОВА