САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

Тот самый Пестов

По-настоящему творческие люди – это штучный товар, потерять их легко,  а найти потом очень трудно, убежден главный режиссер Белтелерадиокомпании и «Славянского базара в Витебске» Валерий Пестов

По-настоящему творческие люди – это штучный товар, потерять их легко,  а найти потом очень трудно, убежден главный режиссер Белтелерадиокомпании и «Славянского базара в Витебске» Валерий Пестов

Белорусское телевидение, его историю без Валерия Пестова трудно даже представить. Работать с ним для любого профессионала, будь то музыкант, актер, оператор, художник – большая честь и огромная ответственность. Еще бы, Пестов – главный режиссер Белтелерадиокомпании, профессор Белорусской государственной академии искусств, автор и режиссер-постановщик лучших музыкальных программ, автор первых клипов на ТВ, один из создателей творческого символа Союза Беларуси и России –  фестиваля «Славянский базар в Витебске», неизменный его постановщик и глава телевизионной творческой группы.
Во время его съемок павильоны и аппаратные всегда полны – младшие коллеги приходят поучиться у мастера. А на лекции в академии послушать Пестова собираются студенты всех факультетов, даже не имеющие никакого отношения ни к режиссуре, ни к ТВ. Им интересно не только то, что он рассказывает, но и как. Эмоционально, увлеченно, с большим юмором, с огромной любовью и уважением к своей профессии. Даже мне, хотя мы знакомы с Валерием около трех десятков лет, на многих проектах вместе работали, до сих пор слушать его каждый раз необычайно интересно.

–  Валерий, давай хотя бы коротко попробуем объяснить читателям, чем же занимается режиссер-постановщик на ТВ?
–  Скажем так – это та главная фигура съемочного процесса, человек, отвечающий буквально за все. Поээтому успех или неудача любого проекта зависит прежде всего от него.
На плечах режиссера-постановщика лежит выбор сценария, последующая работа над ним, подбор съемочной группы, света, костюмов, места съемок, декораций и еще многое-многое другое. То есть режиссер должен быть великолепным организатором, обладать широчайшей эрудицией и навыками практически всех телевизионных профессий: от оператора и художника до досконального знания всех технологических процессов, возможностей света, звука и монтажа. Он обязан уметь поддерживать благоприятную психологическую и творческую атмосферу во время работы, максимально использовать потенциал каждого участника съемочного процесса. Мне очень повезло в том, что на моих проектах удавалось собирать такие потрясающие команды суперпрофессионалов, как Виктор Гурович, Владимир Андронов, Галина Холод, Александр Катков. Всем им огромное спасибо!
–  А как сам Пестов оказался на ТВ?
–  В середине 60-х годов я учился в музыкальном училище в Молодечно на отделении скрипки. Учился так себе, без особого интереса, мне уже тогда больше нравилось слушать музыку, чем играть ее. И вот как-то собирают всех студентов на прослушивание в хор, так сказать, обязательная программа. Не приняли только двоих, у которых, как нам сказали, в то время ломались голоса: меня и моего однокурсника Юру Антонова. Да, того самого Юрия Антонова – ныне народного артиста России, лауреата всего, что только может быть, музыканта-легенду. Именно тогда мы с Юрой подружились и дружим до сих пор. Вместе мы увлеклись эстрадной музыкой, запрещенными тогда джазом и роком. Пластинки доставали с неимоверным трудом и упорством. А чтобы заработать на них, играли в ресторанах, на танцах и даже на похоронах.
Потом в армии подружился с Виктором Шевелевичем, в последствии известнейшим режиссером и актером, к сожалению, очень рано ушедшим из жизни. Он-то после службы и привел меня на ТВ, где сам тогда работал. Для меня это было как полет в космос. Не верил до последней минуты, что возьмут. Хотя очень хотелось, чтобы было именно так. После собеседования с известным и популярным тогда режиссером Анатолием Сакевичем был принят на работу. Причем Сакевич сразу взял меня ассистентом на свою ежемесячную эстрадную программу «Октава». Она тогда, в 70-е годы, была невероятно популярна среди зрителей. На первых съемках я мало что понимал. Поэтому очень благодарен и Сакевичу, и Шевелевичу еще и за то, что ни один мой вопрос они не оставляли без ответа.
А через год Сакевич говорит мне: «Все, хватит тебе ассистенствовать. Работай самостоятельно. Ты сможешь». И сказал так убедительно, что я и сам в себя поверил.
–  Одной из первых твоих самостоятельных больших работ стал спектакль Белорусского театра оперы и балета «История солдата» на музыку Стравинского. Что и говорить, постановка очень масштабная.
–  И масштабная, и сложная, ведь надо было организовать все –  балет ставить, с актерами работать, и «картинку» для ТВ выстраивать. К тому же театру вскоре предстояло уезжать на гастроли, поэтому нужно было спешить работать в четыре смены: и днем, и ночью, то есть буквально на износ. Но спектакль получился. Хотя стоит напомнить, что ТВ было тогда еще черно-белым, а возможности монтажа – мизерными, сделать одну склейку было сложнее, чем переснять полностью номер. Но благодаря азарту, какой-то сумасшедшей увлеченности и страсти у нас все получалось. Да и вообще интересное было время! При таких огромнейших нагрузках я даже учиться успевал в театрально-художественном институте.
–  Этот спектакль вы делали вместе с Владимиром Андроповым, преподававшим тогда в Белорусской государственной консерватории. Сейчас он в Москве, главный дирижер и художественный руководитель оркестра им. Осипова. Да и потом судьба сводила тебя со множеством интересных людей. Расскажи, как было с ними работать?
–  Обо всех рассказать попросту невозможно, потому как таких людей мне посчастливилось встречать очень много. Я ставил и снимал множество концертов классической музыки. В том числе и всемирно известных, великих артистов: Мстислава Ростроповича, Давида Ойстраха, Игоря Безродного, Генриха Нейгауза, Виктора Третьякова, Валерия Климова… Были и забавные случаи. Снимаем, помню, Нейгауза, он уже заканчивает последнюю пьесу, и тут к нему на рояль запрыгивает невесть откуда взявшаяся кошка. Увы, говорю, выхода нет, придется снимать сначала. «Я что-то не вижу, что вы опечалены!» –  возмущается Нейгауз. А я и отвечаю: «А чего печалиться, если есть счастливая возможность послушать вас вживую еще раз!» Злость великого музыканта как рукой сняло…
Позже работал практически со всеми эстрадными звездами СССР и многими зарубежными, потому как чисто эстрадную передачу «Встретимся после одиннадцати» снимал более двухсот раз. При этом она была настолько популярной, что белорусским артистам туда даже попасть было сложно –  стояла очередь из союзных знаменитостей. Только с Юрием Антоновым мы сделали больше 15 программ, и не просто сольных, это были настоящие концерты. Во многом благодаря этим работам, показанным и по всесоюзному телевидению, Юра стал знаменитым на весь Союз исполнителем, а я соответственно известным режиссером. Таким вот образом помогли друг другу.
А вот в том, что не почувствовал вовремя талант Аллы Пугачевой, каюсь. Где-то в 1975-1976 годах к нам в редакцию приехал руководитель ансамбля «Веселые ребята», в котором она тогда пела, и с ним –  Алла Борисовна. Замечу, это было задолго до выхода песни «Арлекино», сделавшей ее знаменитой. Мы прослушали их фонограммы, песню «Посидим поохаем», которая мне почему-то не понравилась, и я говорю: «Ансамбль давайте снимать, а солистку не надо!» За что и поплатился позже: по прошествии нескольких лет Алла Пугачева была с концертами в Минске. Я звоню ей и приглашаю сняться в передаче «Встретимся после одиннадцати». И через ее директора получаю ответ: «Солистки не надо!» Такая вот грустная история.
В то же время горжусь, что Ларису Долину распознал сразу. В начале 80-х в Минск приехал армянский оркестр, в котором она тогда пела, и я был просто потрясен ее вокальным джазовым мастерством, ее сумасшедшей энергетикой. После съемок ее первого концерта мы по-настоящему подружились, и впоследствии на приглашение или предложение о совместной работе Долина никогда не ответила отказом.
Не могу не вспомнить Виктора Вуячича. Замечательный артист, потрясающий человек, настоящий друг. А еще мудрый человек. Виктор Лукьянович и все члены его коллектива беспрекословно выполняли все мои требования и команды, хотя я тогда был еще очень молод, горяч и амбициозен. То же самое с Владимиром Мулявиным –  полное понимание, любое количество дублей, бесконечное терпение и понимание.
Или давай вспомним, как снимали «Машину времени». Как все скверно началось и как здорово закончилось! Начали с такого скандала, едва до рукопашной с Кутиковым не дошло, ты же сам нас разнимал. Тогда Макаревич с командой приехали на студию без костюмов, без инструментов, а мы-то готовились к съемке не только разговора, но и концерта. Техника, свет, павильон – все готово. А Кутиков заявляет: «Снимаем только беседу, а вместо концерта прокрутите запись, сделанную в Ленинграде. Лучше ведь все равно не снимете». Мол, куда вам до столиц! Но я – ни в какую. Так и сцепились. К счастью, Макаревич, зайдя в студию и увидев нашу готовность, вдруг всех успокоил: «Звоните, пускай все везут сюда –  и костюмы, и инструменты. Будем сниматься. И никаких споров».
После съемки Макаревич с Кутиковым отсмотрели запись, переглянулись, и Макаревич попросил: «Запишите это для нас, пожалуйста!» А на отказ, что, мол, для этого у нас нет ленты, Андрей и вовсе огорошил: «А вы на нашей ленте сотрите ленинградскую запись, а вашу запишите. С нас шампанское». Это был 1982 год, а в 1983 году этим концертом с огромным успехом мы представляли белорусскую «Теледискотеку» на фестивале молодежных программ в Молдавии.
Особые отношения у нас сложились с «Верасами», причем практически сразу после рождения этого коллектива. Как-то приходит к нам в редакцию Саша Тиханович, с которым мы до этого были знакомы, и просит: «Послушай нас!» Ставлю фонограмму – блестяще, просто классно. Я отослал их фонограммы на вильнюсское ТВ, где они тоже очень понравились, и мы начали делать совместные передачи, на которых, кстати, я был еще и ведущим. Потом приезжает из Москвы редактор с центрального телевидения: нужен концерт «Песняров»! Так как «Песняры» в это время были на гастролях, предлагаю послушать «Верасов». Полный восторг! После этого случая белорусский коллектив вышел на всесоюзный экран.
Не могу не вспомнить и не выразить отдельную благодарность Владимиру Провалинскому, этому замечательному человеку и певцу, сделавшему очень многое для популяризации искусства Союзного государства. От Беларуси он выступает на всех концертах в Москве, в посольствах, на всех «Славянских базарах в Витебске». А Иосиф Давидович Кобзон все свои концерты в Минске обязательно начинает со слов приветствия своему другу Владимиру Провалинскому.
–  А как пришла идея первым в Советском Союзе снять музыкальный клип?
–  Я делал новогоднюю программу «Соль в мажоре». И тут как раз вышел двойной диск Владимира Матецкого и Юрия Чернавского «Банановые острова», по звучанию очень не простой. И мне как режиссеру очень захотелось оригинально его «экранизировать». Уговорил авторов приехать. (Чернавский, что интересно, без коньяка никогда не работал, и когда он успевал пополнять его запасы, мне непонятно до сих пор.) Мы с великолепным оператором и моим другом Виктором Гуровичем прослушиваем музыку множество раз, но как снять и что снимать, решить все никак не можем. И тут Чернавский предлагает: «А давайте снимем клип!» И хотя все мы плохо представляли, как эти клипы снимаются, но работая над каждым кадром, над каждым монтажным переходом и под некончающийся коньяк Чернавского сценарий написали всего за один день. И так же за один день, опять же под коньяк, отсняли. И все получилось! Программа вышла сначала в Беларуси, а потом Матецкий передал кассету с нашей совместной работай в Москву.
Проходит время, смотрю «Утреннюю почту» по ЦТ, и ведущий Юрий Николаев объявляет: «Наконец-то у нас в Советском Союзе появился первый музыкальный клип, снял его в Минске режиссер Валерий Пестов». Именно так я узнал, что сделал это первым в стране. Потом уже специально ездил в Москву к Юре Антонову смотреть на его видеомагнитофоне (что тогда было огромной редкостью) клипы западных мастеров и учиться по ним. А сейчас в академии учу этому уже сам. Простое последовательное соединение кадров, как казалось вначале, оказалось совсем не простым делом.
–  Твоя работа главным режиссером Белорусского государственного цирка, полагаю, –  особая творческая страница?
–  Наверное, так, потому что туда меня привело желание попробовать себя в новой роли и в новом качестве. Да и к тому времени уже хотелось, чтобы не я снимал чужие работы, а снимали мои. Поэтому когда в 1983 году руководство Союзгосцирка пригласило меня в Москву и предложило занять должность главного режиссера Белгосцирка, я согласился почти сразу. Да и работа как-то хорошо пошла: все-таки свежий взгляд, желание отличиться не могли не сказаться. К тому же мне опять повезло. В 1985 году Союзгосцирком были выделены серьезные деньги на празднование столетия минского цирка. И хотя ЦК Беларуси запретило проводить праздник, мол, какое столетие, когда история страны начинается с 1917 года! Но деньги-то уже выделены, не пропадать же им. И тут к нам приезжает со своей программой украинский цирк «Львы и тигры» под руководством Владимира Шевченко. Приехали они в сентябре на целых полгода, но без «елки» –  так сказать обязательной новогодней программы. Я и предложил Шевченко поставить «Три толстяка» Юрия Олеши. У нас есть на это деньги, а у тебя все для постановки: звери, клетки, проволока, канатоходцы, наездники, большое количество других артистов. Написали сценарий, с боем его утвердили, потому что Союзгосцирк предлагал свой. Назвали представление «Оружейник Просперо». Съездили в Москву к вдове Юрия Олеши и получили добро на постановку, потому что идея ей очень понравилась. И мало того, что спектакль потом с колоссальным успехом прошел в Минске, его же я ставил потом в Москве в Новом цирке с тем же коллективом. Самый смешной номер получился с тигренком на поводке, когда он разгонял трех толстяков. «Толстяки» прыгали как мячики, потому что под огромными костюмами с каркасами у них были надутые автомобильные камеры. Когда спектакль принимал заместитель генерального директора Союзгосцирка, он сказал: «Ну что ж! За трюк –  пять баллов, а за нарушение техники безопасности – строгий выговор!» Засмеялся и ушел.
Кстати, тогда же на всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве я был назначен режиссером-постановщиком белорусской культурной программы. У каждой республики был свой центр со своими павильонами. Наш был в Парке Горького. Успех нашей программы оказался просто бешеным, в ней принимали участие даже белорусские космонавты Владимир Коваленок и Петр Климук. А «гвоздем» стал большой концерт «Верасов» с участием Дина Рида, на который пришло такое огромное количество зрителей, что они заняли даже проезжую часть. Концерт пришлось останавливать, чтобы навести порядок.
–  Ваши совместные работы с Михаилом Финбергом начались тоже во время работы в цирке?
–  Первая съемка оркестра цирка под управлением Михаила Финберга – наш общий дебют на белорусском ТВ в передаче «Праздник не кончается» в 1971 году. Хотя с Михаилом мы были знакомы еще задолго до этого, когда он еще играл на тромбоне в оркестре под управлением Бориса Райского. Почти все музыканты этого оркестра были детьми белоэмигрантов, у большинства из них за плечами была хорошая джазовая школа, поэтому они были с Финбергом единомышленниками. Да как играли! Очень многие зрители приходили в цирк только для того, чтобы послушать этих потрясающих музыкантов. Ты же сам работал со мной на джазовых фестивалях и видел, что зрители на концертах переживали настоящий шок. Коллектив работает как единая, четко отлаженная машина, а сам Финберг не просто механически дирижирует, каждая композиция – это его нерв, кусочек его жизни. Такой коллектив –  достояние, богатство страны, настоящая Беларусь. Поэтому отнюдь не случайно во время проведения Дня Союзного государства в Москве, на концерте Михаила Финберга всегда аншлаг и зал аплодирует стоя.
К слову, для меня как музыканта, режиссера, гражданина Союзное государство тоже не символ, а данность. Никто нас нигде и никогда не делил на своих и чужих. Я всегда был и остаюсь своим человеком в Москве, всегда принимал и принимаю с удовольствием российских артистов у нас в Беларуси, мы всегда были и остаемся единым целым. Я уверен, что наше общее будущее будет по-настоящему великим.
–  Культурным символом Союзного государства давно стал «Славянский базар в Витебске». И ты стоял у его истоков. Как все начиналось?
–  Для меня этот фестиваль начался намного раньше 1992 года, когда он прошел впервые. Витебск и польский город Зелена Гура, в котором проходил фестиваль советской песни, – города-побратимы. Поэтому белорусское руководство решило тогда в ответ провести фестиваль польской песни в Витебске. В конце 1987 года вызывает меня министр культуры БССР Юрий Михайлович Михневич и говорит: «В июле 1988 года будем проводить фестиваль. Будем строить амфитеатр. Вот его проект – подпишите, вы будете в качестве режиссера». Дают мне чертежи, расчеты –  а что я в них понимаю? Но с министром не поспоришь. И я методом тыка, сделав какие-то поправки, например увеличив количество гримерок, высоту потолков, проект подписал. Зимой 1988 года мы с художником Эрнстом Гейдебрехтом приезжаем в Витебск – сейчас, кстати, он главный художник оперных театров в Германии. Нам уже надо сценографию делать, а на месте будущего амфитеатра – каток, люди гуляют, дети на коньках катаются! Но чудо все-таки произошло: подключив лучших специалистов и строителей, амфитеатр сдали в срок. Можно начинать работать. И мы старались.
Правда, буквально накануне фестиваля во время первой репетиции обнаружилась серьезнейшая накладка. Я выхожу на сцену, даю какие-то команды, и тут всем становится страшно: жуткий резонанс, так как звук со сцены отражается о стену. А до фестиваля –  считанные дни. И мы нашли необычный, но единственный выход. Со всех общежитий Витебска собрали матрасы и обили ими стену, отражающую звук, потом декорировали ее флажками и разной атрибутикой. Тем и спаслись. Дефект этот, конечно, потом был устранен.
Так, в том числе с покупки аппаратуры и оборудования, и начинался для меня будущий «Славянский базар».
Для меня этот фестиваль, который действительно является культурным символом Союзного государства, –  самый важный и любимый. Он никогда не получается пафосным, он очень добрый и дружелюбный, и халтура на нем никогда не проходит. Не зря его девиз: «Через искусство – к миру и взаимопониманию!»
–  Ты известнейший режиссер, тебя знают все творческие люди Беларуси, России, Украины, Прибалтики, твои работы ценят и в других странах Европы. Не мешает ли эта слава ежедневной работе в должности главного режиссера Белтелерадиокомпании, главного телеканала Беларуси? Интересна ли тебе твоя ежедневная работа?
–  Слово «интересна» тут не совсем подходит. Самое главное для меня –  это сформировать коллектив единомышленников-творцов и, что очень сложно, сохранить его. Обеспечить людей проектами, работать так, чтобы они не ушли, –  это очень непросто. Нужно же ставить режиссеров на проекты согласно их интересам, потому как передачи снимаются разные, да и люди, которые их снимают, тоже разные. Но даже если способный человек уходит, я всегда держу его в поле зрения, знаю, что если будет большой интересный проект, то я позову его и он будет со мной. Ведь по-настоящему творческие люди – это штучный товар, потерять их легко, а вот найти потом очень трудно.
–  Чем и как Белтелерадиокомпания живет сейчас?
–  Произошло колоссальное техническое перевооружение. Самое лучшее телевизионное оборудование в Европе – это у нас. Можем делать все! Произошла смена руководства. Геннадий Давыдько, назначенный руководителем Белтелерадиокомпании совсем недавно, –  очень творческая личность, артист, прошел школу депутата, имеет руководящий опыт: был директором Театра им. Янки Купалы. И мы все надеемся, что наше ТВ с его приходом станет более духовно наполненным. Больше внимания должно уделяться воспитанию молодежи, общей культуре, знанию корней. Нужно возродить по-настоящему детское вещание, такие передачи, как, например, «Я родом из детства». Сейчас, к сожалению, детские концерты проходят лишь от «Евровидения» до «Евровидения», а это нужно делать постоянно, ведь у нас так много талантливых ребят.
Команда профессионалов на ТВ есть. Есть профессионалы на стороне, которых мы можем привлечь в любую минуту, только дайте команду, скажите – вперед! –  и мы готовы. И я уверен – такая команда поступит.

Андрей РУБИН
Фото из архива
Валерия ПЕСТОВА

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Вячеслав Володин: Последнее пленарное заседание осенней сессии Госдумы состоится 18 декабря
  2. Специалисты заявили о кадровом старении в России
  3. Глава комитета НАТО Бауэр: Альянс обсуждает превентивные удары по России
  4. Минобороны РФ: Российская ПВО сбила восемь баллистических ракет
  5. Главы МИД Беларуси и Пакистана обсудили сотрудничество на международной арене
  6. Целевой патент для работы в РФ будет выдаваться иностранцам не более чем на два года
  7. Вячеслав Володин: В Госдуму внесен законопроект о запрете принимать в школы детей мигрантов, не знающих русский язык
  8. Александр Лукашенко прибыл с официальным визитом в Пакистан
  9. Владимир Путин: Введение российских онковакцин будет прорывом
  10. Владимир Путин и Вероника Скворцова обсудили помощь мобильных медицинских отрядов в СВО
  11. Военкор Коц: Российские войска ликвидировали до 600 солдат ВСУ в Ольговском лесу
  12. Беларусь и Пакистан подготовили дорожную карту всестороннего сотрудничества до 2027 года
  13. Родион Мирошник: ВСУ устроили кровавую баню в Селидово, желая повторить Бучу
  14. Владимир Путин подчеркнул важность проекта «Без срока давности» для сохранения исторической памяти
  15. Аналитик не исключил, что ЕС отправит отдельные воинские контингенты на Украину

Парламентское Собрание

Депутаты активно расчищают дорогу на пути российско-белорусского сотрудничества

История Парламентского Собрания насчитывает больше четверти века. Внушительный срок для любой международной структуры.

Политика

Вячеслав Володин - об ответе Западу: Россия себя защитит. И у нас есть, чем это сделать!

Наша страна вправе использовать свое вооружение против военных объектов тех государств, которые нас атакуют

МНЕНИЯ

Хватит засорять язык!

Олег Зинченко

Почему у нас такая тяга к иностранным словам?

Сожгли шалаш Ленина. Хотят поджечь страну?

Михаил Васильев

Поступать с историческими памятниками как на Украине – желать России такой же судьбы

Зачем Абхазии валюта Союзного государства?

Анатолий Заусайлов

Местная оппозиция предлагает сделать республику полигоном для ее тестирования

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также