САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

«…И пошел я искать праведных»

«Лескова русские люди признают самым русским из русских писателей и который всех глубже и шире знал русский народ таким, каков он есть», – писал о нем литературовед Дмитрий Святополк-Мирский в 1926 году. 16 февраля исполняется 180 лет со дня рождения классика. По прошествии веков его книги остаются кладезем народной мудрости и источником правды о русском характере, порой заставляющей гордиться, порой ужаснуться. Но от правды, как и от родной истории, не отрекаются. Говоря устами своих бессмертных героев, Лесков учил справедливо признавать ошибки истории и современности и искоренять последствия этих ошибок, но в то же время увидеть, сохранить и сберечь то, что составляет богатство и достоинство русского человека.

«Лескова русские люди признают самым русским из русских писателей и который всех глубже и шире знал русский народ таким, каков он есть», – писал о нем литературовед Дмитрий Святополк-Мирский в 1926 году. 16 февраля исполняется 180 лет со дня рождения классика. По прошествии веков его книги остаются кладезем народной мудрости и источником правды о русском характере, порой заставляющей гордиться, порой ужаснуться. Но от правды, как и от родной истории, не отрекаются. Говоря устами своих бессмертных героев, Лесков учил справедливо признавать ошибки истории и современности и искоренять последствия этих ошибок, но в то же время увидеть, сохранить и сберечь то, что составляет богатство и достоинство русского человека.

Правда Лескова резала глаза многим его современникам. В особенности критикам. Одни обвиняли Лескова в национализме, другие – сочли чрезмерно мрачным изображение жизни русского народа, в то время как он не принижал и не льстил. Но лгать о русском народе он сознательно не хотел и не умел. «Они, – говорил Лесков о революционно настроенных литераторах, заявлявших о своем исключительном праве писать о народной жизни, – или идеализируют мужиков, или рисуют одними черными красками». Он, оставаясь прежде всего гуманистом, призывал видеть и лучшее, и худшее, что есть в нашей природе.
Детство Лескова прошло частично в Орле, частично – в родной деревне Горохов. Народный быт он знал с детства и до мельчайших подробностей. Именно здесь с юных лет он и встречал многих будущих персонажей своих произведений, жизненные истории которых оказывали неизгладимое впечатление на юный талант. Так, еще в детстве он услышал историю о купчихе, изменившей мужу с приказчиком и во имя своей любви совершившей преступление. Эта история  через тридцать лет легла в основу повести «Леди Макбет Мценского уезда».
«Я выдумываю тяжело и трудно, и потому я всегда нуждался в живых лицах, которые могли меня заинтересовать своим духовным содержанием. Они мною овладевали, и я старался воплощать их в рассказах, в основу которых тоже весьма часто клал действительно событие», – писал Лесков в письме в редакцию газеты «Варшавский дневник» в 1884 году.
Внук священника, Лесков всегда подчеркивал свою родовую связь с сословием, изображение которого считал своей «специальностью» в литературе. Именно его перу принадлежит одно из выдающихся произведений о жизни русского духовенства XIX века – роман «Соборяне». В этом романе-хронике автор сумел создать целый образ национального бытия и самостоятельную концепцию русской жизни.
Умело подмечая удивительные и неповторимые черты славянской души, Лесков с помощью своего писательского дара сумел создать целую «галерею» русских праведников – простодушных и бесстрашных, непримиримых в борьбе со злом и невероятно совестливых. Таков герой рассказа «Однодум» – квартальный Рыжиков, отвергающий взятки и не страшащийся сказать правду в глаза высокому начальству. Или спаситель и утешитель Голован из рассказа «Несмертельный Голован». Наконец, «очарованный странник» Иван Флягин и неподкупный мастер Левша. «Ужасно и несносно… видеть одну «дрянь» в русской душе, ставшую главным предметом новой литературы, и… пошел я искать праведных, <…> но куда я ни обращался, <…> все отвечали мне в том роде, что праведных людей не видывали, потому что все люди грешные, а так, кое-каких хороших людей и тот и другой знавали. Я и стал это записывать», – признавался писатель. Заранее отвечая критикам на обвинения в некоторой идеализированности своих персонажей, Лесков утверждал, что его рассказы о «праведниках» носят большей частью характер воспоминаний. Так, о Головане ему когда-то в детстве рассказывала бабушка.
По всей вероятности, как и многие его современники, в юности он прошел через увлечение идеями социализма, общался со многими известными литераторами-социалистами. Но уже к тридцати годам писатель осознал, что предлагаемые ими меры преобразования жизни никакого блага для народа не принесут – он, напротив, увидел в них начала, противоречащие русскому духу и русской природе по своей сути. Будучи сторонником бескровных перемен, он с тревогой писал о том, насколько опасны революционные, насильственные изменения, насколько неоправданны их жертвы и трагичны последствия. Переживания писателя выражали герои его книг. В антинигилистическом романе «Некуда», наблюдая то, как самовлюбленные «вершители судеб» скрывают за напыщенными обещаниями свою трусость и корысть, доктор Розанов говорил: «Надо испытать все мирные средства, а не подводить народ под страдания».
Роман вызвал грандиозный скандал: критики заклеймили роман как «заказ» III Отделения. Но это не помешало писателю продолжить развенчание нигилизма – в своем следующем романе «На ножах». На примере героев романа он показал пугающую картину современности: крайняя беспринципность стала жизненной философией молодого поколения.
Несмотря на присущую ему набожность и искреннюю веру, Лесков тем не менее обличал пороки церкви. Очерк «Поповская чехарда и приходская прихоть» вызвал громкий скандал. Высмеиванию забывших о своем предназначении священнослужителей был посвящен предполагавшийся цикл очерков и рассказов «Заметки неизвестного», написанные в середине 1880-х годов, но работа над ним была прекращена под давлением цензуры. Более того, за эти произведения Лесков был уволен из Министерства народного просвещения. «Клятвы разрешать; ножи благословлять; отъем через силу освящать; браки разводить; детей закрепощать; выдавать тайны; держать языческий обычай пожирания тела и крови; прощать обиды, сделанные другому; оказывать протекции у Создателя или про-
клинать и делать еще тысячи пошлостей и подлостей, фальсифицируя все заповеди и просьбы «повешенного на кресте праведника», – вот что я хотел бы показать людям… Но это небось называется «толстовство», а то, нимало не сходное с учением Христа, называется «православие»… Я не спорю, когда его называют этим именем, но оно не христианство», – писал он. В эти годы Лесков сближается со Львом Толстым. Идея нравственного самосовершенствования личности и веры без церковного формализма была близка обоим писателям. «Я именно «совпал» с Толстым… Почуяв его огромную силу, я бросил свою плошку и пошел за его фонарем», – говорил классик о классике.
В своих последних произведениях писатель был особенно резок. Словно предчувствуя близкий конец, он из последних сил пытался докричаться до общества. «Мои последние произведения о русском обществе весьма жестоки. «Загон», «Зимний день», «Дама и фефела»… Эти вещи не нравятся публике за цинизм и прямоту. Да я и не хочу нравиться публике. Пусть она хоть давится моими рассказами, да читает. Я знаю, чем понравиться ей, но я больше не хочу нравиться. Я хочу бичевать ее и мучить», – писал Лесков.
Предчувствуя кончину, за два года до смерти в своем завещании писатель отметил: «Ни о каких нарочитых церемониях и собраниях у бездыханного трупа моего не возвещать... На похоронах моих прошу речей не говорить. Я знаю, что во мне было очень много дурного и что я никаких похвал и сожалений не заслуживаю. Кто хочет порицать меня, тот должен знать, что я сам себя порицал...» Так и случилось. После пяти лет тяжелых болезненных страданий Лесков умер 21 февраля (5 марта) 1895 года в Санкт-Петербурге. Его похоронили 23 февраля (7 марта) на Литераторских мостках Волковского кладбища. Тихое прощание и никаких речей над гробом – все так, как он завещал. Лишь через год на могиле установили памятник – чугунный крест на гранитном постаменте.
Особый интерес к творчеству Лескова возник в ХХ веке. Максим Горький пишет статьи о его новаторстве и драматичной творческой судьбе. «Жил этот крупный писатель в стороне от публики и литераторов, одинокий и непонятый почти до конца дней. Только теперь к нему начинают относиться более внимательно», – писал Горький. Художник Борис Кустодиев рисует яркие иллюстрации к произведениям писателя. Композитор Дмитрий Шостакович создает свою знаменитую оперу «Леди Макбет Мценского уезда». Лесков на сценах театров и в кинематографе. Идейно-художественный опыт писателя впоследствии оказался невероятно ценным для многих поколений литераторов. «Лесков – писатель будущего», – говорил о нем Лев Толстой, предвидя ту остроту и актуальность, которые не потерял Лесков и его бессмертные творения спустя века.

Татьяна КУТАРЕНКОВА

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Вячеслав Володин: Последнее пленарное заседание осенней сессии Госдумы состоится 18 декабря
  2. Специалисты заявили о кадровом старении в России
  3. Глава комитета НАТО Бауэр: Альянс обсуждает превентивные удары по России
  4. Минобороны РФ: Российская ПВО сбила восемь баллистических ракет
  5. Главы МИД Беларуси и Пакистана обсудили сотрудничество на международной арене
  6. Целевой патент для работы в РФ будет выдаваться иностранцам не более чем на два года
  7. Вячеслав Володин: В Госдуму внесен законопроект о запрете принимать в школы детей мигрантов, не знающих русский язык
  8. Александр Лукашенко прибыл с официальным визитом в Пакистан
  9. Владимир Путин: Введение российских онковакцин будет прорывом
  10. Владимир Путин и Вероника Скворцова обсудили помощь мобильных медицинских отрядов в СВО
  11. Военкор Коц: Российские войска ликвидировали до 600 солдат ВСУ в Ольговском лесу
  12. Беларусь и Пакистан подготовили дорожную карту всестороннего сотрудничества до 2027 года
  13. Родион Мирошник: ВСУ устроили кровавую баню в Селидово, желая повторить Бучу
  14. Владимир Путин подчеркнул важность проекта «Без срока давности» для сохранения исторической памяти
  15. Аналитик не исключил, что ЕС отправит отдельные воинские контингенты на Украину

Парламентское Собрание

Депутаты активно расчищают дорогу на пути российско-белорусского сотрудничества

История Парламентского Собрания насчитывает больше четверти века. Внушительный срок для любой международной структуры.

Политика

Вячеслав Володин - об ответе Западу: Россия себя защитит. И у нас есть, чем это сделать!

Наша страна вправе использовать свое вооружение против военных объектов тех государств, которые нас атакуют

МНЕНИЯ

Хватит засорять язык!

Олег Зинченко

Почему у нас такая тяга к иностранным словам?

Сожгли шалаш Ленина. Хотят поджечь страну?

Михаил Васильев

Поступать с историческими памятниками как на Украине – желать России такой же судьбы

Зачем Абхазии валюта Союзного государства?

Анатолий Заусайлов

Местная оппозиция предлагает сделать республику полигоном для ее тестирования

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также