Святой Климент, переживший столетия
Православный храм во имя Папы Римского – для светского человека такое сочетание может показаться совершенно невозможным и даже неестественным. Между тем среди православных широко известен и весьма почитаем святой Климент, Папа Римский – один из первых христианских святых, возглавивших Римскую церковь еще в I-II веках нашей эры (он был четвертым Папой), задолго до разделения христианства. Читавший проповедь в Риме, он принял мученическую смерть близ Херсонеса в Крыму, куда был сослан римским императором Траяном. Интересно, что спустя годы его мощи были обретены Кириллом и Мефодием – знаменитыми просветителями и создателями славянской азбуки. По всей вероятности, именно это обстоятельство способствовало широкому распространению славы святого Климента среди славян: во времена князя Владимира, крестившего Русь, в киевской Десятинной церкви был создан придел в его честь. Позднее во многих других русских городах также были построены храмы во имя святого Климента: их по сей день можно увидеть в Великом Новгороде, Пскове, Старой Ладоге. Не стала исключением и Москва, где крупнейший храм старинного Замоскворечья освящен в честь святого Климента. Сегодня он преображается на глазах москвичей, получая свою вторую жизнь.
В начале XVII века между улицами Большая Ордынка и Пятницкая располагалась небольшая оборонительная крепость – «острожек на Ордынцах», созданный для защиты города от нападения врага. Свою роль он сыграл в Смутное время: 12 августа 1612 года возле стен первого, деревянного, Климентовского храма произошло значительное сражение между казаками, защищавшими острожек, и отрядом поляков во главе с гетманом Ходкевичем. Итогом битвы стала победа казаков, приблизившая поражение поляков в Кремле и их уход из Москвы осенью того же года. Таким образом, первое документальное упоминание о Климентовском храме прочно связано с освобождением России от иноземного нашествия в Смутное время. Впрочем, по мнению ряда исследователей, история храма Святого Климента, Папы Римского в Замоскворечье уходит гораздо глубже в прошлое, в XVI век, когда здесь селились купцы, а чуть позднее – стрельцы. Они же основали с востока от храма погост, на котором после 1612 года были похоронены воины, защищавшие острожек.
После Смутного времени рядом с Климентовской церковью был поставлен второй приходской храм – во имя Знамения Пресвятой Богородицы. По преданию, он появился здесь на средства думного дьяка Дурова, который возвел храм в благодарность Пресвятой Богородице за избавление от смертной казни, к которой он был приговорен царем Михаилом Федоровичем по ложному доносу. К началу XVIII века оба храма, Климентовский и Знаменский, стояли уже каменные.
В новом столетии имя святого Климента приобрело особое значение: в день его памяти, 8 декабря (по новому стилю) 1741 года, на российский престол взошла императрица Елизавета Петровна, в связи с чем в Санкт-Петербурге в слободе Преображенского полка, первым присягнувшего ей на верность, была выстроена церковь Спаса Преображения с приделом в честь святого Климента, Папы Римского. Возможно, именно это обстоятельство определило будущий «соборный» облик новой московской церкви Святого Климента: ее главный престол после перестройки середины XVIII века тоже стал Преображенским, а пышная архитектура елизаветинского барокко (или рококо, как его еще называли) стала своего рода подражанием парадным храмам Северной столицы. Впечатление усиливал и новый золоченый иконостас с обильным использованием барочных картушей, деревянными фигурами ангелов, колоннами и рокайльными обрамлениями икон. Таким образом, новый храм Святого Климента в Замоскворечье стал своеобразным «уголком Петербурга» в самом сердце Москвы. Столь необычный для Первопрестольной столицы облик храма дал основание предполагать, что его автором был знаменитый зодчий Петербурга Пьетро Трезини. Однако позднее было установлено, что к моменту начала строительства храма он уже уехал в Италию. По другой версии, церковь Святого Климента в Замоскворечье построена учеником Трезини Иваном Яковлевым. В качестве вариантов называются также И.Ф. Мичурин (он построил похожий Андреевский собор в Киеве),
К.И. Бланк, А. Евлашев и другие. Есть версия и о том, что это плод творчества нескольких архитекторов. Точное имя архитектора мы уже вряд ли когда-нибудь узнаем, но его творение прочно вошло в облик Москвы.
Не менее загадочно и имя заказчика церкви. Согласно наиболее популярной версии, строительство осуществлял граф А.П. Бестужев-Рюмин, живший в приходе старой Климентовской церкви и пожелавший отметить вступление на престол Елизаветы Петровны (отсюда аллюзии к петербургскому зодчеству). В дальнейшем он несколько раз охладевал к строительству и вновь брался за него, отправлялся в ссылку и возвращался в Москву. По другой, более вероятной версии, строительство нового Климентовского храма проводил купец первой гильдии Козьма Матвеев, живший на Пятницкой улице напротив церкви. Он же пожертвовал храму и новый колокол.
Возведение столь мощного и впечатляющего храма растянулось на много лет. Начавшееся в 1740-50-х годах (точная дата тоже неизвестна – еще одна загадка Климентовского храма!) строительство завершилось лишь в 1774-м. Тогда же с востока от храма возле погоста был поставлен небольшой павильон, ставший одновременно святыми вратами на территорию храма. После завершения всех работ в храме было устроено семь престолов – немалое количество для приходской церкви! Все они повторяли названия престолов ранее существовавших здесь храмов. Три из них были освящены в главном храме – Спаса Преображения, Знамения Пресвятой Богородицы и святого Николая Чудотворца; два вверху, на хорах – Рождества Богородицы и Вознесения Господня; еще два в трапезной – во имя Неопалимой Купины и в честь Климента, Папы Римского и Петра, Папы Александрийского. Несмотря на то что главный престол стал Спасо-Преображенским, местные жители продолжали называть храм по приделу Климентовским – эта традиция сохраняется и по сей день. Такое же название перешло и к переулку, соединяющему Пятницкую улицу с Большой Ордынкой.
После 1917 года храму, как и многим другим московским церквям, пришлось бороться за свое существование. Община, несмотря на отсутствие государственной поддержки, старалась поддерживать здание в хорошем состоянии. Многое из своего великолепного убранства Климентовский храм потерял во время кампании по изъятию церковных ценностей в 1922 году. С 1929 года ряд организаций добивались передачи здания в свое пользование. Наконец, в 1934 году богослужения в храме прекратились. Тогда же над ним нависла угроза уничтожения: жилищным кооперативом «ВСНХовец» был разработан проект его сноса и строительства на этом месте детского сада. Но власти успели снести лишь уникальный павильон святых врат и восточную часть ограды, после чего работы по подготовке храма к сносу были остановлены, а затем и отменены. В связи с этим в Москве до сих пор живет легенда, согласно которой храмом заинтересовался влиятельный в то время нарком обороны Климент Ворошилов: он осмотрел церковь, освященную во имя его святого покровителя, и распорядился сохранить ее. Правда это или же красивый вымысел, но проект детского сада на месте Климентовского храма так и остался на бумаге – опасность миновала.
В церковь Святого Климента пришел новый хозяин – Всесоюзная Государственная библиотека имени Ленина (ныне – Российская Государственная библиотека). Ее сотрудники сделали достаточно много, чтобы сохранить облик церкви: в результате до наших дней уцелело пять из семи подлинных иконостасов, существенная часть росписей и лепнины, само здание не было разгорожено на искусственные этажи, общая планировка и интерьеры не изменились. В то же время из-за большого количества книжных стеллажей в некоторых частях храма сильно пострадал пол. Кроме того, ее великолепное убранство было совершенно недоступно для осмотра. Сама церковь внешне содержалась в хорошем состоянии, но к началу 1990-х годах нуждалась в проведении комплексной научной реставрации. По иронии судьбы последний настоятель храма, о. Михаил Галунов, в течение нескольких лет после закрытия храма жил прямо в церковной колокольне, два яруса которой были переустроены под жилые квартиры. Впоследствии он покинул Замоскворечье и после Великой Отечественной войны служил в церкви Всех Святых на Соколе.
Сохранивший практически неизменный вид Климентовский храм Замоскворечья в течение многих лет оставался закрыт для богослужений. Несмотря на то что еще в 1990 году Моссоветом было принято решение о передаче его верующим, на практике вывести из храма библиотечные фонды оказалось весьма непросто. В 90-х годах храм стоял запертый, в то время как во многих соседних церквях уже велись богослужения и звонили колокольни. В 2002 году был назначен новый глава сформированной церковной общины храма – о. Леонид Калинин, сумевший ускорить процесс разрешения вопроса (для этого ему даже пришлось на некоторое время заложить собственную квартиру). Тогда же начались еженедельные молебны общины, проводившиеся прямо в Климентовском переулке, у дверей закрытой церкви.
Наконец, 14 марта 2005 года в стенах храма впервые прошло богослужение: придел Знамения Пресвятой Богородицы, выходящий в Климентовский переулок, был освобожден и передан церковной общине для служб. Одновременно началась постепенная реставрация всего здания. Вывоз книг и передача остальной части храма верующим заняла еще три года. Лишь 22 июня 2008 года, в День памяти и скорби, в главной части храма, еще только ожидавшей реставрации, был отслужен первый молебен и панихида по воинам, павшим на полях Великой Отечественной войны. Начался новый период в истории храма Святого Климента на Пятницкой – период возрождения былого великолепия замоскворецкой святыни. Реставрационные работы пошли полным ходом, рабочие бригады порой трудились день и ночь, реставрируя церковь, нередко можно было увидеть, как в темное время суток под навесами и среди лесов ставились небольшие фонари, чтобы работу можно было продолжать. Уже к 2010 году храм предстал в новом внешнем облике, с очищенными от копоти стенами, отреставрированными решетками и лепниной, заново отделанными главами и позолоченными крестами. Обрела голос и Климентовская колокольня, получившая первые колокола.
Настоящим рождественским подарком всем москвичам в январе 2011 года стало окончание работ по воссозданию утраченной части исторической ограды с востока от храма вместе с павильоном святых врат. Работы, продолжавшиеся более трех месяцев, успешно завершились незадолго до праздника, и теперь на Пятницкую улицу, как и до 1930-х годов, выходят прекрасные врата с изящной решеткой, повторяющей рисунок подлинной ограды XVIII века. А еще в конце 2010 года для прихожан была открыта трапезная, в которой специалистами был удален слой поздней краски и штукатурки, открыты сохранившиеся части росписей, отреставрирована лепнина. Одновременно была закрыта для реставрации главная часть храма, а богослужения перенесены в новоосвященный придел во имя святого Климента, Папы Римского и святого Петра, Папы Александрийского.
Но конец всех работ в Климентовском храме еще очень далек: предстоит благоустройство территории сквера и открытие его для посещения, воссоздание утраченного источника, завершение восстановления ограды. Продолжается и преображение внутренних интерьеров храма: приводятся в порядок сохранившиеся росписи и лепнина, восстанавливаются утраченные детали, реставрируются сохранившиеся пять иконостасов главного храма, также планируется восстановление двух утраченных иконостасов в приделах трапезной – во имя святых Климента и Петра и в честь Неопалимой Купины. Лишь к началу 2013 года предполагается завершение многолетнего кропотливого труда реставраторов по возвращению храму святого Климента на Пятницкой былого великолепия. Но многие плоды этой работы можно увидеть уже сейчас – нужно просто прийти в Климентовский переулок к храму…
Никита БРУСИЛОВСКИЙ