Было у матери восемь сыновей
Зинаида Петровна, ее родственники сразу не поверили – чтобы пропавший солдат нашелся 69 лет спустя? Уточнили. Все правильно: Николай Романович Аксеневич, родившийся в 1913 году в белорусской деревне Застаричи Стародорожского района, погиб в августе сорок первого, и именно его останки найдены поисковиками при раскопках под Ельней…
Братский экипаж
Это сегодня в деревне Застаричи, спрятавшейся в лесах почти в сорока километрах от райцентра, всего два десятка жителей, в основном пенсионеры. А восемь десятилетий назад жизнь тут била ключом. Удаленные от цивилизации сельчане старались жить в согласии с природой, рассчитывая в первую очередь на свою семью. Нетрудно представить радость Анастасии и Романа Аксеневичей, когда в их семье кроме двух дочерей один за другим родились восемь сыновей! Надежные помощники в нелегком крестьянском деле росли, словно дубки. А уж когда Николай, Иосиф и Леонид поступили, а потом окончили Слуцкое педучилище, родители светились счастьем. Учитель, наставник – в довоенные времена массовой малограмотности слова эти звучали особенно гордо!
Семья все время прирастала. Женился Николай, родился сынок Леня. Но недолго радовался наследнику молодой отец. В 1939 году его призвали в армию. Получили повестки и Иосиф, Николай. Недавно отгремели бои в Испании. Над Европой все опаснее распространялась коричневая тень фашистской свастики. Советское правительство призывало крепить мощь Красной армии. И учителя Аксеневичи, для которых техника не была тайной за семью печатями, попросились в один танковый экипаж. Просьбу удовлетворили. Для успеха в бою очень важно, чтобы замкнутые в тесной бронированной «скорлупе» понимали друг друга с полуслова, а братья Аксеневичи чувствовали друг друга даже взглядами. Командиром танка стал Николай, Леонид – механиком-водителем, Иосиф занял место стрелка-радиста.
Экипаж трудолюбивых, исполнительных Аксеневичей оправдал надежды. И летом сорокового за отличные показатели в боевой и политической подготовке он в полном составе прибыл на побывку к родителям. Поистине три танкиста, три веселых друга! Молодые, улыбающиеся, каждый играет на гармошке, скрипке или балалайке. Это был праздник всей деревни! Ребятишки, девчата стаями вслед ходили. Солдаты обещали: вот отслужим – и заживем! Не получилось…
Война – это страшное издевательство над природой, человеком, справедливостью. Ее жернова нередко перемалывают, отправляя в неизвестность судьбы целых частей, подразделений. Что тут говорить о крошечной фронтовой единице – танке! Не сохранила история подробностей о боевых действиях экипажа братьев Аксеневичей. После освобождения Беларуси в Застаричи пришли письма от Иосифа. Он скупо сообщал, что первым в подбитом танке погиб Леонид. Боевых машин было мало, а потому Николай с Иосифом продолжили воевать в пехоте.
В одном из жарких боев Иосифа ранило. Николай перевязал его рану и отправил в госпиталь. Под Ельней, где воевали братья, хорошо отлаженная военная машина вермахта получила ощутимый удар, в конце августа – начале сентября сорок первого наши войска нанесли поражение девяти хорошо вооруженным немецким дивизиям. Продвинулись вперед на 24 километра, освободив город и ликвидировав опасный ельнинский выступ. Неудивительно, что когда Иосиф вернулся в часть, она воевала уже в другом районе. Брата среди живых не нашел, как и многих друзей, командиров, потому о месте гибели Николая ничего сообщить не мог. Обещал навести справки после войны. Но при освобождении Венгрии и сам сложил голову…
Непокоренные
Война кровавым катком прошлась по тысячам семей. В одночасье замер, притих недавно пчелиным ульем жужжавший двор Анастасии и Романа Аксеневичей. Один за другим пошли на фронт Федор, которому было уже за сорок, Михаил, Петр, Константин. Алесь, которого признали непригодным для службы в армии, также ушел с войсками, а потом изнурительным трудом на оборонном заводе помогал фронту.
Оставшись в одиночестве, родители солдат не сидели сложа руки. В борьбе против гитлеровцев участвовали 374 тысячи белорусских партизан, более 70 тысяч подпольщиков. Полесье стало большой партизанской зоной, в Стародорожском районе активно действовали несколько партизанских бригад. Аксеневичи, как и многие сельчане, имели с ними связь, помогали продуктами, ценными сведениями. Когда фашисты блокировали партизанскую зону, жители деревни ушли в лес. Больная Анастасия Васильевна осталась в землянке. Вернувшись, сельчане увидели, что из ее жилища валит дым. Сильно обожженная Анастасия Васильевна успела сказать, что немцы требовали показать дорогу к партизанскому отряду, она сказала – нет. В отместку каратели подожгли жилище. Вскоре женщины не стало…
Роман Иосифович остро переживал смерть жены. Жил одной надеждой: вот погонят фрицев, вернутся сыновья, затянется, зарубцуется рана. Но радость от освобождения Беларуси в доме Аксеневичей все чаще стала сменяться печалью. Одна за другой пошли похоронки. Погиб Леонид. Пропали без вести Николай, Михаил. В сентябре сорок четвертого не стало Петра, в октябре – Константина, потом – Иосифа... Вряд ли какое сердце могло выдержать такой неимоверный груз похоронок. И в победном 1945-м Роман Иосифович умер. В том же году ушел из жизни и Алесь, оставивший часть своего здоровья на оборонном заводе Тулы... Вернулся с фронта раненным, но прожил долгую жизнь только старший, Федор…
Дочь Константина Аксеневича, семидесятилетняя Леокадия, бережно хранит орден «Великая Победа» за №641, которым четыре года назад Национальный комитет общественных наград Российской Федерации удостоил ее бабушку Анастасию Васильевну за вклад в дело Победы в Великой Отечественной войне. Любопытно, что вручил орден наследнице подполковник в отставке Владимир Мурашко, прабабушка которого в войну потеряла 5 сыновей. В честь материнского подвига ее, настасии Куприяновой, в городе Жодине уже давно сооружен Монумент матери-патриотке: бронзовая женщина провожает на битву пятерых сыновей. В доме, где она жила, открыт мемориальный музей…
О вкладе в победу семьи Аксеневичей вспомнили значительно позже. На могиле родителей в Застаричах была открыта стела, где выбиты имена их и всех 8 сыновей, положивших головы, здоровье на алтарь Победы. Леокадия Константиновна повязала тогда на стелу памятную ленту. И с горечью читала против имени своего отца, дядей Николая и Михаила: пропал без вести. Сейчас на одну печальную надпись стало меньше…
Возвращение солдата
Получив неожиданное известие из военкомата, племянница Николая Романовича, бухгалтер отдела образования Солигорского райисполкома Зинаида Петрович тут же связалась с живущей в Калининграде его внучкой Галиной Чавлытко – Леонид, единственный сын погибшего солдата, к тому времени умер. Оформив необходимые документы, представители двух ветвей семейства Аксеневичей прибыли в овеянную боевой славой Ельню. Как раз к торжественному закрытию «Вахты Памяти-2010», организованной главным управлением по делам молодежи Смоленской области. На научно-практической конференции, посвященной этому мероприятию, отмечалось, что в 2010 году были проведены 4 поисковые экспедиции, в которых участвовали 1278 поисковиков из 21 региона Российской Федерации и Республики Беларусь. Подняты останки 2588 воинов, установлены имена 222 погибших. Среди них – имя уроженца Стародорожчины Николая Аксеневича…
Николай Куцко, советник, руководитель отделения Посольства РБ в Смоленске, от имени Президента Беларуси выразил благодарность поисковикам героического края за большой вклад в дело увековечения памяти павших. В церкви Пророка Ильи останки солдата были переданы родственникам. А потом члены поискового отряда «Гвардеец» Мария Иванова, Игорь Михайлюк повели их на небольшую высотку у деревни Чемуты, где на глубине 30 сантиметров в бывшем окопе они и окопали останки бойца. Рядом была пробитая пулей или осколком каска, саперная лопатка и даже медиатор для игры на струнных инструментах – 28-летний солдат носил его в вещмешке, чтобы, вернувшись домой, повеселить родных, друзей… Сохранился медальон с желтым листочком бумаги, заполненным химическим карандашом. Понадобилось мастерство специалистов из Смоленска, Минска, чтобы прочитать запись, сделанную 69 лет назад: Николай Аксеневич… родился... служил… И упорство, терпение, чтобы по этим скудным данным разыскать родственников. Зинаида Петровна, Галина Леонидовна готовы были расцеловать всех, кто, не считаясь с личным временем, расходами, помог найти могилу их дяди, дедушки…
В Застаричах урну с останками Николая Романовича поместили в захоронение его родителей. Был траурный митинг. Звучали печальные проникновенные слова о долге солдатском, памяти. Прогремели залпы прощального салюта. И родная земля приняла останки своего мужественного защитника.
Кроме памятной гранитной стелы на кладбище одна из улиц центральной усадьбы колхоза, деревни Щитковичи Стародорожского района, названа именем братьев Аксеневичей. В дни Победы, освобождения Беларуси от гитлеровских захватчиков на ней проходят митинги. Дают клятву верности молодые, вручаются подарки ветеранам войны. И всегда много добрых слов звучит в адрес братьев Федора, Алеся, Петра, Константина, Михаила, Николая, Иосифа, Леонида Аксеневичей. Именно они, не жалея жизни, здоровья, эти радостные дни приближали как могли…
Владимир БЫЧЕНЯ
Фото из семейного архива Аксеневичей