Своими глазами: Четыре секунды, чтобы спастись
Белорусы написали книгу, побывав в зоне СВО

ПОНИМАЮТ, ЗА ЧТО БОРЮТСЯ
«Нет ни одного белоруса, который безразлично относился бы к нынешней ситуации на Украине» - так начинается сборник очерков «Донбасс – Новороссия. Белорусский взгляд». Это слова известного белорусского ученого, директора Национальной библиотеки Беларуси, депутата Национального Собрания РБ Вадима Гигина:
«В сложной жизненной ситуации оказались тысячи и тысячи людей, - пишет он. - Полуразрушенные города, стертые с лица земли села и... глаза детей со взрослым, неулыбчивым взглядом, все понимающие и знающие, ищущие под ногами «лепесток», чтобы случайно не наступить на него.
Тесные, темные подвалы, прилеты, слезы от гибели родных и мечта – одна на всех – мечта о мире…
Вспоминаю события 2014 года: Майдан, агрессивно настроенные демонстранты, призывы, выкрики, беспорядки. Было сюрреалистическое ощущение, что, с одной стороны, идет Олимпиада в Сочи, а с другой – в Киеве готовиться что-то инфернальное, что перевернет жизнь далеко не только украинского народа.
Я несколько раз был на Донбассе, знаю настроения людей там: они хотят мира, хотят, чтобы вся территория Донбасса была освобождена. У них там родственники: и в Артемовске, и в Славянске. Со Славянска начиналось их движение. Они хотят мира.
В отчаянье ли люди на Донбассе? Когда мы были на Запорожской АЭС, обстрелы с украинской стороны шли как по расписанию. Мы с утра выдвинулись, говорят, обычно в два начинается, но зная, что журналисты, могут и внезапно накрыть. Когда мы приехали, в Донецке практически не было воды. Воду давали по расписанию. Мы жили в гостинице, там надо было наполнять ванну заранее – работники помогали, спасибо им большое. То, что люди делают для приезжающих, для их хоть какого-то уюта, - это потрясающе. Мы видели, как там в квартирах люди живут, в каких условиях. И при этом они понимают, за что они борются. Это самое главное».
ОБЫКНОВЕННЫЙ УКРОНАЦИЗМ: СТРЕЛЬБА ПО ДЕТЯМ
Рассказывает специальный корреспондент канала «Первый информационный» Ксения Лебедева
«5 марта 2023 года в 10:20 ракета ВСУ разорвалась в пятидесяти метрах от Дома культуры, где в этот момент проходило торжественное собрание по случаю дня памяти командира легендарного батальона «Спарта» Владимира Жоги. Целью был именно Дом культуры, где в этот момент находились дети, руководство Волновахского района, отставные военные и белорусская делегация. По локации было выпущено две ракеты, одна из них была сбита ПВО. Вторая прилетела в соседнее здание.
В момент обстрела на сцене выступал генерал. Он еще озвучил так невзначай:
- Это нас обстреливают, - улыбнулся и продолжил. – К войне привыкаешь, к сожалению, всегда должно быть чувство самосохранения. Тогда будешь живой и подвиг совершишь. Ради родины нужно жить, а не умирать! – слова, которые ношу в сердце.
Эксперты сходятся во мнении, что это была наводка с целью уничтожить тех, кто пришел почтить память Героя России. «Воха» погиб год назад при освобождении города, был самым молодым комбатом на этой войне. В двадцать лет он добровольцем пошел на фронт. По словам тех, кто его знал, мечтал освободить родную землю от неонацизма, мечтал о мире для Донбасса. В крови у украинских властей стрелять по памяти – в этот день было так же.
Удивительно, но дети в зале сидели тихо, ни у кого глаз не дернулся, мускул не дрогнул, никто не встал, чтобы бежать в укрытие.
Они давно привыкли, что в них каждый день стреляют, что гибнут их близкие, друзья и знакомые. Благодаря такому подрастающему поколению нас никогда не победить.
После возвращения в Минск мой товарищ, оператор и режиссер Олег Долгополов пошел в церковь и поставил свечку. Рассказал мне об этом гораздо позже. И добавил:
- Если мы возвращаемся, значит это кому-то нужно».
ЖЕСТОКАЯ ПРАВДА: «СОСЕД НА ЗАБОРЕ ВИСИТ»
Вспоминает белорусский общественный деятель Сергей Лущ
«Горловка. Заехали к бабульке. Как раз во время обстрела у Нины Андреевны. Так звали нашу героиню, гостила внучка, волею случая присела на диван, а осколки прошили стены выше. Бог миловал.
Сначала такие закрытые были, смущались несколько, а потом разговорились. Узнали, что из Беларуси, и сразу оттаяли. «Ой, а вы снимаете! А баба не наряженная, комиссию ждем, после обстрела. Курятники поразлетелись, решили: курей сегодня резать будем. Все одно, что делать-то. Нам в огород прилетело. Я поглядела потом, а там сосед на заборе висит, пополам разорванный».
Баба Нина все обстоятельно показывает, где осколки, где выбитое стекло, где пробитый шифоньер с оплавленной одеждой. А потом в какой-то момент вдруг переключается, накатывают слезы: «Я не буду говорить слов. Одно скажу, когда обстрел был, я так желала, чтобы у тех, кто это делает, все руки отсохли. Мозги-то уже давно. Прости Господи, за такие слова». Крестится.
Самому было трудно сдержать эмоции, обнял бабулю, как свою.
ПАМЯТЬ: ЛЕГКАЯ СМЕРТЬ
Пишет известный белорусский журналист Григорий Азаренок
«Много там было всего, а журналистская память – она как девушка – попользовалась и забыла. Но один день в памяти навсегда. 13 июня. Вечер. Завтра мы уже отчаливаем. Говорят, начался обстрел. Мы что дурные на него и поехали. Поснимать последствия. Правда, брони хватило на троих, поэтому операторов не брали. Сами, думаем, справимся.
Приехали мы. Была какая-то местная пожарная подстанция (самый страшный военный объект). А они как давай шарахать туда. Одну, вторую, третью. «Смерчи» были, по-моему. Прям с озверелой какой-то злобой.
Слава богу, сопровождающий у нас был опытный. Объяснил, как бегать, как падать и куда притулить свое тело, которого может не стать уже через мгновенье. «Веселое» такое ощущение. Хотя то, что он объяснял, не самое утешительное. «У вас, мол, есть четыре секунды, чтобы упасть. Не успеете – побъет осколком. Ну, а если прям в вас, то Бог вас любит – мгновенная легкая смерть».
ДОБРОВОЛЬЦЫ: СОЛЬ ЗЕМЛИ
Ради добровольцев из других стран нужно пересмотреть законодательство

На презентации книги в Москве речь зашла о бойцах, приехавших из братской страны на Донбасс еще в далеком 2014 году. О них тоже написано в книге. Ксения Лебедева начала рассказывать о Сергее Лановенко (позывной «Бульба») с которым она много общалась и который героически погиб. Но едва начав, продолжить не смогла, горло перехватило от нахлынувших чувств. На помощь ей пришел Григорий Азаренок.
- С Сергеем мы основательно познакомились в июне 2023 года на Донбассе, - рассказывает он. – А потом оказалось, что встречались с ним и раньше - в 2020 году на митинге. Тогда он был волонтером во время попытки государственного переворота, и помогал нам всю эту шантрапу разгонять с улиц Минска. А в Донецке, в ту вторую встречу, он как раз прибыл с очередного боевого задания. «Такой простой, такой легкий: «О, здорово», – говорит, - как дела?». Эти люди – соль земли. Они там не ради денег – что они могли заработать в 2014 году? Идут за идею, за смысл, за убеждения. Мы со многими добровольцами там общались. Один из них сейчас лечение проходит в России после ранения в ногу.
Ксения немного успокоилась и продолжила:
- Сергей героически погиб в августе 2023 года. Я спрашивала его, зачем он приехал на Донбасс. «Ты знаешь, - ответил Сережа, - Я в какой-то момент подумал: если мы не задушим эту гадину там, в Донбассе, то она обязательно придет к нам, в Беларусь. И попытка была в 2020 году. На законодательном уровне они считаются наемниками, это противозаконно. Я думаю, здесь нужно решать вопрос на союзном уровне. Мы же боремся за общую целостность, за наше будущее. И белорусские добровольцы отстаивают наши ценности, нашу правду.