"Крокус" на крови
Год назад, 22 марта 2024 года, в концертном зале «Крокус Сити Холл» в подмосковном Красногорске случился один из самых страшных терактов в истории современной России. Погибли 145 человек, включая шестерых детей, больше 500 получили ранения

ВЕЛИКОМЕРЗКАЯ ЧЕТВЕРКА
В тот пятничный вечер в «Крокус Сити Холле», что сразу за МКАД, должно было быть шумно и весело. Группа «Пикник» готовилась к концерту, билеты раскупили почти полностью — больше 6000 человек ждали шоу. Но все пошло совсем по другому, не праздничному, а кровавому сценарию.
Около восьми вечера к зданию подъехал белый Renault Symbol. Из него выскочили четверо вооруженных автоматам и ножами мужчин в камуфляже. Они ворвались в фойе и открыли огонь по всем подряд. Раненых добивали. Охранники, у которых были только дубинки и электрошокеры, не могли ничего сделать и стали первыми жертвами.
Через считанные секунды террористы уже в зале. Не переставая стрелять, они вылили из канистр в рюкзаках на кресла и сцену горючую жидкость и подожгли ее. Огонь рванул вверх, дым заволок все вокруг, началась паника.
Люди потом рассказывали: крики, выстрелы, запах гари, кровь под ногами. Кто-то прятался под сиденьями, кто-то бежал к выходам, но часть из них оказалась заблокирована. Пожарные лестницы оказались закрытыми, на некоторых дверях висели замки — будто кто-то хотел, чтобы жертв было как можно больше.
Здание выгорело почти дотла, остались только черные стены. Из 145 жертв 65 погибли от рук террористов, а восемьдесят задохнулись в дыму или погибли в огне.
ЖЕРТВ МОГЛО БЫТЬ БОЛЬШЕ
И все же тысячи выжили. Значительная часть — благодаря тем, кто не растерялся, не струсил, не запаниковал, а бросился спасать других. Среди них были и взрослые, и совсем юные ребята, подрабатывавшие в «Крокусе» в свободное время.
15-летний Ислам Халилов работал в гардеробе. Услышав выстрелы, он не побежал прочь, а стал выводить людей к запасным выходам. Спас десятки, а может, и сотни. Позже он скажет: «Я просто делал, что должен был делать». Геройский поступок юноши отметили медалью «За отвагу». Скромный парень надолго стал символом мужества для всей страны.
В одном из интервью Ислам сказал: «Мной двигали желание и долг — спасти людей. Я не считаю себя героем. Таких, как я, в тот вечер было очень много».
И он прав.
14-летние Артем Донсков и Артем Филимонов тоже работали в гардеробе. Они знали служебные ходы и повели людей туда, подальше от огня и пуль. Далеко не все взрослые коллеги поступили подобным образом.
Сотрудница зала Виктория (фамилию ее не называют) заперла двери лож, где прятались люди, и помогла их забаррикадировать. Актер Сергей Светлаков, оказавшийся в одном из таких «убежишь», рассказывал, как она спасла десятки человек, а потом они сами выломали дверь, чтобы выбраться из горящего зала.
Был и мужчина по имени Михаил (он не захотел раскрывать свою личность). Он бросился на террориста, обезоружил его и вывел из здания несколько десятков человек.
Таких историй немало — обычные люди рисковали собой ради тех, кого даже не знали.
СКРЫТЬСЯ НЕ УДАЛОСЬ
Террористы сбежали из «Крокуса» на том же Renault. Они хотели уйти через Брянскую область к границе с Украиной, где кураторы обещали им организовать «окно». Не удалось.
Ночью 23 марта гаишники заметили машину около деревни Хацунь, в 380 км от Москвы. До границы с Украиной оставалось меньше 150 километров. На требование остановиться водитель, напротив, дал по газам. Началась погоня. Силовики открыли огонь, Renault перевернулся, а четверка рванула в лес. Их ловили спецназ ФСБ, МВД, бойцы «Ахмата», военные из Ленинградского округа. К утру всех взяли живыми. Это были граждане Таджикистана Далерджон Мирзоев, Саидакрами Рачабализода, Шамсидин Фаридуни и Мухаммадсобир Файзов.
Фаридуни сразу после поимки признался, что пошел на преступление ради денег. За участие в теракте ему пообещали 500 тысяч рублей, половину из которых дали авансом.
РАССЛЕДОВАНИЕ: ЧТО ИЗВЕСТНО НА СЕГОДНЯ
Следствие по делу идет уже год
СК России сразу возбудил дело по статье о терроризме — наказание вплоть до пожизненного. К марту 2025 года задержали больше двадцати человек: исполнителей и тех, кто им помогал с жильем, транспортом, деньгами. Двое сотрудников зала находятся под подпиской о не выезде — следствие предполагает, что из-за их халатности пожарные выходы оказались закрыты.
Исполнителям вменяют не только теракт, но и участие в террористической группе, обучение и оборот оружия в составе организованной организации, прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности и незаконный оборот оружия в составе организованной группы.
В ноябре 2024 года в деле появились новые лица: четыре жителя Ингушетии. Двоих взяли, двое находятся в розыске. Их обвиняют в том, что они переделали охолощенные автоматы (стреляющие исключительно свето-шумовыми патронами, фактически – учебное оружие) в боевые и передали их через тайник на Дмитровском шоссе исполнителям.
Многие нити теракта ведут в Украину. Так, деньги им, в том числе - в криптовалюте, шли именно с территории Незалежней. Да и рвались они именно к границе с Украиной, на территории которой их обещали укрыть. Конечно, украинское руководство свою связь с терактом всячески отрицает. Зато ответственность за него почти сразу взяла на себя террористическая организация «Вилаят Хорасан»*, являющаяся афганским ответвлением ИГИЛ*. Глава ФСБ Александр Бортников признал, что ИГИЛ в деле действительно замешано, но это никоим образом не отменяет «украинского следа». И игиловцы, с высокой степенью вероятности, субподрядчики, нанятые украинскими заказчиками для выполнения грязной работы чужими руками.
22 марта 2025 года СК заявил, что теракт организовали «спецслужбы недружественного государства» для дестабилизации ситуации в России. Какого именно — не сказали, но намек ясен. Это совпало с открытием мемориала у «Крокуса», куда люди несут цветы и свечи.
ЧЕРНЫЙ ОБЕЛИСК: ПРЕВРАТИЛИСЬ В БЕЛЫХ ЖУРАВЛЕЙ
Теперь о трагедии напоминает мемориал

«Крокус» больше не будет концертным залом — так решили владельцы из Crocus Group. А 22 марта 2025 года у сгоревшего здания открыли мемориал. Он заменил стихийный, что вырос сразу после трагедии. Люди несли туда все, что могли, от записок, фотографий и цветов до огромных плюшевых медведей. К апрелю 2024 года «народный мемориал» превратился в огромную гору. Чтобы освободить место для строительства памятника, ее убрали. Но не вывезли, а перенесли на ближний газон.
Идея памятника родилась, когда стало ясно, что зал не восстановят. Имя автора не разглашается, по некоторым данным это Араз Агаларов, глава Crocus Group, владеющей «Крокусом».
Мемориал — двойная стела из черного гранита, девять метров в высоту, с вереницей летящих к небу белых журавлей — отсыл к песне «Журавли» на стихи Расула Гамзатова.
Церемония открытия началась с панихиды, проведенной под колокольный звон клириками расположенного рядом с «Крокусом» Никольского собора. На открытии присутствовали сотни людей: родственники погибших, пострадавшие, медики и спасатели, простые граждане, напрямую с трагедией не связанные. Приехал губернатор Подмосковья Андрей Воробьев.
Однако история народного мемориала с открытием гранитного не закончилась: почти сразу после того, как с монумента сдернули белое покрывало, его постамент опять буквально завалили цветами и игрушками.
«Крокус» стал символом не только горя, но и силы. Мемориал — напоминание о том, что мы пережили, и вера в то, что подобное не имеет права на повторение.
*Запрещенная в России террористическая организация.