Святая Пятница Москвы
В Болгарии и других южнославянских государствах сегодня весьма популярно древнее славянское женское имя – Петка. Тем же словом обозначается и пятый день недели – пятница. В России это имя звучит несколько иначе – Параскева или Прасковья. Сейчас оно почти забылось, хотя ранее и у нас встречалось весьма часто. Популярность этого имени была обусловлена широким народным почитанием святой Параскевы Пятницы, чья память празднуется православной церковью 10 ноября по новому стилю (или 28 октября по старому). В ряде русских городов по сей день стоят старинные церкви, освященные во имя Параскевы Пятницы. Существовали ее храмы и в историческом центре Москвы, но, к сожалению, в ХХ веке они оказались утрачены. Совсем ли и навсегда ли?
Святая Параскева Пятница считается покровительницей сельского хозяйства: о богатом урожае на полях, о здоровье домашнего скота молились ей с древних времен. Слывет она и женской заступницей. Наконец, своей святой Параскеву Пятницу считали и торговцы. Последнее обстоятельство, по-видимому, и сыграло свою роль при строительстве первого храма во имя великомученицы Параскевы Пятницы в Охотном ряду – это было одно из самых бойких торговых мест старой Москвы с древних времен и до 1920-х годов. Уже в начале XV века здесь стояла деревянная церковь, впоследствии не раз страдавшая от многочисленных московских пожаров. Наконец, в середине XVII века она была выстроена в камне. Тогда же в Замоскворечье – другой части города, тоже неразрывно связанной с торговлей, – был создан другой каменный храм, тоже освященный во имя св. Параскевы Пятницы.
В Охотном ряду в конце XVII века восходит звезда нового фаворита царевны Софьи – князя Василия Голицына. Для своего времени это был весьма знаменитый человек, сторонник больших контактов России с Европой и любитель иноземной моды. Некоторые исследователи даже приписывают ему создание в Москве первых каменных мостовых взамен деревянных. Вместо старой Пятницкой церкви на средства князя Голицына был возведен новый двухэтажный храм. На первом этаже находился главный храм во имя св. Параскевы Пятницы, который могли посещать все прихожане, на втором этаже князь устроил собственную домовую церковь во имя Воскресения Словущего, где молились только члены его семьи.
При Петре I Василий Голицын попал в опалу и его дом был передан новым владельцам – грузинским князьям. В середине XVIII века церковь Параскевы Пятницы в Охотном ряду оказалась перестроена и утратила часть своего декора, а в 1775 году она едва не была снесена ради создания новой широкой площади – лишь заступничество митрополита Платона спасло ее тогда от гибели. В новом столетии церковь несколько раз становилась центром торжеств по случаю военных побед Российского государства: в память об Отечественной войне 1812 года на средства Благородного Дворянского собрания в верхнем храме (к тому времени уже ставшем приходским, как и нижний) были устроены приделы св. Александра Невского (покровителя императора Александра I) и св. мученицы Екатерины (покровительницы великой княжны Екатерины Павловны – сестры императора). В росписях храма после 1812 года были изображены святые, память которых празднуется в дни побед, одержанных над Наполеоном. Так, в честь Бородина были написаны лики мучеников Адриана и Натальи, а на день Тарутинского сражения – лик св. митрополита Петра. Позднее в нижнем храме появился еще придел св. Иоанна Воина – он был устроен в 1877 году для молитв о победе русского оружия на Балканах, где армия боролась за свободу южнославянских народов. И, конечно, придел самого популярного в России христианского святого – Николая Чудотворца.
Но не только события военного характера отмечались в Пятницкой церкви в Охотном ряду. Ежегодно 19 февраля вплоть до революции здесь совершались благодарственные молебны в память освобождения крестьян в 1861 году. Такие молебны проводились именно здесь неслучайно: в храме св. Параскевы Пятницы в день отмены крепостного права впервые был публично прочитан соответствующий императорский манифест.
Изменения постигли в XVIII веке и замоскворецкую церковь св. Параскевы Пятницы: в 1739-1744 годах она была полностью перестроена. Вместо небольшой приходской церкви, ранее давшей имя широкой улице – Пятницкая, на пожертвования купцов Журавлевых был построен огромный собор в стиле «елизаветинского барокко» с отдельно стоящей высокой колокольней. Внешне казавшийся одноглавым, большой храм помимо крупной главы нес еще восемь маленьких главок, венчавших собою медальоны с изображениями святых, особо почитаемых в приходе. Колокольня, одна из самых торжественных и величественных в Замоскворечье, стала главным ориентиром всей Пятницкой улицы, в ее нижнем ярусе были проездные ворота на территорию храма и его большое кладбище, а на втором этаже находилась отдельная церковь во имя св. Пророка Илии. Великолепие храма выдавало мастерство зодчего: над его возведением работал знаменитый архитектор того времени Дмитрий Ухтомский, создатель Красных ворот в Москве и колокольни Троице-Сергиевой лавры. Тогда же появилась и главная гордость замоскворецкой Параскевы Пятницы – золоченый резной иконостас. Церковные владения были четко очерчены старинной оградой с витыми металлическими решетками. Свой торжественный облик церковь Параскевы Пятницы в Замоскворечье сохраняла неизменно вплоть до начала ХХ века.
В 1920-х годах над обоими храмами нависла угроза сноса ради прокладки новых магистралей: в Охотном ряду предполагалось строительство широкого проспекта, который должен был носить имя Ленина, а в Замоскворечье решено было продолжить Бульварное кольцо. Тогда же настоятель замоскворецкой церкви был арестован, осужден по делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей (многие священники Москвы тогда пострадали) и расстрелян в мае 1922 года. На несколько лет снос удалось отсрочить: великий русский реставратор П.Д. Барановский совместно с И.Э. Грабарем начали реставрацию церкви в Охотном ряду и одновременно приступили к исследованию сохранившегося дома Голицына. Специалистам удалось за короткий срок не только сделать потрясающие открытия, но и вернуть Москве старинные палаты, чей декор по документам и натурным исследованиям был восстановлен. С Пятницкой церкви в Охотном ряду были сняты поздние наслоения, в результате чего открылся уникальный декор, архитектурные украшения, поливные изразцы, изготовленные мастерами подмосковного Воскресенского монастыря в Новом Иерусалиме – все эти сокровища русского зодчества считались давно утраченными! Был разработан проект реставрации палат и церкви, даже составлен план их превращения в новый музей, который мог бы стать подлинным украшением исторической Москвы.
Барановский и его сотрудники считали, что реставрация может спасти памятники истории от уничтожения, показав москвичам их истинную красоту и ценность. Но логика властей была иной: большевикам нужен был только новый проспект, ради прокладки которого они не намерены были останавливаться ни перед чем. Уже в 1925 году все торговые лавки в Охотном ряду были разобраны, а через три года началось уничтожение церкви Параскевы Пятницы. Официальная печать приветствовала это, «Рабочая газета» в 1928 году писала: «Через месяц-два Параскева Пятница будет окончательно снесена. Не станет помехи уличному движению, исчезнет ненужный свидетель мрачного прошлого». Реставраторы пытались жаловаться, но все было тщетно, лишь отдельные фрагменты изразцов Барановскому удалось извлечь из почти развалин храма – все они были отправлены в музей «Коломенское».
После охотнорядской настала очередь и замоскворецкой Пятницы: с 1929 года она медленно, но планомерно разрушалась – сначала оказалась ободрана позолота куполов, потом исчезли главы, разобрали решетку… В 1934 году с церковью Параскевы Пятницы на Пятницкой улице было покончено, а на ее месте через 10 лет возникла станция метро «Новокузнецкая». Лишь сама улица Пятницкая сохранила свое название и в советские годы не переименовывалась.
Осколки древних храмов ныне можно увидеть только на старинных фотографиях и открытках, в музее в Коломенском и в Троице-Сергиевой лавре – в ее Смоленскую церковь был перенесен резной иконостас из Ильинского придела в колокольне замоскворецкого храма. Что же касается амбициозных проектов, то ни один из них не был осуществлен: проспект Ленина не был проложен, захлебнулось и продолжение Бульварного кольца (лишь площадь у метро «Новокузнецкая» напоминает об этом нереализованном плане).
Сегодня в Москве святая Параскева Пятница, к сожалению, почти забыта. Женское имя Прасковья, некогда весьма популярное в России, своим детям сейчас почти никто не дает. Оба старинных храма в центре столицы уничтожены. Лишь на самой окраине города, за МКАД, на территории бывшего села Качалова (ныне – район Северное Бутово) стоит единственная на всю Москву церковь св. Параскевы Пятницы. Впервые появившаяся еще в XVI веке, она была заново выстроена в камне в конце XVII века владельцем села – князем Иваном Ивановичем Щербатовым, а в 1901-1904 годах снова перестроена. Пострадавшая в ХХ веке и наполовину разрушенная, церковь была возвращена верующим лишь в начале 90-х годов и затем отреставрирована силами прихожан. Сегодня эта маленькая церковь стала приходской для огромного района Москвы и одновременно единственным напоминанием о Параскеве Пятнице в столице.
Воссоздание двух древних храмов в центре Москвы сегодня невозможно: в огромном здании, занявшем место церкви на Охотном ряду, заседает парламент России, а станция метро «Новокузнецкая», одна из красивейших в столичной подземке, давно уже сама стала памятником архитектуры. Однако все это позволяет оставить хотя бы напоминание о некогда существовавших здесь святынях. На здании Государственной Думы было бы уместно поставить табличку, сообщающую об утраченной церкви (как это уже не раз делалось в нашем городе – например, в Кремле, на месте Чудова монастыря). А возле метро «Новокузнецкая», на пустопорожней площадке, образовавшейся после сноса колокольни, можно было бы построить небольшую поминальную часовенку
(и такие случаи уже встречались в Москве – в Столешниковом переулке на месте церкви Рождества Богородицы). В 90-е годы такая инициатива даже была озвучена, но дальше слов дело не пошло. Может, теперь настало время для ее реализации?
Никита БРУСИЛОВСКИЙ