Виктор Баранец для «СВ»: У нас есть не только «Орешник»
Об опасности ядерного апокалипсиса и ситуации на линии соприкосновения «Союзному вече» рассказал один из самых известных военных экспертов Виктор Баранец.
- Влиятельный британский журнал «The Economist» опубликовал предновогоднюю обложку, которую принято считать пророческой. А на ней, в числе прочих символов, есть и ядерный гриб. Насколько вероятна ядерная эскалация в 2025 году?
- Судя по воинственным заявлениям представителей Евросоюза и НАТО, а также средств поражения, которые уже применяются на поле боя, можно констатировать, что порог вероятности применения ядерного оружия, к сожалению, значительно снижается. После Карибского кризиса, когда до ядерной войны отсчитывали не то, что дни и часы – минуты, это самый опасный момент. Пока шансы не пятьдесят на пятьдесят, но я бы оценил их уже в сорок девять на пятьдесят один. И это, конечно, очень много.
- При этом количество ядерных стран растет.
- Члены ядерного клуба принадлежат к разным лагерям. С одной стороны НАТО: США, Франция, Великобритания. С другой: у нас тоже появляется своя ядерная коалиция, пусть пока номинальная. Это Китай, Северная Корея, Иран. Еще Пакистан имеет такое оружие, а также страны, которые тоже им обладают, но официально не признают, как Израиль. И полдюжины государств, которые находятся на пороге создания. И в этом огромная опасность.
- Но ведь не по вине России?
- Конечно нет. Многие забыли, что еще десять лет назад Президент РФ Владимир Путин предложил собраться крупным ядерным государствам и обсудить проблему. На что китайцы сказали: «Пусть американцы сначала снизят свой арсенал до нашего, а потом поговорим». Ну, как вы понимаете, Америке это не понравилось – у них пять тысяч боеголовок, а у Китая 320. Разговора не вышло.
- Использование «Орешника» является дополнительной точкой сдерживания?
- Безусловно, это был очень серьезный сигнал. Мы показали противнику, что нам не обязательно осуществлять ядерный удар, чтобы нанести критический урон. Могу сказать, как человек информированный, что у нас в рукаве есть еще оружие с безъядерной начинкой, которое, если понадобится, тоже применим для отрезвления наших противников. А пока наблюдаем за ситуацией.
КОГДА ОСВОБОДИМ КУРЩИНУ
- Год назад мы подводили с вами итоги спецоперации. То интервью озаглавили «Хваленый контрнаступ расшиб себе лоб». К чему мы пришли в 2024-ом?
- Главное, пожалуй, то количество населенных пунктов, которое российская армия освободила в этом году. Статистика известна – только за три осенних месяца их насчитывается 88. Все западные СМИ обсуждают невероятный темп продвижения армии РФ за все три года конфликта. На пике было триста километров в сутки!
Самая большая боль и печаль моя, как и огромного количества россиян, это, конечно, Курская область. И хотя освободили уже существенную ее часть, работенки у нас еще ох как много.
- По официальной информации, примерно пятьдесят процентов захваченных территорий опять за Россией.
- Другие источники, в том числе иностранные, называют плюс-минус такую же цифру. Они получают информацию от американских, британских, французских специалистов, которые находятся на Курщине, плюс спутниковый мониторинг.
- Почему все-таки операция по освобождению Курской области длится столько времени? Объясняют это тем, что врага сейчас рациональнее уничтожать с воздуха артиллерией и ФАБами, сберегая российских бойцов. Вы согласны с этим?
- Да, это наша тактика. Медленное перемалывание врага с минимальной потерей личного состава. Это формула специальной военной операции. Но есть и другая причина. Изрядное количество населенных пунктов захвачено врагом. Кто-то из жителей сбежал оттуда, кого-то насильно вывезли на Украину. Но многие еще остались. Старики, женщины, в том числе беременные, дети. И вот тут работает фирменная тактика ВСУ – они фактически берут мирных жителей в заложники. Поставили блокпосты, перекрыли дороги. А тех, кто пытается выбраться, могут даже расстрелять. В деревне устанавливают тяжелую технику, артиллерию, реактивные системы залпового огня и так далее. Все прямо там, под хатой!
Захваченный населенный пункт обкладывается плотнейшими минными полями, строятся ДОТы. К тому же они еще пока имеют возможность подтягивать резервы. Можно ли все это уничтожить? Разбомбить с воздуха? Конечно! А как быть с людьми? В этом и заключается главная сложность.
- Всех интересует вопрос – когда же пробьет окончательный час освобождения?
- У меня была мечта, чтобы во время подведения окончательных итогов мы бы с вами рассказали о полном крахе ВСУ на Курщине. Пока этот момент не наступил. Но хочу выразить абсолютную уверенность – те оккупанты, которым посчастливиться уцелеть, будут изгнаны с российской земли в самое ближайшее время. В этом можно не сомневаться.
БЕЛАРУСЬ СОХРАНИЛА БЛЕСТЯЩУЮ КОНСТРУКТОРСКУЮ ШКОЛУ
- Недавно белорусское ТВ сообщило, что Запад долгое время разрабатывал вторжение в РБ. Сначала должны были пересечь границу специально подготовленные националисты. Затем – наемники из Польши, Литвы, Украины и так далее. Как Россия будет реагировать на это, если вторжение действительно произойдет?
- Любое нападение на Беларусь – это нападение на Союзное государство. А значит – и на Россию тоже. Будем бить так же, как если б нападение случилось на Смоленск, Воронеж, Ростов. Пока не уничтожим врага. Тут ни у кого не должно быть сомнений. У нас же, по сути, вооруженные силы объединенные. Мы уже немало чем поделились с белорусами, да и белорусы с нами тоже.
- Все знают о нашем военно-техническом сотрудничестве.
- Это так. Когда мы еще проводили танковый биатлон, приглашая в том числе и представителей стран НАТО, те были допущены к российской технике. «Откуда у вас такие замечательные прицелы? – удивлялись они. – Французские, американские, швейцарские?» А это белорусские – «Сосна»! Нам надо благодарить Бога за то, что власти Беларуси не разрушили военно-промышленную науку и военно-промышленный комплекс. У наших братьев есть такие разработки, которых нет еще на Западе, например, в радиоэлектронике. Не все знают, что белорусы создали одну из лучших в мире реактивных систем залпового огня с прекрасным таким названием «Полонез». Я, извините за выражение, балдею каждый раз, когда это слышу. И вспоминаю прекрасную музыку, только эта звучит получше. Личная заслуга Президента РБ Александра Лукашенко – он не позволил задушить белорусскую конструкторскую мысль в девяностые.
ОТНОШЕНИЕ УКРАИНЫ К РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ БЕССМЫСЛЕННО
- В Одессе снесли памятник Пушкину, установленный самими одесситами в XIX веке. А в Курской области оккупанты уничтожили уже несколько тысяч объектов культурного наследия. Как это назвать, если подбирать цензурные слова?
- Не знаю, как это еще назвать, кроме маразма. Вся эта борьба с русским языком, памятникопад… А вот нам, когда идем в Москве мимо усатого Кобзаря со скорбно склоненной головой, даже в голову не приходит дикая мысль схватить молот или подцепить ржавый трос к его подбородку. (памятник Тарасу Шевченко на Кутузовском проспекте в Москве – Ред.).
У нас плохие отношения с Латвией, но метро «Рижская» существует. С Польшей плохие, но Варшавское шоссе существует. Рестораны украинской кухни никто не закрывает. Пытаться уничтожить на Украине все, что имеет отношению к России, это все равно, что шваброй разгонять облака. Жалкое зрелище. И абсолютно бесполезное.