Отец Александр: Нас с детства готовили к этой войне
Интервью с помощником начальника УФСИН России по Курской области по организации работы с верующими в УИС протоиереем Александром Зинченко
Позывные в зоне боевых действий — это особая история. Основная масса — место жительства бойца: Москва, Ростов, Курск. Популярны образованные из внешних особенностей: Борода, Лысый, Хмурый. Есть и образованные от юношеских прозвищ. Но особе место занимают те, которые приходят с делами воина. Например, позывным «Батя» не каждый может владеть. Его носить — особая ответственность. Ведь батя — это и строгость, и мудрость, и отеческая любовь.
С протоиереем Александром Зинченко, носящим позывной «Батя», мы познакомились на одном из полигонов в Курской области. Приехали с бойцами из теробороны Курчатова, города возле Курской АЭС, посмотреть, как проходит боевая подготовка местных добровольцев.
Я удивилась, узнав, что Батя не только требы служит, но и ловко обращается с оружием.
- Он у нас и не такое может! Наш «Батя» ого-го! - прокомментировали мои эмоции бойцы.
Я решила сама расспросить Батю обо всем.
- Отец Александр, расскажите про первые дни вторжения врага на Курскую землю.
- С началом СВО стало понятно, что с детства нас готовили к этой войне. Мы ожидали, что она рано или поздно начнется. Однако мы не думали, что это случится при нашей жизни. Будучи священником в девятом поколении, я с детства слышал об этом. И часто думал, почему она еще не началась.
Однажды, по дороге на работу в УФСИН в феврале 2024 года, я услышал обращение нашего Президента. Мы сразу же организовали поддержку и начали оказывать полномасштабную помощь по различным направлениям. Объединили всех, включая своих друзей и знакомых, чтобы выполнять эту работу более полноценно и эффективно.
Сейчас у нас сформировалось небольшое народное ВПК. Мы изготавливаем костюмы для разведки, снайперскую экипировку, разнообразное белье, балаклавы и плетем маскировочные сети. Нам помогают многие школы Курска и Курского района. Все объединились вокруг общей беды.
Многие воспитаны в старых традициях и не могут оставаться безучастными. Лично я служил во времена Афганской кампании, поэтому эта деятельность мне близка. В моем роду были священнослужители и военнослужащие. С 2014 года мы оказывали помощь Луганску и Донецку, а до этого занимались проектом «Люди улицы, дети улицы» в Киеве, Харькове и Курске. Помогали всем, кто оказался в трудной ситуации – инвалидам, больным, немощным. Когда стало практически невозможно ездить туда, мы сосредоточились на помощи Луганску и Донецку, поддерживая как гражданских лиц, так и военнослужащих.
Когда 6 августа все здесь началось, мы начали жить и работать без выходных. Все осознают, что в любой момент может возникнуть необходимость в чем-то, чего пока не хватает. Кроме того, мы можем помочь в эвакуации или оказать помощь раненым военнослужащим. Также мы контролируем, все ли есть в окопах и блиндажах. К тому же я знаю многих людей, и меня многие знают - мы обязаны помогать и не можем оставаться безучастными.
ЛИЧНОЕ ОБЩЕНИЕ
- Это материальная поддержка. А духовная, в чем она здесь?
- На днях со мной связались и попросили приехать в село Большое Солдатское. Мы приехали туда не просто для мотивации и проведения молебна, но вручили боевое знамя - хоругвь. С такими наши предки выходили во времена смуты, а также в другие периоды, когда русские люди вместе защищали границы Отечества.
Вскоре меня ожидают в подразделении «Витязь», куда я поеду для совершения молитвы, а также для исповеди и причащения воинов. Мы всегда проводим общий молебен. Существуют различные формы проповеди, и одна из них — гомилетика или беседы. Для нас проповедь через беседу наиболее близка. Когда мы проводим общий молебен и затем обращаемся к военнослужащим, у многих возникают вопросы. И они подходят для личного общения. С ними обсуждаем конкретные моменты, которые они не могут разрешить в себе или понять самостоятельно. Этим занимаемся постоянно.
СВЯЩЕННИКОВ НА УКРАИНЕ ПЫТАЮТСЯ ЗАГНАТЬ В КАТАКОМБЫ
- Ваше отношение к запрету УПЦ на Украине? Все происходящее там выглядит довольно кошмарно.
- Как вы знаете, мы являемся людьми Писания. Когда открываем его, там сказано: «Сему надлежит быть». Церковь основана на крови мучеников и гонениях, которые периодически повторяются. Сегодня также становимся свидетелями гонений на Украине. Как можем относиться к этому? Конечно же, отрицательно. Пока нас преследуют, мы верим и вдохновляемся на совершение поступков. Недавно мы получили информацию о гонении на владыку Феодосия на Украине, и он обратился к своей пастве с призывом молиться в катакомбах, если захватят храм.
А это уже было, я начинал с этого. Когда церковь стояла закрытой, а рядом в доме, где жили дедушка и бабушка, стол в комнате служил престолом, а швейная машинка — жертвенником. Двери из комнаты напоминали царские врата. Здесь люди собирались и молились. В промежутках между службами дедушка и бабушка жили в одной из комнат. Это уже было во времена советских гонений. А сегодня мы наблюдаем демократические гонения.
- Если те люди, которые сейчас занимаются гонениями, прозреют и решат попросить прощения, церковь примет их?
- Это естественный процесс. Сегодня в наших церквях много бывших гонителей — тех, кто во времена Советского Союза был членом комсомола, партии или профсоюза. Люди, ранее боровшиеся с церковью, стали священнослужителями. Если обратить внимание, можно найти множество таких примеров; в каждой епархии и регионе их предостаточно. Старая гвардия священников, пришедших во время советских и сталинских гонений 20-30-х годов, уже ушла из жизни, как и старая гвардия прихожан. Сегодня в храмах стоят люди, которые ранее были членами комсомольской, партийной и профсоюзной организаций. Вот вам ответ.
КРЕСТ ОСТАНОВИЛ ПУЛЮ
- Какую молитву читают воинам перед боем?
- У нас есть патриарший молебен. Он очень красивый. Мы собираемся с военнослужащими и произносим прекрасные молитвы. Существуют и воинские молитвословы. В них есть молитва перед боем, после боя, и молитвы, помогающие человеку найти себя в трудную минуту.
Там можно найти духовные наставления подвижников, как духовных, так и ратных. Ничего нового изобретать не нужно.
Конечно, каждый верующий человек всегда молится начальными молитвами, как, например, «Пресвятая Богородица», «Отче наш», покаянные молитвы, 50-й Псалом, 90-й Псалом. Обычный набор молитвенных примеров из своей жизни. Священнослужители, работающие в зоне СВО и выезжающие к военнослужащим, раздают также молитвословы и молитвенные ленточки, символизирующие живую помощь.
Кстати, эти ленточки творили чудеса даже во время чеченской кампании, когда их повязывали на лоб, и пули рикошетили от них. Казалось бы, это просто кусочек ткани, но такие примеры есть.
У нас есть обычный набор: русские кресты, ленточки, иконочки. Лично я стараюсь приобретать иконы, связанные с историей защиты Отечества. Например, образ Божьей Матери Августовской, который был важен для русских людей сто лет назад, когда они противостояли объединенной Европе. Опять прошло сто лет, и нам снова приходится заниматься этим. Таких примеров очень много. Также есть иконы карманного ношения или крестики, которые останавливали пулю. Кроме синяка, у военнослужащего больше ничего не было. Крестик сдержал пулю.
МОЛИТВА О ДАРОВАНИИ ПОБЕДЫ В СРАЖЕНИИ
Да воскреснет Бог и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящие Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы да возвеселятся. Господь Бог благословен, поспешит нам Бог спасений наших. Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев, Той даст силу и державу людем Своим.