Под «Покровом» доброты
В конкурсной программе было представлено более 40 фильмов из Украины, России, Беларуси, Грузии, Молдовы, Польши, Латвии. «Покров» – первый и пока что единственный на Украине международный фестиваль такого рода.
Несмотря на свою вроде бы узкую тематику, с каждым годом он набирает обороты, привлекая в залы многочисленных зрителей, разных и по возрасту, и по степени религиозности, но единых в любви к кино и приверженности христианским ценностям.
Все это происходит благодаря фестивальной команде во главе со священником Александром Акуловым, стремящейся собрать со всего православного мира лучшие работы о христианском образе жизни, о великих святынях, о людях веры. Уже стало традицией открывать фестиваль большой премьерой. В разные годы это были такие знаковые фильмы, как «Остров» Павла Лунгина, «12» Никиты Михалкова, «Адмирал» Андрея Кравчука, сломавшие стереотипы о «скучном» и некоммерческом православном кино.
Казалось бы, такие фильмы-открытия должны затмевать остальные конкурсные работы. Однако уровень документальных картин, присланных на фестиваль, растет из года в год не только количественно, но и качественно. Причем ярким свидетельством того, что православная документалистика теснит игровое православное кино, явилось награждение прошедшего фестиваля. Наряду с щедрым поощрением призами документальных работ жюри приняло решение не вручать в этом году премии в номинации «Игровое кино». Хотя, конечно, игровых картин было несравнимо меньше – всего пять.
В этом году фестиваль открылся художественным фильмом «Скоро весна» Веры Сторожевой, знакомой широкой публике прежде всего по ее работе «Небо. Самолет. Девушка». Но фильм в Киеве представляла не режиссер, а его сценарист Ирина Васильева, которая одновременно привезла еще две свои документальные режиссерские работы – «Братия Карамазовых» и «Любовь и больше, чем любовь».
Интересно то, что хоть ставка и делалась на художественный фильм-открытие, в котором играют известные профессиональные актеры Ксения Кутепова, Сергей Пускепалис, однако награды Васильева увезла в Москву как раз за неигровые картины. Фильм «Братия Карамазовых» занял первое место в номинации «Документальное кино». Кстати, история «Братии Карамазовых» легла в основу сценария снятого позже фильма «Скоро весна». И все же художественный фильм оказался слабее. Герои в художественном фильме выглядят недостоверно, а история – неубедительно. И даже сама Васильева, будучи сценаристом игрового варианта, в частной беседе соглашается с тем, насколько проигрывает он документальному.
А ведь реальная история потрясает своей необычностью и пронзительностью. Но потрясает она увиденная в документальных кадрах, где живут настоящие, непридуманные люди с их страстями, муками и духовными подвигами. История подворья, организованного вдали от города усилиями двух молодых монашек и одного монаха, где нашли приют и трудятся более 80, казалось бы, совершенно безнадежных людей – бывших преступников, алкоголиков и других опустившихся, глубоко несчастных людей, не знающих ни любви, ни света, ни покоя, но ищущих их. Фильм честный, это не розовые пузыри о безоблачной жизни и легкости исправления припавших к церкви. Это фильм о душевном труде, которому посвящают себя и две юные, но очень мужественные монашки, и, собственно, сами «братья Карамазовы».
Также впечатлил зрителей и жюри второй документальный фильм Ирины Васильевой – «Любовь и больше, чем любовь», повествующий о крупном российском ученом, изучающем работу мозга и преуспевшем на этом поприще в миру, но ставшем монахом Донского монастыря, игумене Феофане (Крюкове), впоследствии восстановившем свою научную деятельность в монастыре.
Обилие интересных документальных фильмов отразилось на решении жюри присудить две вторых и две третьих премии в этой номинации. В частности, фильм «Любовь и больше, чем любовь» разделил третье место с не менее блестящим фильмом «Император, который знал свою судьбу» режиссера из Санкт-Петербурга Романа Ершова. Многие зрители и даже участники высказывали мнение, что фильм Ершова вообще заслуживает Гран-при. Действительно, фильм очень интересен, он рассказывает о многочисленных предсказаниях судьбы, полученных в течение жизни последним русским императором Николаем II, о его борьбе с предначертанным роком. И хоть все знают историю гибели царской семьи, но фильм снят настолько талантливо, что до последнего держит внимание зрителя. И конечно, заслуживает уважения огромная, кропотливая работа с документами, необходимыми для картины.
Также заслужил множество похвал фильм Ларисы Смирновой из Москвы «Космос как послушание». Он занял второе место в номинации «Документальное кино», а также получил особый памятный приз фестиваля – премию имени Сергея Лосева, режиссера «Киевнаучфильма», снимавшего фильмы о церкви в советское время. Премию за лучшую режиссуру традиционно вручает вдова и соратница режиссера – Мила Панкова. И наконец, гран-при фестиваля получил тоже документальный фильм «Понять человека» известного киевского режиссера Александра Столярова.
Кроме документальных лент в этом году зрителя порадовала и анимация. Мультипликаторы привезли на фестиваль много прекрасных работ. И поэтому на «Покрове» впервые была учреждена номинация анимационного кино. Первый приз получил фильм «Про Василия Блаженного» (режиссер Наталья Березовая, студия «Пилот», Москва).
Особый интерес вызвал дебют киностудии Московской духовной академии «Богослов», которая представила свой первый короткометражный фильм-анимацию «Любовь». Генеральный продюсер студии, руководитель портала «Богослов.ru», протоиерей Павел Великанов рассказал, что этот проект направлен как на создание учебных фильмов для образовательной системы Русской православной церкви, так и на развитие тематического кино, адресованного самой широкой
аудитории.
И хоть художественные фильмы были откровенно слабее, все-таки презентация одного из них – короткометражного фильма режиссера-дебютанта Алексея Сухаренко «Икона» – предоставила гостям фестиваля такой приятный бонус, как возможность пообщаться с народным артистом России Валерием Золотухиным, который исполняет в картине одну из главных ролей.
Валерий Сергеевич любезно согласился дать интервью для читателей «СВ».
– Валерий Сергеевич, по вашим словам, вы согласились на эту работу, потому что вам изначально понравился сценарий, хорошо написанный текст, который вы читали как литературу. А понравился ли вам фильм? Довольны ли вы конечным результатом?
– В целом фильм мне понравился. Я вижу там какие-то мои просчеты, но это уже другой вопрос.
– У меня как раз обратное впечатление, кажется, что игра таких великих актеров, как вы и Юрий Назаров, не спасает фильм, потому что и молодые актеры слабоваты, и сюжет слишком прямолинейный.
– В данном случае текст таков, что его не испортит даже отсутствие опытного режиссера. Я не заметил слабостей фильма, потому что зритель плачет, зритель эмоционально переживает, благодарит. Результат получился достаточно высоким.
– Откуда вы знаете про зрительскую реакцию? Вы где-то его еще показывали?
– Видел сегодня, когда после фильма выходил, люди плакали, подходили, благодарили. Хотя, конечно, я сам смотрел его сегодня впервые, и если у меня каких-то замечаний не возникало, то это не значит, что их не может быть. Мне тоже важно услышать разные мнения. Я, например, патриот Театра на Таганке, играю в каком-то спектакле, а зрители потом выходят и говорят: «Что это такое? Что мы смотрели?» Но я нахожусь внутри спектакля, поэтому не могу оценивать объективно – для меня это нестрашно.
– Куда еще планируете повезти фильм?
– Я хочу показать его на своем фестивале в Екатеринбурге «Верное сердце» в рамках программы «В кругу семьи». Это такая общенациональная программа, куда входят и фильмы, и телемосты, и встречи со зрителями… Я являюсь ее художественным руководителем, а президент фестиваля – Ирина Алферова, но мне приходится делать большую организационную работу, общаться с людьми, готовыми финансировать фестиваль, потому что, если не будешь толкать, так ничего и не будет.
– А почему Екатеринбург?
– У нас первый кинофестиваль был в Калуге, затем провели два в Москве, один в Новосибирске, и вот второй раз проводим его в Екатеринбурге и хотим, чтобы он там закрепился, обрел постоянную локацию.
– А что можете сказать о нашем «Покрове»? Я общалась с другими участниками – очень многие отмечают хорошую организацию и теплый прием публики, которой, как утверждают, на подобных фестивалях в России значительно меньше.
– Да, я, пожалуй, соглашусь. Вот, к примеру, сейчас в рамках программы «В кругу семьи» Кшиштоф Занусси репетирует пьесу Артура Миллера со мной в главной роли. Это известнейший режиссер, великий подвижник идей нравственности, и мы с ним провели 3-4 встречи, ходили из кинотеатра в кинотеатр, и везде было 4-5 человек, ну в лучшем случае 10. А здесь, если в час дня в таком огромном зале публики достаточно, это делает только честь организаторам. И по отзывчивости, вы правы, публика более сердечная.
– А вот у вас в силу занятости есть ли возможность смотреть постановки других театров?
– Очень редко, очень мало, потому что у меня ведь еще есть Молодежный театр в Барнауле, где я художественный руководитель. И там как раз мы выпустили один театральный курс специально для нашего театра и второй курс набрал я.
– Вы еще упоминали о проводимом вами на Алтае одноименном фестивале «Покров»…
– Да, но фестиваль «Покров» – домашний, это все-таки деревня, село, и его курируют ребята из моего театра, профессиональные артисты занимаются самодеятельностью с ребятишками, а потом показывают спектакли. Сейчас как раз помещение для театра строится, я добивался его строительства несколько лет, и несколько губернаторов, в том числе покойный Михаил Сергеевич Евдокимов, обещали мне помочь. И театр уже близок к завершению. Я сейчас жду встречи с премьером Владимиром Путиным – написал ему письмо, чтобы поддержать финансирование и успеть к моему юбилею – в 2011 году мое 70-летие. Он обещал меня принять, и уже прошло согласование: четыре министерства подписали бумаги, там речь идет о 366 миллионах. Но губернатор уже благодарит, что шуму много наделал, «привлек внимание к региону» (смеется).
– Так вы еще специалист по пиар-акциям? Но вернемся к проектам, в которых вы задействованы.
– Театр на Таганке, театр «Модерн» – там была премьера 2 октября, где я сыграл в спектакле «Счастливый случай» центральную роль генерала по пьесе Мрожека. На 5 декабря запланирована премьера спектакля Занусси. Пьеса называется «Все мои сыновья».
– Я, кстати, хотела сказать, что смотрела фильм и все время думала о том, как вы и Назаров потрясающе выглядите, очень молодо! Что помогает быть в тонусе?
– Я всегда должен быть в режиме, свои хитрости есть. У меня, например, в каждой квартире, где я ночую, есть весы, утром и вечером по 7 минут на голове стою. Вот я приехал сегодня с поезда, сделал зарядку и встал на голову и простоял свои положенные 7 минут.
– Возвращаясь к теме православия, я знаю вы – человек верующий, а как давно вы пришли к православию? Вы с детства крещены или это более поздний выбор?
– Нет, ну что вы, в детстве это было невозможно, у меня ведь отец – председатель колхоза, мать – комсомолка. Наши отцы, прости господи, тогда были среди тех, кто разрушал храмы. Это значительно более поздний выбор, когда мы всей семьей покрестились, мне было около сорока.
– А как вам далась роль в «Дневном» и «Ночном Дозоре»? Сомнений не возникало, что это неправильно с точки зрения религии?
– Нет, не возникало. Во-первых, кого я только ни переиграл – и Бабу-ягу, и леших, а во-вторых, мне мой сын-священник сказал: «Папа, твоя профессия – топор, топором можно и дом срубить, и человека убить, главное – куда направлен вектор!» Мой герой-вампир имеет порок, но хочет, чтобы его сын преодолел его, не унаследовал. Он говорит в конце: «Сынок, я так хотел, чтобы ты стал человеком». Мы сидели недавно в гримерке, и с нами был высокопоставленный священник, и тут он мне говорит: «Валерий Сергеевич, вот в «Дозорах», – я тут напрягся, думаю, сейчас мне достанется, – вы так хорошо раскрыли тему раскаяния», – и я вздохнул с облегчением. Он понимает, что художественная составляющая интереснее, чем какие-то скучные лекции. И хотя просвещенных священников не так много, но мы должны равняться на мнение лучших.
Елена Болдырева,
собкор «СВ» в Киеве
Фото автора