Как семья Морозовых спаслась из Рижского гетто
Спасаясь от русофобского преследования, с десятью детьми они вырвались из неонацистских объятий Евросоюза.
ДВЕНАДЦАТЬ ИЗГОЕВ
В ночь на 17 октября в районе погранперехода в белорусской Григоровщине небо прояснилось и сразу вокруг похолодало до минус двух градусов. Но собравшиеся не обращали внимание на погоду и, не привлекая внимания латвийской стороны, ждали транспорт - два микроавтобуса, на которых ехала семья Морозовых - супруги и их десять детей. До того момента, как машины пересекли границу, не было ясности, удастся ли беглецам осуществить свой дерзкий план — убежать из «латвийского гетто». Нет, это не семья уголовников, не грабители или террористы. Морозовы - классический пример добропорядочной многодетной семьи, которой в нормальных странах помогали бы как могли, уважали бы и ставили в пример.
Но только не в Латвии, только не в Евросоюзе. Сейчас здесь ненормально, если отношения устанавливают мужчина и женщина, и, не дай Бог, они рожают детей. А если семья говорит по-русски, для них тут же начинают раскалять тавро, чтобы при удобном случае заклеймить.
Морозовы поняли, что еще чуть-чуть, и повелители шпротов разрушат их семью. Тогда-то они и написали письмо Александру Лукашенко и Владимиру Путину.
ПОЧТИ ШПИОНСКИЙ ДЕТЕКТИВ
В гитлеровской Германии евреи тоже не сразу поверили, что им нужно бежать от нацистов, ведь они были у себя дома. Чем все закончилось - мы знаем. В Прибалтике сейчас сразу принялись за русских.
Виталий Морозов строитель-отделочник. Он привык созидать, а не разрушать. Строил дома и создавал свою семью. Правда, жили они не в собственном доме, а в арендованном. Предоставленном им властями Риги. А все платежи — за квадратные метры, коммуналку и прочее — это была их проблема. Таковы меры поддержки многодетных в «человеколюбивой» Европе. К слову, Виталий - гражданин Латвии. В отличие от Светланы, его супруги.
Родители Светы всю жизнь проработали на благо Латвийской ССР. Вместе с себе подобными они из аграрной страны превратили Латвию в республику с продвинутой автомобильной, радиоэлектронной и прочей промышленностью. В итоге их записали в оккупанты. Как следствие, и многодетная мама оказалась в числе недостойных быть гражданкой «шпротной» республики.
- Соседей-латышей раздражало, что наши дети бегают и кричат на русском языке. Они каждый раз вызывали полицию, - рассказывает Светлана.
В последние месяцы семья остро почувствовала не только экономические проблемы — рост платы за жилье, например, -- но и психологическое давление.
В школе отказывались обучать детей, у которых были проблемы с латышским языком. Детям стали угрожать привлечением к ответственности со стороны специальных служб. Дошло до того, что даже в частных разговорах запретили общаться на русском языке.
Светлана и Виталий поняли, что путь к спасению - бегство из начавшей смердеть нацизмом Латвии. Иначе у них просто отберут детей - это минимум той гадости, на что способны латвийские власти.
Но вывести из страны десятерых детей, шестеро из которых школьники - сложная задача. И в организационном, и в материальном плане. Ведь у Морозовых никаких накоплений нет, все уходит на пропитание.
- Нам нужно было безопасно перебраться через Беларусь в Россию. А финансы, которые мы зарабатывали, уходили на себя и продукты. Были уверены, что Беларусь в лице Президента сможет помочь нам. Он человек, который заботится о своей стране и народе, - объясняет Светлана.
ЧЕРЕЗ ДВЕ ГРАНИЦЫ
Теперь самое время пояснить, почему Светлана и Виталий обратились сразу к президентам.
В 2022 году Минск ввел безвизовый режим для граждан Литвы, Латвии и Польши. Это и стало ключом к спасению. Наши герои решили въехать в Беларусь, а оттуда перебраться в Россию. Но без посторонней помощи им было не справиться. Вот и решили написать сразу - лидерам Союзного государства.
После того как письма дошли до адресатов, началась скрытная подготовка эвакуации Морозовых из латвийских земель. Была середина лета.
Почти четыре месяца разрабатывалась операция. Вывезти 12 человек — это не кошка начхала. Тут и вопросы проживания, питания, документов, и определения места, куда ехать и где детям учиться.
К работе подключилось большое количество служб и людей. А жилье в селе Рухань Смоленской области предоставил некоммерческий фонд в рамках своего проекта «Многодетные деревни». Морозовы стали первой семьей, которая поселилась в деревне в рамках проекта.
Как только микроавтобусы въехали на территорию Беларуси, стало понятно - опасность миновала.
- Хотелось, чтобы сыновья и дочки могли свободно говорить на родном языке, чтобы к ним не относились, как к третьему сорту. Поэтому мы и обратились за помощью. Мы уехали не для себя, а ради детей, чтобы у них были перспективы в учебе, работе, личных отношениях, - сказал как выдохнул Виталий Морозов на земле свободной Беларуси.
Два микроавтобуса, кроме пассажиров, везли 400 килограммов самого необходимого груза, больше было не взять. Минимум, что удалось с собой забрать - вещи на первое время, бытовая техника и - самое ценное, строительные инструменты главы семейства. Сразу видно труженика, ремесленника. Он никогда не бросит то, что позволит ему прокормить семью.
Но дальше продолжать путь оказалось нельзя. Было видно, что дети, да и взрослые измотаны, им требуется отдых. Белорусы заранее предусмотрели подобное и организовали Морозовым не только полноценный отдых, но и культурную программу для детей - посещение шоколадной фабрики с дегустацией продукции.
И после приятной остановки - снова в путь, в Россию, уже к новому дому.
И ДОМ, И ШКОЛА, И СОСЕДИ
Встречали переселенцев широко
19 октября Морозовы вернулись домой. Да, именно так - вернулись. В село Рухань Смоленской области. Недалеко от границы с Беларусью. Вернулись, потому что в России их корни, здесь их не будут попрекать за русскую речь. Здесь им рады.
В Доме культуры Рухани по случаю приезда новых жителей организовали праздничные гулянья в лучших традициях селян. На торжества пришли не только руханьцы, но и гости из соседних деревень.
А потом был концерт и знакомство с новыми поселенцами.
- У ребят горят глаза. Они в своей тарелке, в своей среде. Эмоции детей - верный признак того, что мы все делаем правильно, - сказал Виталий Морозов.
Шестерых детей в тот же день без проволочек распределили по классам, а всей семье организовали экскурсию по школе. Настоящей школе, где учат, что семья - это союз мужчины и женщины, где не забывают за что воевали наши предки, и кто такие нацисты. И где помнят не только героев былых времен, но и чтут участников СВО, одна из целей которой защитить русских людей от насилия и притеснений, где бы они ни жили.
ПОЖЕРТВОВАЛ СВОБОДОЙ РАДИ ВОЗВРАЩЕНИЯ СЕМЬИ В РОССИЮ
Чтобы спасти детей, отцу пришлось пойти на таран пограничного шлагбаума
30 мая 2023 года россиянка Зулейхан Лулаева с мужем и тремя детьми стояла на пограничном пункте в очереди на проезд из Польши в Беларусь.
Когда до пересечения границы оставались четыре машины, машина Лулаевых неожиданно выскочила на встречную полосу. Сбив польского пограничника, который пытался остановить их, и протаранив шлагбаум, автомобиль помчался в сторону Беларуси.
Но поднятые шипы на дороге прокололи шины и не позволили авто доехать до белорусской территории. Зулейхан выбралась из машины с тремя детьми и побежала в Беларусь. Муж перегородил машиной дорогу и остался, чтобы задержать польских пограничников. Семья спаслась, а он был задержан.
В Беларуси женщина рассказала, что хочет вернуться с детьми в Чечню. Но польские власти уже полгода не разрешали им уехать.
Двое из трех детей имеют шведское гражданство, а третий - российское. Их нельзя провезти через границу без разрешения, а Лулаевым шведские власти его не давали и не объяснили причины. Тогда Лулаевы решили прорываться в Беларусь, а оттуда уехать в Россию.