К патриотическому воспитанию молодежи в России подключились ветераны СВО
С этого года в школьной программе появился предмет «Основы безопасности и защиты Родины»
Михаил Фролов Фото: Kpmedia.ru
НЕФОРМАЛЬНО О ВАЖНОМ
Воспитание начинается уже со школы. И включает в себя не только торжественное поднятие флага и исполнение гимна в начале каждой недели, хотя это крайне важно. С сентября 2022-го года у школьников первым уроком по понедельникам в расписании стоят «Разговоры о важном». Это неформальная беседа преподавателя с учащимися, в ходе которой обсуждаются вопросы, связанные с историей и культурой России, ее ролью в мировом сообществе.С этого года в школьной программе появился предмет «Основы безопасности и защиты Родины», который пришел на смену ОБЖ. В его рамках преподают и курс начальной военной подготовки. На этих занятиях школьники не только приобретут военные навыки, но и научатся оказывать первую медицинскую помощь, смогут без проблем ориентироваться на местности.
Юнармейцы всегда выделяются своей фирменной униформой. Молодежное военно-патриотическое движение было создано в 2016-м году при поддержке Минобороны РФ. Сейчас оно объединяет более 1 миллиона 300 тысяч детей и подростков в возрасте от 8 до 18 лет по всей стране. На базе ДОСААФ юнармейцев учат стрелять, оказывать медицинскую помощь, ориентироваться по карте. А при поддержке ЦСКА ребята занимаются спортом. В «Артеке», «Орленке» и других лагерях проходят юноармейские смены. В свободное время они несут вахту памяти у Вечного огня, заниматься волонтерской деятельностью, помогают сохранять воинские мемориалы.
ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН
Два года назад в России было создано «Движение первых» - организация, куда принимают всех в возрасте от 6 до 18 лет.Именно они на 9 мая запустилм акцию «Окна Победы». Каждый мог украсить окна в своем доме каким-то яркими символами Победы. Для учеников начальных классов есть программа «Орлята России», аналог советских «октябрят».
Флагманский проект движения – конкурс «Большая перемена». Он проводится с 2020 года. В нем могут принять участие школьники 5–10-х классов. Участники выбирают одно из 12 направлений, участвуют в профильных мероприятиях, выполняют задания. С помощью «Большой перемены», например, выбирают российских участников ежегодного мероприятия Союзного государства «Поезд памяти».
Те, кто является членом Российского союза молодежи, а это уже ребята постарше, также в стороне не остаются. У них своя активная «движуха», посвященная важным датам, таким, как День России, День российского флага, День народного единства.
Развивается поисковое движение. Более 15 тысяч молодых людей принимают ежегодно участие в поисковых экспедициях.
Сейчас в моде и волонтёрство. Молодые люди не только помогают ветеранам, но ухаживают за памятниками погибшим воинам.
Формируется совершенно новая система патриотического воспитания, в которой ключевую роль играют те, кто встал на защиту интересов России. Так в июле стартовала акция «Служу Отечеству». Это целый комплекс мероприятий, главная цель которых сделать так, чтобы молодежь из первых уст, от ветеранов СВО узнала об их подвигах.
- Ветераны СВО как никто другой могут донести до юных ребят правду о подвиге, о Родине, о мужестве. Молодежь очень позитивно воспринимает рассказы героев, которые сами с большим энтузиазмом берутся за такую работу, - заявила статс-секретарь - заместитель министра обороны, председатель фонда «Защитники Отечества» Анна Цивилева.
НИ ШАГУ НАЗАД
Ребятам с раннего возраста прививают гордость за достижения в экономике, науке, спорте, культуре в родной стране, знакомят с правдивой историей, формируя иммунитет от лжи и фальши.СМАРТФОНЫ В СТОРОНУ
«ЗАРНИЦА» СОБИРАЕТ ДРУЗЕЙ
Летом более 25 тысяч мальчиков и девочек отдохнули в военно-патриотических лагеряхСборка автомата на время, веревочная переправа, ароматная каша с костра. На каникулах все больше ребят забывают о своих гаджетах, отправляясь на отдых под открытым небом, которые закаляют характер.
Оздоровительные лагеря, в том числе с патриотическим уклоном становятся отличной возможностью не просто занять мальчишек и девчонок на каникулах, но и придать их отдыху осмысленное, позитивное содержание. Например, на соревнованиях ребятам нужно пробежать по бревну, проползти по-пластунски под низкой перекладиной и перепрыгнуть через высокую и быстрее добежать до финиша. Тут же у подростков формируется «картина мира», появляются четкие ориентиры: как поступать в той или иной ситуации, с кого брать пример.
-- Количество военно-патриотических лагерей ежегодно растет. Спасибо нашим коллегам из силовых структур – на них ложится дополнительная нагрузка. Мы понимаем, что у каждого свои функции, но, тем не менее, они на своих базах частей, пограничных застав принимают детей с огромным удовольствием и ответственность. В этом сезоне в стране работало 744 лагеря такого профиля и в них отдохнуло более 25 тысяч детей, -- привела данные Татьяна Осмоловская, консультант главного управления воспитательной работы и молодежной политики Минобра Беларуси.
По словам эксперта, работа по военно-патриотичесному воспитанию активно ведется и в непрофильных лагерях. Мосты сотрудничества налажены с представителями войсковых частей и соединений Министерства обороны, МВД, Госпогранкомитета, МЧС и ДОССАФ, организовываются игры "Зарница" и "Орленок".
Занятия проводятся без казенщины и скучных лекций.
- Ребята не просто приходят куда-то на экскурсию. Например, как -то к ним приехал маленький военный городок, можно было посидеть в технике, пообщаться с ребятами, которые сегодня служат в вооруженных силах. И, конечно, съесть солдатскую кашу, - уточнила Татьяна Осмоловская.
С КРЕАТИВОМ
КВЕСТЫ, ЭКСКУРСИИ, ФОРУМЫ
Формы и методы работы должны быть актуальны, близки и понятны юному поколениюДля детей и подростков по всей стране организуют тематические экскурсии в музеи и воинские части, просмотр патриотических фильмов, квест-игры, спартакиады. Увеличится количество военно-патриотических клубов, которые помогут укрепить здоровье подростков и приучить их к самостоятельности. Активное развитие получил информационно-образовательный проект «Школа активного гражданина» (ШАГ), цель которого — рассказать о важнейших достижениях республики, социально-экономическом развитии страны.
Никита Ларченко, третьекурсник факультета компьютерного проектирования БГУИР рассказал, что в родном вузе в Год качества организовали экскурсию на столичную кондитерскую фабрику:
- Это был классный опыт: мы увидели внутреннюю «кухню» производства. Там современное оборудование, высокий уровень менеджмента.
Еще будущий программист участвовал в форуме патриотических сил -- масштабном мероприятии, где обсуждались важность исторической памяти и участия молодежи в общественной жизни:
- Такие встречи дают мне чувство причастности к важным процессам в стране, вовлекают в общественную и политическую жизнь. Особенно запомнились разговоры с ветеранами Великой Отечественной войны. Слушать их истории — огромная честь. Ведь именно через такую связь мне и моим сверстникам удается осознать значимость исторической памяти и нашу ответственность за будущее Беларуси. Еще в нашем вузе проходят различные студенческие инициативы — конкурсы, квесты на патриотические темы и это не просто развлечение, а возможность лучше понять и гордиться историей своей страны.
ФАКТ
Более 4 тысяч школьников обучаются в военно-патриотических классахДОСЛОВНО
Жанна Чернявская, председатель Комиссии Парламентского Собрания по природным ресурсам, экологии и охране окружающей среды:- В 21 веке Беларусь стала объектом информационного, политического и экономического давления со стороны коллективного запада. Предпринимаются попытки навязыванию нашему обществу несвойственных культурных моделей, моральных взглядов, переписывания истории. И первоочередным объектом деструктивного информвоздействия становится молодое поколение. Поэтому на уровне государства предпринимаются определенные шаги для укрепления информационного суверенитета и национальной безопасности. Утверждена Программа патриотического воспитания населения до 2025 года. Особая роль отводится традиционным ценностям и работе с юными еще не окрепшими умами.
Тема патриотического воспитания находит свое отражение во многих документах и методиках дошкольного, школьного, студенческого образования. С детства девочки и мальчики изучают нашу историю, знакомятся с государственными символами. Передача знаний о родном крае и природе, формирование бережного отношения к тому, что было создано родителями, дедушками и бабушками, поддержание чистоты и порядка на родной земле -- это только часть воспитательной работы. Ребята посещают музеи, знаковые героические места, знакомятся с биографиями заслуженных белорусов, спортсменов и артистов. Любовь к родному краю, культуре, истории начинается с малого - семьи, дома, места, где вырос. В школьные годы ученики расширяют знания по истории Беларуси, экономической, социально-политической и культурной жизни общества, развивая чувства гордости за свое. Созданы патриотические классы (спасателей, пограничников, лесников и т.д.). В студенческой жизни большую роль занимают волонтерские инициативы, современные формы и методы работы с молодежью внедряют вузы, общественные организации.
В современном мире, когда потомки народов, спасенных от фашистского рабства и геноцида, уничтожают памятники и захоронения советских воинов, героизируют нацистов и пытаются внедрить коллаборационистскую символику, мы не имеем права допустить переписывания истории. Поэтому мы должны знакомить с детей реальными примеры из прошлого, которые помогают развивать у подрастающего поколения любовь к Родине, учить ребят отстаивать национальные интересы, транслировать миролюбивую политику, но также твердо заявлять о готовности защищать наши рубежи, не принимая любые формы национальной, религиозной дискриминации.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Сергей КЛИШЕВИЧ, заместитель председателя Комиссии Парламентского Собрания по молодежной политике, спорту и туризму:- Если говорить о патриотическом воспитании, то очень важно сохранять личные семейные истории, связанные с войной. У каждого белоруса, россиянина, они есть. Нужно начинать с этого. К большому сожалению, значительное количество молодых ребят не знают семейной истории. Не помнят своих прадедушек и прабабушек, которые вносили свой вклад в победу, в то, чтобы мы жили. Поэтому, наша задача вернуть эту память. Начинать надо с семьи. Если говорить про общегосударственных героев, то тут, конечно же, делается достаточно много в Беларуси и в России для того, чтобы молодежь знала про эти события, знала про этих людей.