Мариам Мерабова: «Песняры» - джазмены высшей категории
Певица давно мечтала выступить в Витебске.
ОБМАНУТЬ СЯБРОВ НЕВОЗМОЖНО
- У вас запланирован большой концерт на «Базаре». Чем порадуете публику?
- Какое счастье, что я приезжаю в Витебск! Как я давно хотела приехать именно на «Славянский базар». Всегда смотрю его и радуюсь. Подготовила самые любимые композиции.
Это будет и советская песня, которую я переаранжировала под себя. Это будут уже полюбившиеся людям вещи, авторские материалы, «вечнозеленые» джазовые хиты. И это все в одном контексте, очень созвучно.
- То есть джаз прозвучит обязательно?
- Джаз у меня всегда. Та же советская песня будет звучать через призму джазовых аранжировок. Зритель не уйдет в равнодушном состоянии.
- В прошлом году вы приезжали в Могилев на «Золотой шлягер». Вообще, часто приходилось бывать в Беларуси - по работе и просто так?
- Я - ребенок Советского Союза. И мы ездили с семьей часто туда и сюда по всему СССР. Я вообще обожаю Беларусь.
- Что в первую очередь поражает в этой стране?
- Больше всего - чистота, порядок и сами по себе люди: прекрасные, спокойные, доброжелательные и честные. Для меня это очень важно. Там все сделано для людей. А еще там очень много любви, а в людях есть стержень.
- Ну и публика, наверное? Сябры - они же такие музыкальные, не зря столько замечательных групп из Беларуси вышло.
- Мои любимые - «Песняры»! Это вообще джазмены высшей категории. Когда они приезжают в Москву, хожу на них. И на «Новых песняров». И старых я с великим Владимиром Мулявиным застала. Это феерия, это даже не джаз, это уже фьюжн (жанр, соединяющий в себе несколько музыкальных стилей. - Ред.). Великие исполнители, великие музыканты.
И, конечно, обмануть этот народ невозможно. Он чувствует, кто перед ним выступает. Поэтому нужно просто выходить профессионалом на сцену и делать свою работу с любовью.
АЛЬТЕРНАТИВА «ЕВРОВИДЕНИЮ»
- Вы в качестве бэк-вокалистки много раз выступали на «Евровидении»: с Димой Биланом за Россию…
- За Беларусь тоже.
- С Димой Колдуном, с Евой Ривас за Армению, с Ани Лорак - за Украину. Застали еще нормальное «Евровидение». Как сейчас относитесь к этому конкурсу, на который нас не зовут? Наверное, и к счастью.
- Конечно, к счастью. В свое время, например, Италия долгое время не участвовала в конкурсе, им казалось, что это балканский заговор. В общем, когда в музыку, в спорт, в науку вмешивается политика, все становится уродливым, деформируется.
Что сейчас происходит? Нам надо просто возвращаться к старым форматам, потому что нынешний формат абсолютно не наш. Это был изначально конкурс песни, конкурс талантов. Туда заявлялись не фрики и уроды, а артисты. Артистов на данный момент я там не наблюдаю, так что это не наша поляна.
Сейчас мы живем в каком-то в Королевстве кривых зеркал. И конкурс - кривое зеркало, в котором отображается мир. Потому что так деградировать, так врать, так терять свое лицо нельзя. Люди достигли, конечно, какого-то пика, надо останавливаться на этом и возвращаться ко всему человеческому.
- Может, пора уже нам создать свою альтернативу? Тот же «Славянский базар» может ею стать.
- Конечно, нужно. Он уже зарекомендовал себя. Каждый артист, который туда приезжал, всегда оставался воодушевленным.
Это даже не столько конкурс, это конкурс-фестиваль. Фестиваль всегда несет с собой дружбу, а конкурс - здоровый азарт. А здесь все вместе. Во имя музыки, людей, высших материй. Это замечательно.
ЖИТЬ НУЖНО В КАЙФ
Исполнительница с удовольствием ездит по России, ведь люди соскучились по честной музыке.
- В 2004 году в Москве ставили мюзикл Queen. Брайан Мэй и Роджер Тейлор лично приезжали в Россию на последний тур кастинга проекта We Will Rock You. Вам довелось играть в нем одну из главных ролей - Killer Queen. Сейчас из-за политических взглядов вам на Западе отказывают в выступлениях.
- Не переживаю из-за этого. Человечество должно переболеть и этой болезнью. Надо оставаться верным своим принципам. Ничего страшного, если я не буду ездить куда-то несколько лет, не выступлю там. Я лучше буду продолжать выступать там, где нужна, - для моей страны, для моих людей.
- Очень много в последние годы гастролируете по России.
- Обожаю нашу страну, наших людей. Неправильно думать, что им надо, так сказать, только «Валенки» петь. Ничего подобного. Полные залы в филармонии, и люди соскучились по честной музыке. Не по «фанерке», а по живому, достойному исполнению. И таких артистов очень много. Просто их, скажем так, не пускают на сцену.
- Слышал, что название вашего коллектива «Мирайф» расшифровывается «Мир в кайф». Раскройте секрет: как получать от этой жизни удовольствие?
- Жить в кайф, жить в драйве для музыканта - это жить в состояния «грува», когда тебя качает, когда у тебя такое ощущение, что это не ты делаешь, а через тебя делают. И я думаю, что так же надо идти и по жизни: открыто, навстречу Богу, хорошим и важным истинам, которые никто, никакое время отменить не может.
ПЛОХИХ ЖАНРОВ НЕТ
- Вы - потрясающая джазовая певица. При этом легко исполняете и советскую классику, и шансон. Для вас нет запретных или низких жанров?
- Плохих - нет, есть плохое исполнение и непрофессиональное отношение к делу. Это я поняла на «Трех аккордах». Ведь я никогда не исполняла до этого шансон, это была не моя история. Но потом я подумала, что это вызов мне как профессионалу: смогу ли я выявить все-таки искусство этого жанра?
И, пересматривая свои выступления в шоу, я рада за себя. Потому что у каждой песни была авторская трактовка, аранжировка. И моя, и моего супруга. Колоссальная работа во имя искусства!
- Многим запомнилось выступление в шоу «Голос». Не боялись в нем участвовать, не опасались, что потом о вас будут долго говорить не как об известной джаз-исполнительнице, а лишь как об участнице телепроекта?
- Мне важно, что я там делаю. На «Трех аккордах» у меня были споры с музыкальной редакцией канала. Предлагаемые композиции не относились ко мне абсолютно никак. Я не студент, не молодой исполнитель, я - зрелый музыкант, которому можно доверить сделать свой номер. Моя задача как артиста - чтобы по моим следам тоже кто-то шел.
Это я говорю не для красного словца. Я, например, иду по следам Людмилы Гурченко. Обожаю Валентину Толкунову, Клавдию Шульженко. Люблю музыкантов высокого уровня.
В любом жанре должна быть культура. Сцена снова должна стать высоким пьедесталом, и надо завоевать право выйти на нее.
- С наставником Леонидом Агутиным в «Голосе» спорили?
- Спорила. И это нормально. Вообще, спор - это прекрасно. В нем должна рождаться истина. Мне было страшно исполнять, например, «Монолог (Реквием)» на стихи Марины Цветаевой и музыку Марка Минкова.
Не хотелось сравнения. А это такая эталонная песня. И мне она далась очень серьезно. Я специально не слушала, как ее исполняла Алла Пугачева. Ориентировалась на то, как читает эти стихи Алиса Фрейндлих. Потом уже поняла, что Марк Минков создал идеал: все нюансы заложены, поэтому надо просто понимать смысл и соединять слова с восхитительной музыкой.
- Себя причисляете к нынешнему шоу-бизнесу?
- Я не в шоу-бизнесе, я - в музыке.