Женщины-летчицы со всего СССР бесстрашно сражались за Беларусь
Крещение огнем полк отважных летчиц получил в дни Сталинградской битвы.
ВСЕМОГУЩИЕ БАРЫШНИ
- Нечего-нечего! - отмахивались от Ани Язовской в военкомате. - Ну закончила ты аэроклуб, школу Осоавиахима. Верим, что инструктор-летчик в своем аэроклубе неплохой. И что, теперь за штурвал боевого самолета пускать? Лучше уж доучивайся в своем Металлургическом институте в Новокузнецке. Так больше пользы принесешь.
Однако Аня, уроженка Алтайского края, сдаваться не собиралась. И написала письмо в Москву знаменитой летчице, Герою Советского Союза Марине Расковой, которая в октябре 1941 года добилась формирования авиагруппы из трех женских полков - истребительного, бомбардировочного и ночного бомбардировочного. Девиз Расковой, который она часто повторяла: «Женщины могут всё!» 30 мая 1942 года состоялась их личная встреча. Так Анну Язовскую приняли в знаменитый 587-й (позднее 125-й гвардейский) бомбардировочный полк.
ВНЕШНОСТЬ АРТИСТКИ
Крещение огнем полк отважных летчиц получил в дни Сталинградской битвы. А еще было небо Кубани, битва за Кавказ, Спас-Деменская, Ельнинская и Смоленская операции. Вот выписка из характеристики Язовской: «Общий налет - 899 часов. Летное дело любит, летает уверенно, в полете инициативна, грамотно эксплуатирует матчасть, дисциплинированна. Хорошо работает комсомольским организатором. Физически вынослива. Должности командира экипажа самолета Пе-2 соответствует». А в глаза красивой сибирской девушке даже высокое начальство говорило: «Тебе бы артисткой стать - с такой-то внешностью!»
В июне 1943 года возвращалась с задания. Внезапно налетели немецкие истребители, ее бомбардировщик был сильно поврежден. Но она сохранила хладнокровие, дотянула изрешеченную машину до аэродрома и сумела ее посадить. За это девушку наградили орденом Красной Звезды.
НА ОДНОМ КРЫЛЕ
14 октября 1943 года Анна в составе эскадрильи бомбардировщиков направила свой самолет в сторону белорусской Орши - предполагался массовый удар по артиллерии и минометам противника. Во время проведения операции на машину командира звена, старшего лейтенанта Губиной, налетели истребители с черными крестами. К тому же самолет и так летел на одном двигателе.
- Прикрываем командира! - отдала приказ Язовская.
В неравном воздушном бою ее Пе-2 закрыл машину Любови Губиной. Анна Язовская и ее штурман Елена Пономарева были смертельно ранены. Стрелок-радист по приказу командира сумел катапультироваться.
Лейтенант Губина продолжала полет до тех пор, пока управление совсем не отказало. Она отдала приказ экипажу покинуть самолет. Штурман, гвардии младший лейтенант Батухтина, зацепилась ранцем парашюта за борт кабины. Губина выравнивала штурвал, пока штурмана не сорвало воздушным потоком. Но сама спастись уже не успела.
Анну Язовскую, Любовь Губину и Елену Пономареву похоронили рядышком, на Смоленщине - у деревни Иванево Ельнинского района. Вечная память героям!
В общей сложности женский полк пикирующих бомбардировщиков совершил 1134 боевых вылета, сбросив на врага 980 тонн бомб.