Цитадель над Березиной
Многие поколения бобруйчан почему-то связывали историю Бобруйской крепости с императрицей Екатериной II, даже называли крепость Екатерининской. На самом деле Екатерина II к истории крепости имела лишь косвенное отношение.
В последние годы царствования во время поездок по Беларуси она действительно обратила свое внимание на удачное размещение Бобруйска для защиты земель, присоединенных к империи после второго раздела Речи Посполитой. При Екатерине Бобруйск получил статус уездного города, свой герб, по указу императрицы он стал перевалочной базой русской армии. В екатерининские времена на территории сегодняшней крепости началось строительство казарм, госпиталя и цейхгауза.
Однако строительство Бобруйской крепости как таковой началось только при Александре I, который одобрил это место для возведения одной из шести цитаделей в линии обороны, проходившей от Прибалтики до Украины. А собственно место строительства в самом Бобруйске для будущей фортеции определил и указал поручик Теодор Остик-Нарбут (Федор Ефимович), в начале февраля 1910 года командированный в район Старого Быхова – Рогачева – Бобруйска для этих целей. Он же и стал автором первоначального плана строительства крепости на Березине.
Согласно ему, Бобруйская крепость, которую предлагалось разместить на правом берегу реки Березины, неподалеку от устья речушки Бобруйки, должна была стать самой сильной в Европе. Общая протяженность всех оборотных фронтов крепости, состоящей из семи полигонов и прибрежного фронта, южная часть которого именовалась восьмым полигоном, составляла около 3,8 километра. Внутренняя часть крепости также имела солидные размеры (около 110-120 га), причем на ее территории планировалось построить более 250 жилых домов. План Нарбута предусматривал строительство специальных склепов под крепостными сооружениями, а также особых подземных галерей, через которые войска из крепости могли быстро выбраться за крепостной вал и напасть на неприятеля.
Архивные документы сохранили даже точную дату начала земляных работ: 4 июня 1810 года. К 1295 рабочим присоединились 12 батальонов из резервной армии генерала Милорадовича. На строительство привлекались крепостные крестьяне из трех губерний: Могилевской, Минской и Черниговской.
Первым руководителем работ по строительству крепости был назначен инженер – генерал-майор Г.Е. Фелькерзам, затем с января 1811 года – полковник С.С. Федоров. Работы велись очень быстро. К лету 1811 года императорским указом Бобруйской крепости присваивается статус первоклассной, а еще через год, к сентябрю 1812 года, крепость в основном была построена. На крепостных укреплениях разместились 330 пушек разных калибров, запасы боеприпасов были рассчитаны на год, питания – на полгода…
Пятибастионная цитадель сыграла значительную роль уже в войне 1812 года. За ее могучими стенами смогла укрыться, отдохнуть и пополнить боезапас армия под командованием Багратиона. Французы вынуждены были удерживать под Бобруйском целый осадный корпус – более 12 тысяч человек. К тому же Наполеон всегда помнил, что в тылу у него остался непокоренный форпост русских войск, поэтому и отступал из Москвы по Старой Смоленской дороге, учитывая, что вблизи Бобруйска французские войска без боя пройти не смогли бы.
Помнит старая крепость и события мая 1823 года, когда в Бобруйске состоялась первая попытка дворянской революции, ставившей целью государственный переворот. План разработали руководители Васильковской управы Южного общества декабристов. Но заговор не удался… Позже в стенах Бобруйской крепости содержались многие декабристы.
В начале 40-х годов XIX века бобруйская твердыня считается одной из лучших цитаделей в Европе. Ее строительство обошлось Российской империи во весьма внушительные суммы. Только при Николае II на строительство бобруйских укреплений было истрачено около семи миллионов рублей.
В 1868 году бобруйскую цитадель перевели с первого класса обороноспособности во второй, так как к тому времени она оказалась уже вдалеке от западных рубежей державы. С 1886 года в крепостных бастионах размещаются склады, а с 1897 года захиревшая крепость как стратегическая единица ликвидируется вовсе. Но ее история на этом не заканчивается. Стены крепости до сих пор хранят память о томившихся здесь петрашевцах – Медведеве и Тимковском, о восстании солдат дисциплинарного батальона в 1905 году, о том, как в октябре 1917-го гарнизон крепости перешел на сторону большевиков. Крепость помнит и фашистский лагерь смерти, в котором погибли около сорока тысяч человек. И, конечно же, июнь 1944-го, когда здесь был окружен и уничтожен целый гитлеровский гарнизон.
Были в истории некогда грозной крепости и свои курьезы. Например, перед Первой мировой войной известный фабрикант Савва Морозов предложил правительству… продать ему крепость. У Саввы Морозова на сей счет был заготовлен план переустройства крепостных бастионов... в цеха и склады текстильной фабрики, которая, по его замыслам, могла бы конкурировать с крупнейшими мануфактурными предприятиями Лодзи. Но правительство оценило крепость, которую до этого оно посчитало уже ненужной, в баснословную сумму – четыре миллиона рублей. Сделка не состоялась.
В истории крепости советского периода тоже были разные времена. Так, постановлением Совета министров Белорусской ССР от 18 мая 1953 года она включается в список памятников архитектуры БССР, подлежащих государственной охране. А через восемь лет постановление Совета министров Белорусской ССР от 20 сентября 1961 года исключает Бобруйскую крепость из этого списка. В приложении к постановлению оговаривается, что «в годы войны объекты крепости получили большие разрушения. Многие из них снесены, другие сильно перестроены».
В 60-е и 70-е годы минувшего столетия строения крепости нещадно разрушались советскими военными, размещавшимися на ее территории. Старожилы рассказывают, что красный крепостной кирпич вывозился даже в Москву и Подмосковье для строительства генеральских дач. Редюиты, которые не попали в список подлежащих разрушению, военные использовали для подсобного хозяйства, в них были устроены свинарники…
В 2002 году правительство уже суверенной Беларуси вносит памятник истории и архитектуры «Бобруйская крепость» в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, отнеся его к ценностям республиканского значения.
Крепость, а точнее ее часть, планируется восстановить. В первую очередь это касается III полигона, прилегающего к недавно построенной «Бобруйск-Арене». Проектными работами занимается ОАО «Проектреставрация», специалисты компании сегодня изучают старинные чертежи и документы, сохранившиеся в архивах Москвы, которые помогут восстановлению разрушенных сооружений.
Ольга ЧИРУК