МОЛОДЁЖКА
«Кто испытал наслаждение творчества – для того всех других наслаждений не существует!» Антон Чехов
…в кино
Беник Аракелян исполнил в фильме «Брестская крепость» роль Самвела Матевосяна. Однажды в детстве дедушка сказал Бенику, что он родился под яркой звездой, а значит, проживет яркую жизнь. Этим летом молодому актеру исполнилось 20, а первая мечта уже сбылась – он сыграл в кино хорошего человека.
– На съемочной площадке мне все было интересно. Я, наверное, ни одну роль так не полюблю, как эту. Не только потому, что она первая, а потому, что история моего героя, Самвела Матевосяна, потрясла меня. Я впервые побывал в Бресте, мне там очень понравилось – и город, и люди. Это счастье для начинающего актера оказаться в таком талантливом, дружном коллективе. Оказалось, что у меня с белорусскими актерами очень много общих знакомых. Российско-белорусская актерская среда очень тесная. Премьера фильма в Бресте была практически в день моего рождения, я родился 21 июня. Я думаю, что это не случайное совпадение. Честно признаться, с фильма «Брестская крепость» у меня началась новая жизнь. В ближайшее время я собираюсь съездить в Брест отдохнуть, ведь скоро служба, надо отдать долг Родине…
…в фотографии
Этим летом в центре Москвы, в галерее «Победа», которая занимает старинное здание на набережной Москвы-реки, открылась персональная фотовыставка белорусского фотографа Александры Катьер. Эта выставка проходит в рамках параллельной программы II Московской Международной биеннале «Стой! Кто идет?».
Александра родилась и выросла в Минске, окончила университет по специальности «лингвистика», серьезно увлеклась фотографией и поступила в Международный центр фотографии в Нью-Йорке. Затем в течение года работала в студии у знаменитого фотографа Ирвинга Пена. Это первая выставка Александры в России, несмотря на то что она не раз выставлялась в Европе и Америке. Она уже сумела завоевать славу перспективного фотографа и войти в список лучших двадцати молодых фотографов Нью-Йорка и соседних штатов. Сейчас Александра живет и работает в Париже, а также делает fashion-съемки для модных американских и европейских журналов и газет («The New Yorker», «Le monde», «The New York Times» и др.)
Название выставки «MMX» означает 2010 по древнеримскому календарю. Оно отражает общую концепцию фотографий: человек не может повлиять на время, но человеческие ощущения, мысли и чувства времени неподвластны. Фотографии условно разделены на серии: «За стеклом», «Минск» и другие, но каждая работа является самодостаточной.
На выставке присутствует серия фотографий под названием «За стеклом», которую Александра создавала зимой в Минске. На фотографиях изображены люди, стоящие на остановке в холодную зимнюю пору, и по их лицам можно прочесть все эмоции, испытываемые ими в тот момент. За эту серию работ Александра Катьер получила приз на конкурсе «Серебряная камера» Московского Дома фотографии в номинации «Лица».
Все сюжеты Александры Катьер сняты на черно-белую пленку, что отлично передает реалистичность изображения. Кроме того, Александра собственноручно печатает свои работы, что еще больше убеждает в профессионализме фотографа.
...в классике
Олег Худяков, лауреат российских и международных конкурсов, стипендиат фонда «Новые имена», учащийся ЦМШ при МГК им. Чайковского, ездил на гастроли Молодежного белорусско-российского симфонического оркестра в Италию в качестве солиста-пианиста.
– Какой из трех концертов в Италии вам особо запомнился?
– На первом – в Церкви Сан-Доменико в Перудже, мы «боролись» с акустикой, второй – в Монтекатини Терме, был самым успешным, а заключительный концерт, который состоялся в Церкви Сан-Стефано во Флоренции, можно назвать экстремальным. Управлял оркестром белорусский дирижер Андрей Галанов, потому что наш дирижер и педагог Александр Николаевич Якупов уехал с Камерным составом оркестра на концерт в Рим, и некоторые вещи были для нас непривычны. Дирижер импровизировал с оркестром, и на самом деле это было здорово, на большом подъеме эмоций.
Всех почему-то удивило, что «Военным маршем» из Музыкальных иллюстраций Георгия Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель» Галанов фактически не дирижировал. Спустился в зал, сел и слушал. Но «Военный марш» написан Свиридовым именно для духового оркестра, и духовики сами знают, как надо играть. Военный дирижер показывает только метод – вверх-вниз, и все. Галанов показал вступление, чтоб вместе вступили, а дальше они все сделали сами.
– За что вы любите свой инструмент?
– За то, что он рояль. Я сам захотел играть на нем. Вообще сам захотел заниматься музыкой. Помню, как шел мимо музыкальной школы с мамой – мне было 3 года – и услышал звуки. Спросил, что это за инструмент, и мы зашли в зал – это был рояль. Я сказал, что хочу на нем играть. В музыкальную школу пошел с 5 лет. Великие пианисты, например Алексей Скавронский, говорят, что рояль – как оркестр, в нем можно услышать звучание всех инструментов. И в то же время есть такие вещи, например у Чайковского, которые невозможно сыграть на рояле. Просто у Чайковского абсолютно все симфоническое, он как бы мыслил оркестром, его оркестровка – самое гениальное, что только можно себе представить. Конечно, и на рояле можно сыграть его музыку, но все равно слушать ее лучше всего в оркестре.
В Италии я играл «Голубую рапсодию» Гершвина – получил опыт игры джаза с оркестром. В будущем хотел бы сыграть «Второй концерт» Рахманинова.
...в рисовании
Популярность комиксов растет. В последнее десятилетие в Россию хлынуло большое количество самых разных рисованных историй, как западных, так и восточных – комиксов-манга. Для последних характерна эмоциональная рисовка и то, что они ориентированы не только на молодежь. Стиль манга обычно ассоциируют с комиксами, произведенными в Японии, но сейчас по всему миру начали появляться мангаки (художники, рисующие в этом стиле). Один из ярких персонажей отечественного комикс-сообщества – Akeema. Эта юная мангака учится на дизайнера кино и телевидения, работает и параллельно заканчивает свое первое произведение, которое будет опубликовано, – Scary Masquer («Страшная маска»).
– Давно вы рисуете комиксы?
– Да, это моя любовь с детства. Мне просто очень нравится придумывать разные истории и рисовать их. Раньше я пыталась книжки писать, но поняла, что это не мое, рисую я лучше, чем пишу.
– Откуда вы берете идеи для своих историй?
– Это все как-то само на ум приходит, иногда идея рождается во сне. Чаще всего сюжет берется из жизни, из того, что я наблюдаю.
– А как именно вы работаете? Вы пишете сценарий?
– Допустим, приходит мне в голову какая-то идея, и я начинаю страницу за страницей рисовать, пока все это не закончу. Но когда рисуешь длинную, большую мангу, все-таки нужен сценарий, какой-то план. Поэтому я стараюсь не браться за мангу, пока не будет готов нормальный сценарий.
– У вас очень своеобразный стиль, он мало похож на японские комиксы-манга и на западные комиксы. Как бы вы его сами охарактеризовали?
– Я много разных стилей перепробовала. В детстве мне очень нравился диснеевский стиль. Лет с пятнадцати я полюбила мангу и пытаюсь найти что-то свое, свой язык. Я не придерживаюсь какого-то конкретного стиля.
– А у вас уже есть поклонники?
– Надеюсь, что есть.
– Они критикуют вас?
– Ну не так часто, как хотелось бы. Критика у нас сейчас, если почитать какие-нибудь форумы или тот же deviantart, имеет очень негативный оттенок. Когда шлют такие сообщения, довольно тяжело работать.
– А кроме как на deviantart и в ЖЖ публиковались еще где-нибудь?
– Сейчас я заключила контракт с издательством на комикс Scary Masquer («Страшная маска»), его напечатают, как только он будет дорисован. Пока мои работы были опубликованы только в каталогах фестиваля «КомМиссия», в котором я участвовала.
– А в этом году участвовали?
– Да. Я участвую там с 2008 года, а в 2009-м попала в каталог и стала призером фестиваля.
– Что вы можете посоветовать тем людям, которые только начали этим заниматься?
– Чтобы они не ждали, что на них все с неба свалится, и отдавали себе отчет в том, что все только от них зависит, а не от издательств, положения комиксов в нашей стране.
– А вы планируете на этом зарабатывать?
– Естественно, планирую. Сейчас я работаю не ради денег, а потому, что мне просто хочется нарисовать такой комикс, который бы проник в сердца читателей, чтобы на какие-то возможные вопросы ответил и просто понравился. Сейчас довольно много комиксов, которые берешь, читаешь и жалеешь о потраченном времени. Мне бы очень не хотелось, чтобы такое впечатление было и от моей работы. Рисующих людей много, но тех, кто делает законченные хорошие истории, – единицы.
– Не печатают, наверное?
– Издатели ждут, когда им принесут хорошую историю, каких сейчас у нас в стране очень мало. Недавно наконец-то выпустили мангу отечественных авторов – Хатчетта и Богдана (известных российских комиксистов) «Скунс и Оцелот». Думаю, скоро в нашей стране будут выпускать много качественных комиксов.
– А публика не будет тупеть от такого количества комиксов?
– Это смотря какие комиксы. Хочется, чтобы уровень мастерства художников рос, чтобы они создавали то, что было бы стоящим.
…в режиссуре
В начале июля в уже полюбившейся ценителям современного искусства галерее «Винзавод» появился киноклуб. Здесь назначают встречи любители немейнстримовского кино. В ближайшем будущем организаторы обещают показать зрителю достойные работы молодых режиссеров, заслуживающих внимания, но не имеющих возможности попасть в программку кинотеатров. О новых возможностях для творческой самореализации молодых кинематографистов рассказывает арт-директор киноклуба на «Винзаводе» Ольга Поперная.
– Сегодня молодым режиссерам очень сложно найти прокатчика. Проще говоря, люди, которые решают, какое кино мы будем смотреть в кинотеатрах, в первую очередь исходят из того, сколько денег оно принесет. В этом нет ничего предосудительного, это законы киноиндустрии. Молодой артхаус остается за пределами кинотеатров. Мы не имеем возможности обеспечить прокат такого кино, но можем организовать показ, в ходе которого желающие смогут увидеть фильм. Сама идея киноклуба в том, чтобы наши гости могли свободно общаться с нами и между собой. Я знаю в лицо всех постоянных зрителей, среди них есть молодые актеры, режиссеры, кинокритики, есть и те, кто в обычной жизни никак не связан с кино. Думаю, что уже в следующем году в форме фестиваля или серии показов мы представим нашим зрителям работы неизвестных, но таланливых молодых режиссеров, и кто знает – может, тут начнется их путь в большое кино.
…в роке
Многие люди относятся к понятию «творческая молодежь» с изрядной долей скептицизма, к счастью, в России существует множество молодых энтузиастов, полных идей и огня, готовых выражать свои мысли и переживания в музыке, танцах и искусстве.
Представителями таковых можно назвать женскую глэм-метал группу Lady Nasty. Глэм-метал – один из доминирующих жанров в популярной рок-музыке восьмидесятых и девяностых: для него характерен сильный чистый вокал, сопровождающийся гитарными и ударными соло. Барабанщица Александра Куприянова рассказала об истории создания группы, предпочтениях в музыке и перспективах юных российских музыкантов.
– Как вам вообще пришла идея организовать группу?
– Это была идея вокалистки группы Ирины. Она давно хотела создать группу, но вплотную отважилась этим заняться только в августе прошлого 2009 года. Поначалу я воспринимала игру на ударных как некое развлечение – мол, какой из меня ударник, если я и за установкой пару раз в жизни сидела! Но когда спустя четыре репетиции Ира сказала, что хочет дать наш первый концерт, я была поражена. Мы отыграли пять полноценных концертов с непременными атрибутами нашей группы, с настоящим шоу.
– Трудно ли организовать концерт, снять клуб и решить прочие вопросы?
– В принципе тут нет ничего трудного. Когда начинаешь играть, появляется много знакомых, друзей, знакомых друзей и пр. У нас часто было так, что наши знакомые играли на каком-либо концерте и приглашали поиграть вместе на том же концерте.
– Что, по-твоему, нужно вам и остальным молодым исполнителям для успеха?
– Огромное желание творить, талант, упорство в достижении цели, умение работать и ждать, как в пословице – «терпение и труд все перетрут».
– Как ты оцениваешь шансы молодых рок-групп в российской музыкальной индустрии?
– Шансы есть всегда. Главное – умение пробиться. Молодых рок-групп в России сейчас очень много, конкуренция приличная. Но если у коллектива есть изюминка (у Lady Nasty эта изюминка, на мой взгляд, – яркие шоу во время выступлений, чисто женский коллектив и стиль глэм), желание быть услышанными и умение работать, я думаю, тут нет ничего невыполнимого.
– Как ты считаешь, много ли сейчас в России творческой музыкальной молодежи?
– Конечно! Творческой молодежи у нас пруд пруди! Разные стили, направления. Сегодня молодые играют не только поп и рок, но пробуют себя и во множестве других направлений. Сейчас, например, набирает обороты такой стиль, как фолк (совсем недавно в парке Тропарево проходил бесплатный фестиваль «Дикая мята», который доказал это своим огромным масштабом). И большинство музыкантов – представители молодежи, что лично меня очень радует.
Наш молодой читатель!
Талант есть в каждом, главное – не лениться развивать его. Творчество может стать делом жизни, а может навсегда остаться хобби. Тебе тоже есть что рассказать? По-прежнему можешь проявить себя на странице «Молодежка СВ», для этого пиши нам по адресу: veche-br@mail.ru.
Всегда в контакте, Алена В.