Грюнвальд: победная битва славян
600 лет назад был повержен Тевтонский орден Когда в марте 1242-го плененных на Чудском озере тевтонских рыцарей, уже приготовившихся к мучительной смерти, на веревках приволокли во Псков, Святой Равноапостольный князь Александр Невский проявил такое великодушие, которое шокировало «просвященную» Европу. Он их просто... отпустил. Сказав напоследок: «Идите и скажите, что Русь жива. Гостям русичи всегда рады. Но кто придет на Русь с мечом – от меча и погибнет!..»
Когда в марте 1242-го плененных на Чудском озере тевтонских рыцарей, уже приготовившихся к мучительной смерти, на веревках приволокли во Псков, Святой Равноапостольный князь Александр Невский проявил такое великодушие, которое шокировало «просвященную» Европу. Он их просто... отпустил. Сказав напоследок: «Идите и скажите, что Русь жива. Гостям русичи всегда рады. Но кто придет на Русь с мечом – от меча и погибнет!..» Не в коня корм оказался. Орден продолжал вынашивать маниакальную идею «Дранг нах Остен». Орденские набеги стали для славян – поляков, белорусов, русских, жемайтов и аукшайтов (в те времена литовцы тоже считались славянами, как, кстати, и прусы) – настоящей бедой. И в 1409-м началась Великая война миров. Мира славянского и мира западноевропейского.
И 15 июля 1410 года, ровно шестьсот лет назад, грянул Грюнвальд.
Здесь, возле маленькой деревушки, объединенное войско поляков, литовцев, белорусов и русских бросило решительный вызов могущественному Тевтонскому ордену, на подмогу которому съехался весь цвет рыцарства из Европы – рыцари английские, французские, швейцарские... Объединенное тевтонское войско, которое вели сам Великий магистр Ульрих фон Юнинген, гроссмейстеры Конрад фон Лихтенштейн и Фридрих фон Валленрод, выступило к Грюнвальду из орденской столицы – Мариенбурга (нынешнего польского Мальборка).
К этому времени творимый «псами господними», говоря современным языком, беспредел славян уже достал.
Так, 16 марта 1410 года отряд крестоносцев вторгся в мирный Волковыск, что под Гродно, и устроил там расправу, дикую даже для Средневековья: маленьких детей поднимали на копья, женщин насиловали и затем убивали, а потом весь город был сожжен ими дотла. Правда, Волковысский замок рыцари взять не смогли.
И такое в славянских землях творилось повсеместно. Поэтому на решающую битву к Грюнвальду двинулись русичи – псковские и смоленские ратники, хоругви со всей Беларуси – Гродненская, Пинская, Брестская, Мстиславльская, Лидская, Витебская, Новогрудская, Волковысская, Полоцкая...
Надо сказать, что предводители союзного войска были людьми прямо противоположными по своей сущности. Литовский князь Витовт, благородный и велкодушный, и польский Король Ягайло, который к тому времени уже «прославился» подлостью и готовностью предать Отечество ради собственных интересов. Еще в 1380 году он попытался убить Кейстута, заключив союз с Тевтонским орденом и отдав крестоносцам в обмен на будущую помощь Жмудь.
И настал день. И началась битва... Не буду описывать весь ход сражения, остановлюсь на его ключевом моменте.
Центр позиции занимали смоленские полки, стоявшие плечом к плечу с белорусскими хоругвями. В момент страшного натиска тяжелой орденской конницы Валленрода поляки дрогнули, литовцы, кажется, уже побежали, и только русы, великие и белые, обливаясь кровью, намертво вросли в землю.
«В этом сражении русские рыцари земли Смоленской упорно сражались, стоя под собственными тремя знаменами, только они одни не обратились в бегство, чем заслужили вечную славу...» – так писал потом польский летописец.
И кончался день. И пришла Победа под небом Грюнвальда, ставшим небом славян. Победа эта была полной и сокрушительной: погибли Великий магистр ордена, все гроссмейстеры, а тевтоны после Грюнвальда уже больше никогда не помышляли об экспансии на Восток.
Мы обращаемся к Верховному Совету Беларуси и к Государственной Думе Российской Федерации. День 15 июля, день славной Грюнвальдской победы, должен официально стать Днем русско-белорусского братства по оружию.
Александр ЧУДАКОВ