Россияне за год потратили на доставку продуктов почти 918 млрд рублей
Из-за сложностей с доставкой к концу года набрали популярность закупки впрок и самовывоз
Компания Data Insight оценила, что объем доставки свежих продуктов в 2023 году составил 781 миллиард рублей, что является ростом на 41% по сравнению с 2022 годом. Эта категория занимает значительную часть онлайн-доставки продуктов, объясняет старший аналитик компании Ольга Пашкова. Data Insight не учитывает доставку сухих продуктов (например, круп и аналогичной продукции) через маркетплейсы.
В IV квартале 2023 года рост рынка онлайн-продаж продуктов продовольственных товаров ускорился год к году до 57%, согласно исследованию Infoline. В этот период произошел увеличение объема заказов доставки впрок, плановой доставки и самовывоза, которые составили 40% всех заказов продуктов, в конце года (+3,4 процента к III кварталу), сообщил генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Он пояснил, что этому способствовал рост продаж продуктов через маркетплейсы (самовывоз). Также эксперт отметил, что рост онлайн-заказов алкогольной продукции с самовывозом и дефицит курьеров, что увеличило стоимость доставки, особенно быстрой.
По словам Пашковой, дефицит персонала в сфере доставки по-прежнему остается проблемой. Например, «Яндекс лавка» сообщила о планах начать тестировать самовывоз из собственных складов. Однако некоторые компании прекратили доставку – например, «Мираторг» закрыл свой интернет-магазин, так отметил Бурмистров.
По подсчетам Infoline, доля маркетплейсов в сегменте доставки впрок, плановой доставки и самовывоза выросла в 2023 г. год к году на 6,7 п. п. до 56%, доля одного из лидеров – «Сбермаркета» – на 4,5 п. п. до 33% (в том числе за счет рекордной доли промо и баллов «Сберспасибо»), а доля прочих игроков сократилась год к году на 11,2 п. п. до 11%, по данным Infoline. В IV квартале 2023 г. все виды сервиса доставки демонстрировали высокую положительную динамику, подтвердил «Ведомостям» представитель «Сбермаркета».