Депутат Парламентского Собрания Сергей Пахомов: Модернизация ЖКХ поднимет настроение
Суровые морозы в некоторых регионах России бросили серьезный вызов коммунальщикам. Что нужно сделать, чтобы массовые отключения электричества больше не повторялись?
Об этом мы поговорили с Заместителем председателя Комиссии ПС по информационной политике, информационным технологиям и связи Сергеем Пахомовым. В Госдуме он занимается вопросами строительства и жилищно-коммунального хозяйства.
— Вы недавно сказали, что «нужно убрать из ЖКХ политику». Что вы имели в виду?
— У нас есть два пути решения сложившейся ситуации в системе ЖКХ. Первый — государство в качестве регулятора создает условия работы цивилизованного рынка. Они должны быть понятными для всех игроков, прозрачные, однозначно трактуемые, не изменяемые в соответствии с конъюнктурой. Спокойная работа бизнеса с четко очерченной ответственностью и есть возможность работать без политики. Эту работу мы вместе с коллегами из Минстроя ведем. Начали в прошлом году с наведения порядка в вопросах управления жилым фондом. И продолжаем сейчас, занимаясь ресурсоснабжающими организациями.
Второй возможный вариант, тоже исключающий политику, — это увеличение влияния, степени присутствия государства. По сути — возвращение к старой советской системе, когда государство отвечает за всё. Я не уверен, что мы в обозримом будущем сможем вернуть всю сферу ЖКХ на государственную орбиту — есть вопросы цены, качества и количества специалистов. Но, в общем и целом, проработать и такой вариант тоже необходимо.
— По вашему мнению, нужно повышать ответственность как частных, так и государственных объектов ЖКХ. Можно об этом поподробнее?
— Нам необходимо полностью пересобрать систему ответственности по всей цепочки правоотношений в системе ЖКХ. Начиная от федерального Минстроя и других федеральных ведомств и заканчивая муниципальными властями. Начиная от крупных федеральных монополистов-поставщиков ресурсов и заканчивая местными водоканалами и теплосетями. Сейчас во всей этой большой палитре организаций разных форм собственности есть дублирующие друг друга полномочия и сферы. А какие-то вопросы вообще никак не регулируются. Нет и чётких алгоритмов, как действовать в случае чрезвычайной ситуации на объектах ЖКХ.
Однако в некоторых регионах много лет целенаправленно выстраивались эффективные системы правоотношений и ответственности на региональном уровне. И мы в текущий отопительный сезон видим, что эти регионы нас не беспокоят и «не фонят» в публичном поле с серьёзными авариями на объектах ЖКХ. Наша задача — изучить хороший и правильный опыт и распространить его на все субъекты.
— Что должно быть главным в реформе ЖКХ?
— Помимо рынка, о котором я говорил в самом начале, есть ещё несколько важных моментов.
Первое. Энергоэффективность, энергосбережение и учёт. Эти механизмы мы должны и будем развивать. И не только в коммуналке, но и в капремонте, и в строительстве, что тоже в итоге имеет прямое отношение к ЖКХ. Только так можно повысить качество услуг без повышения их оплаты для людей.
Например, тепло — самая дорогая услуга. Решим здесь проблему учета и энергоэффективности, значит, сможем решить проблему в целом. Не станем энергоэффективными, значит, так и будем жить в вечных спорах о тарифах и так далее.
Второе. Комплексная программа модернизации ЖКХ. Если сверстать цельную программу, а не разрозненный набор действий, то отрасль может стать одним из драйверов экономики, учитывая свои объёмы, рабочие места, количество смежных отраслей и так далее. А если принять во внимание, что по мере модернизации будет неизбежно расти качество жизни граждан, а значит и их настроение, то отрасль может в целом сильно помочь развитию страны.