Красная нить на льняном берегу
Второе Отечество белорусов в Прибайкалье В Иркутской области живут 50 тысяч белорусов. Таковы цифры официальной статистики. Хотя потомков выходцев из Беларуси наверняка намного больше. И отнюдь не случайно здесь работает самая мощная и активная белорусская национальная организация в России – Иркутское товарищество белорусской культуры имени Яна Черского. Черский – известный геолог, исследователь Сибири, выходец с севера нынешней Витебской области. В XIX веке вслед за этим человеком на берега Байкала потянулись тысячи переселенцев не только из-под Витебска, но и из-под Минска, Могилева.
В Иркутской области живут 50 тысяч белорусов. Таковы цифры официальной статистики. Хотя потомков выходцев из Беларуси наверняка намного больше. И отнюдь не случайно здесь работает самая мощная и активная белорусская национальная организация в России – Иркутское товарищество белорусской культуры имени Яна Черского. Черский – известный геолог, исследователь Сибири, выходец с севера нынешней Витебской области. В XIX веке вслед за этим человеком на берега Байкала потянулись тысячи переселенцев не только из-под Витебска, но и из-под Минска, Могилева. Правда, не с научными целями, а за землей. На родине ее не хватало. По архивным данным, только в одном Тулунском районе из 154 деревень 127 основали белорусы-переселенцы. А самое массовое переселение пришлось на времена столыпинской аграрной реформы. В начале ХХ века белорусы создали 124 деревни в Иркутском крае. Сейчас из них осталось как минимум 47 сел.
Иркутское товарищество белорусской культуры имени Яна Черского возникло, однако, не в те далекие времена, а на съезде белорусов Прибайкалья 31 мая 1996 года. Теперь в крае работают 11 филиалов объединения: в Черемхово, Усолье-Сибирском, Братске, Слюдянке, Иркутске, деревнях Тургеневка, Андрюшино, Тарнополь, Бабагай, Мариинск, Жизневка, Черчет. 7 отделений собираются вскоре заявить о себе.
Сегодня от Тайшета до Черчета существуют 6 белорусских фольклорных коллективов, 1 народный хор, 3 детские фольклорные студии, 2 детских хореографических ансамбля, 3 эстрадные группы, 2 молодежных клуба.
В центре Иркутска товарищество содержит усадьбу c библиотекой белорусской литературы – пожалуй, она единственная такая на всю Сибирь. Здесь же работает музей «Беларуская хатка». Каждый пришедший сюда может быстро научиться ткать чудные бело-красные белорусские пояса, шить изо льна белорусскую одежду. Ведает мастерской исследовательница Алена Сипакова.
При товариществе имени Черского действует центр «Аист» по вопросам миграции и распространению информации о гражданских правах переселенцев из Беларуси в России.
– Если раньше о белорусах в Иркутске никто не знал, то теперь мы заметное сообщество. На местном телевидении нередко демонстрируют программы о белорусской культуре, – с гордостью говорит Олег Рудаков, председатель товарищества имени Черского. – Мы же регулярно организуем этнографические экспедиции в народ. Бабушки, которые встречались в сибирских селах, которые между собой до сих пор «размаўляюць» по-белорусски, с нами сначала пытались говорить на русском языке. А когда убедились, что мы сами не только говорим, но и поем на их родном, то нескрываемо радовались: дескать, дожили мы, что наши старые песни поют молодые! Был такой случай. Танцевали мы для бабушек старый белорусский танец, а одна из них говорит: «Не так!» Энергично встала и показала правильные фигуры и «колена». Когда я привез этот материал специалисту по хореографии в Минск, тот удивился, потому что оказалось – в самой Беларуси этот обычай уже утерян. А вот иркутская белорусская бабушка сохранила!
Между тем и проблем у белорусов хватает. Сейчас представители всех народов края ждут не дождутся, когда же в Иркутске появится Дом национальностей. Недавно эта тема обсуждалась на заседании в законодательном собрании региона.
В деревне вроде все проще. В Баяндаевском районе белорусские села Тургеневка, Васильевка, Толстовка, Лидинск и Шаманка держатся крепко – может, потому что роднятся только между собой. Даже в Ахинах (эта деревня стоит особняком среди бурятских сел в ста километрах от остальных) люди признаются: «Мы до сих пор своих сватов засылаем в Тургеневку или Васильевку. К своим».
Тургеневка – самое видное село. Оно лежит прямо на пути к великому озеру Байкал. Глава деревни Светлана Недосекина полна оптимизма: «Несмотря на отток народа из деревни, из Тургеневки за последние годы никто не уехал. И правда, чего ехать? Здесь все путем: прямые, ровные улицы с добротными домами. Потому что люди хозяйственные».
Грамотно ведет свое дело Виталий Еликов, он занимается свиноводством. Неплохо идут дела в хозяйстве «Булга» у супругов Татьяны и Анатолия Здановичей, где держат коров, лошадей, свиней, еще и сеют, пашут, а также разводят овец. На предприятии «Спектр», которое возглавляет Владимир Волостных, перерабатывают древесину, собираются начать собирать по канадской технологии дома.
На крепкой хозяйственной основе легко и культуру держать на высоком уровне. В Тургеневке два музыкальных творческих коллектива – «Варэнічкі», в прошлом году в третий раз подтвердивший звание народного, и «Рушнічок», бессменным руководителем которого является большой знаток и пропагандист белорусской культуры Наталья Анатольевна Тюшкевич.
Почетный гражданин Тургеневки – Владимир Яковенко, генеральный директор Иркутского банка, меценат с большой буквы. Именно при непосредственном участии Владимира Кузьмича и Олега Рудакова в 2002 году состоялось открытие музея деревни, а в прошлом году было отмечено столетие селения. По этому поводу на въезде в деревню был установлен указатель на русском и белорусском языках: «Беларуская вёска Тургенеўка заснавана ў 1909 г.» Живет Беларусь в далеком сибирском краю!
Виктор КОРБУТ