САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

Чтобы не погас огонь в чуме

В заполярном Мурманске прошел I Международный кинофестиваль стран Арктики «Северное сияние». В нем приняли участие кинематографисты России, США, Канады, Швеции, Норвегии, Финляндии. Нашу страну представляли картины «Сынок» Ларисы Садиловой, «Как я провел этим летом» Алексея Попогребского и «Пудана – последняя в роду» ненецкого режиссера Анастасии Лапсуй, которая завоевала Приз зрительских симпатий. «Пудана…» рассказывает о том, как советский режим ломает поэзию народной жизни ненцев, принося им взамен цивилизацию и образование. Но по большому счету, это картина о любви и прощении.

В заполярном Мурманске прошел I Международный кинофестиваль стран Арктики «Северное сияние». В нем приняли участие кинематографисты России, США, Канады, Швеции, Норвегии, Финляндии. Нашу страну представляли картины «Сынок» Ларисы Садиловой, «Как я провел этим летом» Алексея Попогребского и «Пудана – последняя в роду» ненецкого режиссера Анастасии Лапсуй, которая завоевала Приз зрительских симпатий. «Пудана…» рассказывает о том, как советский режим ломает поэзию народной жизни ненцев, принося им взамен цивилизацию и образование. Но по большому счету, это картина о любви и прощении. – Анастасия Тимофеевна, на сегодняшний день вы единственный кинорежиссер среди ненцев?
– Да, сложилось так, что пока я одна из ненцев пришла в большой кинематограф, что меня очень огорчает. Гордиться этим стыдно. Более 80 лет прошло с тех пор, как ненцы научились держать в руках карандаш и написали первые буквы. А благодаря тому, что в 1932 году Ленинградский университет открыл Северное отделение, у нас появились учителя, инженеры, ученые, врачи, политики. Я сама по образованию учительница начальных классов. Но проработала в школе недолго и ушла в журналистику: на «Ямал-радио», в журнал «Северные просторы». С 92-го года живу в Финляндии – там стала кинорежиссером. Муж у меня известный в Финляндии кинорежиссер Маркку Лемускаллио, и мы решили вместе снимать кино.
– Как же вы с ним познакомились?
– В 1989 году он делал фильм «Я есть» об искусстве народов Северных стран: Аляски, Канады, Гренландии, Российского Севера и Чукотки. В то время у нас окружной комитет партии выделял человека для опеки иностранцев: чтобы они не упали, не разбились, дорогу не потеряли. Так я стала с ним работать. А когда Маркку уезжал, то сказал, что у него никогда не было такого организатора, как я. И предложил мне поработать над следующим фильмом. Я согласилась, хотя не люблю работать с иностранцами.
– Почему? Ведь известно, что иностранцы более дисциплинированны в работе, чем россияне…
– Это так, но наши понятия доброты, порядочности, нравственности не всегда совпадают. Возьмем простой пример. Если, скажем, у ненцев есть еда – мы не делим людей на своих и чужих, а всех сажаем за стол. Когда мы разводим костер, то всех зовем греться у нашего огня. Если кому-то одному из нас плохо (я говорю о ненцах, потому что сама ненка), мы всей общиной стараемся помочь. На Западе это не всегда так. Там никому не придет в голову пойти к соседу и попросить рубль до зарплаты. Правда, им приходит в голову попросить у государства и государство помогает. Есть разница и в семейных отношениях. Если в ненецкой семье мать до сих пор глава большой семьи, хранительница очага, то на Западе дети и родители – разные люди, разные семьи. Я уже больше 20 лет живу в Финляндии, но работаю на Ямале, в Ненецком автономном округе, потому что хочу сделать фильм, который переживет меня. Это возможно лишь в том случае, если знаешь культуру народа.
– Ваша «Пудана – последняя в роду» рассказывает о том, как цивилизация грубо покушается на эту культуру…
– В какой-то степени это неизбежность. Но я не могу не сказать о великой заслуге учителей, которые приехали к нам на край земли, в тундру. Первым из них приходилось жить в наших дымных чумах, антисанитарных (с их точки зрения) условиях. Я преклоняюсь перед ними, перед теми комсомолками, которые приехали на Ямал, чтобы вытянуть нас, по известному выражению, «из тьмы безграмотности». (Эту фразу я оставила в своем фильме.) Тогда мы не понимали, зачем они приехали: мы и без них прожили бы! А они еще и ругаются, заставляют учиться, вдруг появляется какой-то дедушка Ленин, который сказал: «Учиться, учиться и учиться», попрекают нас куском хлеба, мол, мы сидим на шее у государства. А мы отвечали: уезжайте отсюда, у нас есть рыба, олени, вы нам не нужны. И убегали из интернатов.
Сейчас, когда у меня волосы стали седыми, я понимаю: земной поклон этим людям, которые, несмотря на наш протест, на тяжелейшие условия жизни, не уезжали. И то, что мы сегодня имеем национальную интеллигенцию, – великая заслуга этих русских девочек, которые в 30-е годы приехали в наши кочевые школы и, переходя из чума в чум, в темноте, учили людей. Сегодня мы гордимся, что у нас выросли свои политики, свои ученые, но никто в повседневной жизни не скажет: спасибо вам, дорогая Мария Ивановна.
– Да, но жесткая и прямолинейная учительница из «Пуданы» вызывает мало симпатии…
– Мои учителя были жесткими, суровыми, всякими, но если бы они со мной сюсюкали, я бы не вышла сегодня на сцену получать приз. И я в своем фильме говорю им запоздалое спасибо. В моем фильме мама героини после того, как три года пролежала в больнице, приезжает домой, в чум, и учит девочку мыться. А девочка росла с бабушкой – руки она мыть научилась, а лицо… Бабушка абсолютно категорична – она против новых веяний. Говорит: «Ты столько лет была среди русских и только мыться научилась? Больше ничему доброму?»
Словом, хотели мы того или не хотели, но становились другими. В конце фильма «Пудана – последняя в роду» героиня говорит: «В моей душе остались неспетые шаманские песни. Потому что в жизни я стала петь другие песни». Какие? В дни моей далекой юности и детства лучших из лучших, отличников посылали в Артек. Это было великое счастье для ребенка и большая честь для школы. Красивая патриотическая песня, которую поет моя героиня, – гимн Артека. «Взвейтесь кострами, синие ночи, мы пионеры, дети рабочих». В моем фильме нет хороших и плохих – каждый по-своему прекрасен.
– У вашей героини был прототип? В какой степени это непридуманная история?
– Да, мы вместе учились в университете. У нее не было ни брата, ни сестры, она не вышла замуж. Она последняя Вэрэ на земле. Больше Вэрэ нет. Для нас, ненцев, очень важно, чтобы не потух огонь в чуме. Женщина зажигает огонь ради мужчины, который придет с охоты. Он ее защитник, опора, отец ее детей. А если нет мужчины – ради кого по утрам зажигать огонь? И это самое страшное, что может случиться в семье. Картиной «Пудана – последняя в роду» мне хотелось сказать людям: давайте научимся прощать друг другу обиды. А в своих фильмах, не только документальных, но и художественных, я ничего не придумываю. Просто беру кусок из жизни.
– Насколько известно, вы снимаете не профессиональных актеров, а настоящих жителей Ямала…
– Когда в советское время в России снимали фильмы о северных народах, в них играли казахи или узбеки. Перед съемками одного из своих фильмов я заключала контракт с финской кинокомпанией и сказала, что сниматься в моем фильме будут только ненцы. Финны улыбнулись, переглянулись, и мой рассказ был воспринят как самый короткий анекдот: кино и ненцы. Мне действительно стало страшно. Поддержал меня муж, который в меня верит. И я выступила по телевидению с сообщением, что мы собираемся снимать фильм и что для съемок нужно 97 человек. Было тысячи полторы кандидатов. Обычно я езжу из поселка в поселок, хожу в гости, пью чай, долго разговариваю, приглядываюсь, кто может быть актером. Иногда человек вначале соглашается, а потом его что-то смущает. Мне для съемок нужна была бабушка. Я ее нашла, рассказала, что нужно делать. А когда начали снимать, она вдруг говорит: «Тут столько всяких молитв, столько священных обрядов нужно совершать, я не могу. У меня дети, внуки. Для нас, ненцев, шаманизм – это не просто игра. Для меня и моих родителей всегда было оскорбительным, когда наши танцевальные коллективы с бубном скачут по сцене вдоль и поперек. Бубен – вещь священная». И я, конечно, понимаю, почему у бабушки дрогнуло сердце.
– Сейчас у всех народов бывшего СССР идет возвращение к своей национальной культуре, к вере…
– Жизнь – это процесс, это дорога. И, конечно, ненцы – это не застывшие Уральские горы. Сейчас у всех есть моторные лодки, в каждом чуме появился снегоход. В 60% чумов стоят переносные электростанции, появился телевизор. Ненцы шагают в ритме с жизнью, как и мы с вами. Но они сохранили себя как этнос. Этому помогла великая сила женщины. Ненка осталась в чуме. Мужчина-ненец каждый день должен выходить на просторы седого Ямала, где нет ни одного кустика, где глазу не за что зацепится, чтобы добывать пищу. В чуме остались его единственная, преданная ему женщина и маленькие дети, которых она родила. Они живут для детей сейчас, чтобы потом дети жили для них. Ради этих детей мать утром поднимается в холодном чуме, где температура, как на улице, – минус 50о, и разводит огонь. Вместе с огнем над Ямалом поднимается солнце, чтобы осветить эту холодную землю. Мать для ненцев – самое священное, что может быть на земле.
Беседовала
Татьяна СЕМАШКО

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Вячеслав Володин: Последнее пленарное заседание осенней сессии Госдумы состоится 18 декабря
  2. Специалисты заявили о кадровом старении в России
  3. Глава комитета НАТО Бауэр: Альянс обсуждает превентивные удары по России
  4. Минобороны РФ: Российская ПВО сбила восемь баллистических ракет
  5. Главы МИД Беларуси и Пакистана обсудили сотрудничество на международной арене
  6. Целевой патент для работы в РФ будет выдаваться иностранцам не более чем на два года
  7. Вячеслав Володин: В Госдуму внесен законопроект о запрете принимать в школы детей мигрантов, не знающих русский язык
  8. Александр Лукашенко прибыл с официальным визитом в Пакистан
  9. Владимир Путин: Введение российских онковакцин будет прорывом
  10. Владимир Путин и Вероника Скворцова обсудили помощь мобильных медицинских отрядов в СВО
  11. Военкор Коц: Российские войска ликвидировали до 600 солдат ВСУ в Ольговском лесу
  12. Беларусь и Пакистан подготовили дорожную карту всестороннего сотрудничества до 2027 года
  13. Родион Мирошник: ВСУ устроили кровавую баню в Селидово, желая повторить Бучу
  14. Владимир Путин подчеркнул важность проекта «Без срока давности» для сохранения исторической памяти
  15. Аналитик не исключил, что ЕС отправит отдельные воинские контингенты на Украину

Парламентское Собрание

Депутаты активно расчищают дорогу на пути российско-белорусского сотрудничества

История Парламентского Собрания насчитывает больше четверти века. Внушительный срок для любой международной структуры.

Политика

Вячеслав Володин - об ответе Западу: Россия себя защитит. И у нас есть, чем это сделать!

Наша страна вправе использовать свое вооружение против военных объектов тех государств, которые нас атакуют

МНЕНИЯ

Хватит засорять язык!

Олег Зинченко

Почему у нас такая тяга к иностранным словам?

Сожгли шалаш Ленина. Хотят поджечь страну?

Михаил Васильев

Поступать с историческими памятниками как на Украине – желать России такой же судьбы

Зачем Абхазии валюта Союзного государства?

Анатолий Заусайлов

Местная оппозиция предлагает сделать республику полигоном для ее тестирования

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также