Татьяна Пилецкая: Мне бы еще одну роль в кино!
Звезда советских фильмов в 95 лет играет в шести спектаклях, носит туфли только на каблучках и до сих пор получает письма от поклонников.
«Никаких диет»
Актриса «Балтийского дома» поделилась секретами, как в таком возрасте оставаться бодрой и красивой.
- Потрясающе выглядите! Что делаете, чтобы быть в такой форме?
- Да ничего особенного я не делаю! Ну вот зарядочку по утрам, конечно.
- Помимо зарядки, что еще? Диета?
- Я никакой диеты не придерживаюсь. Ем все. Сладкое люблю и чтобы посолено нормально. Не люблю половинчатости, уж если сладкое — значит сладкое!
- И никаких лишних килограммов!
- Есть кое-что лишнее… Прихожу в театр, костюмера спрашиваю: «Сойдется платье?» Костюмер застегивает: «Конечно».
- Ну, если сходится, значит, все хорошо! Еще вы всегда на каблучках.
- Я привыкла так. Конечно, сейчас уже трудновато, особенно в «Деревьях…» (спектакль «Деревья умирают стоя». - Ред.) - по лестнице туда-сюда. Самый хороший, спокойный спектакль - «Семья в подарок». «Рок-н-ролл на закате» - очень трудный. Текста столько! Много маленьких фразочек. Пока память мне не изменяет.
- Сколько у вас сейчас спектаклей?
- В январе еще одна премьера, и будет шесть.
- Видела после спектакля, как поклонники вам руки целуют. В любви признавались?
- Объяснения в любви, просьбы о встрече… И сейчас письма приходят, весь стол завален. На улицу не могу выйти - «Здравствуйте, Татьяна Львовна!» Это меня тоже держит. В магазине покупаю сосиски, фаршик - «Ой, это вы?!»
Дрова колола, траву косила
- С кем из актеров дружите?
- Много с кем у меня хорошие отношения. С Игорем Дмитриевым дружили много лет и снимались вместе. С Ваней Краско вижусь каждое лето, посидим, поболтаем. Мы с Боренькой (муж актрисы, ушел из жизни пять лет назад. - Ред.) всегда проводили на даче отпуск. Сейчас редко езжу, далеко. Там же работать надо!
- Работали на огороде?
- Конечно. Нужно же топить печь, стирать, убирать, косить. С удовольствием все делала. У Бори был чудный папа, как-то приехал к нам: «Ребята, в Псковской области пустует дом». Мы сорок лет там жили летом. И теплицы были.
- На зиму банки закатывали?
- А как же! Огурчики, помидорчики. Недавно позвонили расспросить по поводу эвакуации во время Великой Отечественной. Я все до дня помню. Один эпизод был интересный. Встретились как-то в Москве с Юрием Григоровичем, он учился со мной в балетном училище, был старше на год. Он: «Тата, ты помнишь, как мы баграми вытаскивали бревна из Камы?» Мы жили в селе Полазна, за Уралом. Надо же было топить, и мы вытаскивали бревна, высушивали, пилили.
- Еще и пилить умеете! На все руки.
- Я шила, вязала хорошо. В войну мы выдергивали нитки из фитилей для керосинок, связывали, сматывали в клубочки и вязали. Потом перетягивали узелки внутрь - и все, кофточка готова! У меня и сейчас есть платочек, зелененький. Думаю: неужели это я связала?
Мы же там обносились, а надо было одеваться. Помню, когда пригласили на первую картину, на встречу заняла платье и туфли у подруги. У меня не было ничего.
- Новыми технологиями пользуетесь? Новости в интернете читаете?
- Я телевизор смотрю. Неинтересно, все то же самое. Вот сейчас повторяют «Тайны следствия», я ждала, что моя сцена будет.
Главное — правильно выбрать дело и спутника жизни
- Дайте совет, что делать, чтобы так выглядеть и так себя чувствовать?
- Во-первых, надо заниматься любимым делом. Я прихожу в театр, работаю, знаю, что нужна людям. Не представляю, как можно жить без любимого дела. Конечно, не всегда у всех так получается. Чтобы рядом был любимый человек, тоже очень важно. Мы с мужем 45 лет прожили, до сих пор не могу прийти в себя, что его нет, хотя прошло уже пять лет… Ну и, в-третьих, имеют значение условия жизни. Женщина должна ухаживать за собой.
- Кремики, масочки?
- Масками не пользуюсь, а кремы - конечно. Массаж, парикмахер, когда надо.
- Еще стихи пишете и книги, это тоже дает вдохновение к жизни?
- Но жизнь актера так неровна
И так зависима порой,
То за труды тебе корона,
То вдруг забвенье и покой.
Внучка Лиза, она художник, работает в Русском музее, оформила мне книгу стихов. У меня пять книг, очень хотелось рассказать о маме с папой, о предках, о муже. На питерском канале вышел документальный фильм о Боре, по моему сценарию, «Пантомима - любовь моя». Сейчас закончила сценарий художественно-документального фильма о моей прапрапрабабушке, Луизе Кессених-Графемус. Ее называли «второй Надеждой Дуровой», героиня войны с Наполеоном, женщина-улан. В январе начнутся съемки. Сколько я в архивах сидела!
- Новый год наступил високосный, значит, непростой…
- Я не обращаю внимания на такие вещи. Не верю в приметы, знаки, числа, гороскопы…
- Желание под бой курантов загадали?
- Чтобы Боженька всем дал здоровья, бодрости. А мне - съемочку хорошую! Хочу услышать слова «Камера! Мотор!» Я так скучаю без этого! С удовольствием еще поработаю.
Балетная осанка позволила актрисе выделиться из толпы и попасть на экраны
- К сожалению, меня в кино уже не так часто приглашают, как раньше. А мне очень жаль! Люблю кинематограф, отдала ему много лет.
- Но в последние годы все время фильмы выходят с вашим участием.
- Снялась у Александра Позднякова. Он делал документальную картину «Маяк Петра I», пригласил меня на эпизод. Я с удовольствием согласилась. Уже прошла премьера.
- И кто вы в этом фильме?
- Родственница Петра I!
- Ради родственницы царя можно и эпизод! А говорите, не приглашают. В жизни были важные поворотные моменты, счастливые случаи?
- Конечно. Окончив балетную школу, поступила в театр Музкомедии, в кордебалет. Там был замечательный артист Анатолий Королькевич. Он много снимался в то время. Как-то подходит: «Тебе какую зарплату положили?» - «350 рублей». - «А чего так мало?» - «Так кордебалет же». - «Давай фотографии отдам в актерский отдел. Если пригласят, подзаработаешь». И вот через какое-то время меня пригласили в «Золушку». Моя первая картина! А там балы!
- Вы как раз из балета, танцевать для вас одно удовольствие.
- Это адская профессия! Все пальцы скрюченные! На цыпочках же стоишь. Как мама могла меня отвести в училище?! Она выполнила совет Кузьмы Петрова-Водкина, моего крестного. На даче мы, дети, делали для взрослых концерты. Кто-то пел, кто-то читал стихи. Я, конечно, танцевала. И Кузьма Сергеевич сказал: «Ее надо отдать в хореографическое училище». Половина класса занималась у Вагановой, а моим педагогом была Мария Романова, это мама Улановой. Иногда я говорила: «Марья Федоровна, я устала!» - «Ну, постой у палочки».
- Но балетная выучка помогает?
- В актерском отделе «Ленфильма» меня уже знали, и вот как-то в театр приезжает ассистент: «Вы на лошади катаетесь?» - «Конечно!». А сама думаю: какая лошадь?!
- Для роли можно и научиться!
- Я и научилась, все себе отбила! Григорий Козинцев начинал картину «Пирогов». Сшили мне чудную амазонку. Шлейф, цилиндр, серьги - с ума сойти! И вот, замечаю, Козинцев на меня внимательно смотрит. Подходит: «Мне говорили, вы балетная. А разговаривать-то умеете? Костюмеры, прикиньте ей костюм Дарьи Севастопольской!» (сестра милосердия, главная героиня фильма. - Ред.). Впервые в восемнадцать лет мое имя уже было в титрах. А дальше пошло-поехало.
- Это счастливый случай, что Козинцев вам дал дорогу в кино.
- Но после «Разных судеб» было затишье. Один творческий вечер, другой… И вот еще один счастливый, поворотный момент: директор театра «Ленком» предлагает: «Не хотите попробовать себя в театре?» А у меня же нет драматического образования. Но я рискнула. Рядом со мной такие артисты! Училась у них.