Аварии на сетях ряда городов России оголили серьезные проблемы в теплоснабжении
В праздники, в том числе новогоднюю ночь, люди в некоторых регионах России остались без отопления. Чем это вызвано и как предотвратить такие провалы в будущем?
Об этом мы поговорили с заместителем председателя комиссии Парламентского Собрания по энергетике Павлом Завальным.
- Нарушение теплоснабжения показало, что не все у нас хорошо в этой сфере. Когда были морозы, случался и прорыв сетей, и отказ котельных. Сидеть в холодных домах при температуре минус тридцать, это, скажем прямо, не очень-то весело. Возникла опасность для здоровья и даже жизни десятков тысяч россиян.
- Почему так случилось?
- Система теплоснабжения России состоит из пятидесяти тысяч локальных систем и восемнадцати тысяч обслуживающих предприятий. При этом, по информации Росстата, общий износ тепловых сетей составляет более шестидесяти процентов. Из них больше тридцати процентов (пятьдесят тысяч километров из 167 тысяч) нуждаются в замене.
В 2011 году приняли решение, по сути, о переносе ответственности за обеспечения теплоснабжения на муниципальные образования. За субъектом Федерации оставили только роль координатора.
- А это неправильно?
- Полномочиями нагрузили, а источников финансирования для их развития не создали. Сейчас инвестиционный механизм просто не работает, потому что тарифы не позволяют, а возможности субсидировать их из бюджета у муниципального образования нет. Не имеется даже единого стандарта по составлению схем теплоснабжения, оценки их готовности к осенне-зимнему периоду. Минэнерго проанализировало данные по 7380
муниципальным образованиям – схемы есть лишь у 34 процентов.
Нет и единого центра ответственности. В результате получается тришкин кафтан даже в рамках одного субъекта Федерации.
- Можете привести пример?
- Я в Госдуме представляю Ханты-Мансийский округ. В Сургуте таких проблем нет, но там и зарплаты у сотрудников ЖКХ в три раза выше, чем, например, в Приобье Октябрьского района. Абсолютно разные тарифы на тепло, воду, электроэнергию. И самое главное – разное качество услуг. Просто не существует общих требований для систем теплоснабжения муниципального уровня. Гарантировать в таких условиях системную надежность на всей территории страны практически невозможно. Именно поэтому мы рассматриваем законопроект о внесении изменений в федеральный закон «О теплоснабжении» в части «надежность и безопасность теплоснабжения».
- В чем их суть?
- Законопроект даст единые конкретные критерии, по которым будут производиться проверки, конкретные инструменты привлечения к административной ответственности и прописанные в КОАП санкции. Он установит обязанности быть готовыми к отопительному периоду для муниципальных образований, теплоснабжающих и теплосетевых организаций. При этом законопроект готовился Минэнерго не в авральном порядке, по мотивам аварий этой зимы, а планово, системно и продуманно. На этапе предварительного рассмотрения его разошлют в субъекты Федерации и другие заинтересованные структуры для получения отзывов и замечаний.
- Людей, конечно, интересует в первую очередь, не приведут ли эти реформы к росту тарифов.
- Нормативные акты не предполагают вложения дополнительных финансовых средств. И это никак не повлияет на рост тарифов на тепловую энергию для конечного потребителя.