САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

Школа рядом с домом

Количество спецшкол и школ-интернатов для детей с особенностями развития в Беларуси за последние десять лет сократилось на треть Сегодня в стране 122 137 «особенных» детей: по 1-2 на каждый класс общеобразовательной школы. В интегрированном 1-м «Б» минской школы №203 сразу два «интегренка»: мальчишка учится по программе «с трудностями в обучении», девочка – «с тяжелыми нарушениями речи». Каждого из них на самые трудные уроки и коррекционные занятия забирает учитель-дефектолог. Все остальное время «особенные» дети вместе с классом читают, рисуют, изображают на перерывах индейцев и отдыхают во время тихого часа. Семи- и восьмилетние первоклассники оказались на редкость толерантными людьми: они, конечно, заметили, что однокашники отличаются от остальных, но не увидели в этом повода для насмешек или унижений.

Количество спецшкол и школ-интернатов для детей с особенностями развития в Беларуси за последние десять лет сократилось на треть

Сегодня в стране 122 137 «особенных» детей: по 1-2 на каждый класс общеобразовательной школы. В интегрированном 1-м «Б» минской школы №203 сразу два «интегренка»: мальчишка учится по программе «с трудностями в обучении», девочка – «с тяжелыми нарушениями речи». Каждого из них на самые трудные уроки и коррекционные занятия забирает учитель-дефектолог. Все остальное время «особенные» дети вместе с классом читают, рисуют, изображают на перерывах индейцев и отдыхают во время тихого часа. Семи- и восьмилетние первоклассники оказались на редкость толерантными людьми: они, конечно, заметили, что однокашники отличаются от остальных, но не увидели в этом повода для насмешек или унижений. На равных

Учителя-дефектологи и классы с интегрированным обучением сегодня работают чуть ли не в каждой деревенской школе. На первый взгляд кажется, что количество детей с особенностями психофизического развития в последние годы резко увеличилось.
– Судя по банку данных детей с ОПФР, их количество как раз уменьшается, – возражает начальник управления специального образования Министерства образования Антонина Змушко. – Просто дети с особенностями стали виднее: с одной стороны, усовершенствовалась диагностика, с другой – родители пользуются появившейся у них возможностью не отдавать своих детей в спецшколы-интернаты. В текущем году в общеобразовательных школах работает 5806 специальных и интегрированных классов для детей с особенностями развития.

Поверх барьеров

Убрать законодательные барьеры, мешавшие интеграции особенных детей в общество, оказалось намного проще, чем перестроить сознание. Закон «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)» закрепил право каждого ребенка на получение образования в соответствии с его познавательными возможностями в адекватной здоровью среде обучения. Беларусь приняла этот документ в 2004 году, в числе первых на постсоветском пространстве стран.
Конечно, только провозгласить, что государственная политика в области специального образования направлена на создание благоприятных условий для реализации права лиц с особенностями психофизического развития на получение образования и развитие системы специального образования, мало. Для своевременного выявления детей с особенностями психофизического развития и оказания им ранней комплексной и коррекционно-
педагогической помощи в Беларуси создана сеть центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации – ЦКРОиР. Они работают в каждом административном районе страны. Здесь психологи и логопеды консультируют педагогов и семьи с особенными детьми, на собственной базе создают коррекционные группы для самых тяжелых малышей. «Легкие» дети получают необходимую помощь в специальных и интегрированных группах обычных детских садов. Их число постоянно увеличивается: в 2004 году в Беларуси было 152 интегрированные группы для дошкольников, в 2009-м – 268 групп, а в 2010-м – уже более 300. Хотя и этого количества явно недостаточно.
– Правда, в ЦКРОиР нас отговаривали переходить из вспомогательной школы в общеобразовательную, – призналась мама одного из столичных учеников. – Говорили, что у сына выраженная внешность, поэтому он станет объектом постоянных насмешек и издевательств. К счастью, этого не произошло, оказалось, что дети принимают своих сверстников с особенностями быстрее и легче взрослых.

Пандус доверия

Тяжелее всего войти в общество детям с нарушением функций опорно-двигательного аппарата. В советское время колясочники должны были учиться дома, в этом никто даже не пытался усомниться. Поэтому все построенные в прежние годы школы далеки от понятия «безбарьерная среда».
– Все школы-новостройки строятся с учетом этой категории детей, – говорит Антонина Змушко. – К сожалению, пока их число очень невелико...
Кроме современных школ системе специального образования остро не хватает подготовленных учителей. Столичные учителя-дефектологи, как правило, имеют соответствующее образование, а вот в школах малых городов и деревень функции дефектологов берут на себя обычные учителя, порой даже без квалификационной категории. Учителя начальных классов, которые принимают «особенных» детей, часто к этому не готовы. Поэтому Министерство образования Беларуси предлагает ввести в стандарты получения высшего педагогического образования курсы по технологии интегрированного воспитания и обучения и по специальной педагогике и психологии.
По мнению Антонины Змушко, кадровый вопрос необходимо решать не только на уровне общего среднего образования, но и выше, ведь после окончания школы «особенными» детьми занимаются преподаватели учреждений профессионально-технического и среднего специального образования. И проблема создания в вузах и ссузах безбарьерной среды пока никак не решается: колясочники учатся дистанционно или приезжают на занятия в сопровождении родственников.
Первой на постсоветском пространстве и одной из первых в Европе Беларусь намерена принять еще один важный документ – Кодекс об образовании. В данное время он готовится к рассмотрению во втором чтении. В Кодексе, помимо прочего, заложена обязанность общеобразовательных учреждений создавать условия для обучения лиц с особенностями психофизического развития, а учреждений профтехобразования – создавать для них интегрированные и специальные группы.

Ирина ДЕРГАЧ

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Владимир Путин обсудил с губернатором Архангельской области производство дронов для СВО и проблему аварийного жилья
  2. Российские войска взяли село Копанки в Харьковской области
  3. Александр Лукашенко: Беларуси и Пакистану необходимо монетизировать политические отношения
  4. Вячеслав Володин провел встречу с Председателем Парламента Южной Осетии
  5. Владимир Путин посетит с государственным визитом Казахстан 27–28 ноября
  6. Владимир Путин призвал не допустить дестабилизации ситуации в СНГ
  7. Сергей Лавров: НАТО позабыла о приличиях, заявляя о возможности превентивного удара
  8. Сергей Нарышкин: Запад планирует использовать наемников для дестабилизации Беларуси перед выборами
  9. Умерла знаменитая регулировщица Великой Победы Мария Лиманская
  10. Александр Бортников: НАТО закрепляется на границах Союзного государства РФ и Беларуси
  11. Александр Лукашенко посадил в Пакистане дерево, которое может вырасти до 50 метров
  12. Вячеслав Володин: Госдума в приоритетном порядке рассмотрит законопроекты об ужесточении наказания за продажу вейпов детям
  13. Александр Лукашенко поздравил коллектив журнала "Алеся" с вековым юбилеем
  14. Вячеслав Володин: Низкий уровень знания русского языка детьми мигрантов вызывает стресс у них самих и создает проблемы одноклассникам
  15. Александр Лукашенко и Шахбаз Шариф начали переговоры в Исламабаде

Парламентское Собрание

Депутаты активно расчищают дорогу на пути российско-белорусского сотрудничества

История Парламентского Собрания насчитывает больше четверти века. Внушительный срок для любой международной структуры.

Политика

Вячеслав Володин - об ответе Западу: Россия себя защитит. И у нас есть, чем это сделать!

Наша страна вправе использовать свое вооружение против военных объектов тех государств, которые нас атакуют

МНЕНИЯ

Хватит засорять язык!

Олег Зинченко

Почему у нас такая тяга к иностранным словам?

Сожгли шалаш Ленина. Хотят поджечь страну?

Михаил Васильев

Поступать с историческими памятниками как на Украине – желать России такой же судьбы

Зачем Абхазии валюта Союзного государства?

Анатолий Заусайлов

Местная оппозиция предлагает сделать республику полигоном для ее тестирования

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также