САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

Школа рядом с домом

Количество спецшкол и школ-интернатов для детей с особенностями развития в Беларуси за последние десять лет сократилось на треть Сегодня в стране 122 137 «особенных» детей: по 1-2 на каждый класс общеобразовательной школы. В интегрированном 1-м «Б» минской школы №203 сразу два «интегренка»: мальчишка учится по программе «с трудностями в обучении», девочка – «с тяжелыми нарушениями речи». Каждого из них на самые трудные уроки и коррекционные занятия забирает учитель-дефектолог. Все остальное время «особенные» дети вместе с классом читают, рисуют, изображают на перерывах индейцев и отдыхают во время тихого часа. Семи- и восьмилетние первоклассники оказались на редкость толерантными людьми: они, конечно, заметили, что однокашники отличаются от остальных, но не увидели в этом повода для насмешек или унижений.

Количество спецшкол и школ-интернатов для детей с особенностями развития в Беларуси за последние десять лет сократилось на треть

Сегодня в стране 122 137 «особенных» детей: по 1-2 на каждый класс общеобразовательной школы. В интегрированном 1-м «Б» минской школы №203 сразу два «интегренка»: мальчишка учится по программе «с трудностями в обучении», девочка – «с тяжелыми нарушениями речи». Каждого из них на самые трудные уроки и коррекционные занятия забирает учитель-дефектолог. Все остальное время «особенные» дети вместе с классом читают, рисуют, изображают на перерывах индейцев и отдыхают во время тихого часа. Семи- и восьмилетние первоклассники оказались на редкость толерантными людьми: они, конечно, заметили, что однокашники отличаются от остальных, но не увидели в этом повода для насмешек или унижений. На равных

Учителя-дефектологи и классы с интегрированным обучением сегодня работают чуть ли не в каждой деревенской школе. На первый взгляд кажется, что количество детей с особенностями психофизического развития в последние годы резко увеличилось.
– Судя по банку данных детей с ОПФР, их количество как раз уменьшается, – возражает начальник управления специального образования Министерства образования Антонина Змушко. – Просто дети с особенностями стали виднее: с одной стороны, усовершенствовалась диагностика, с другой – родители пользуются появившейся у них возможностью не отдавать своих детей в спецшколы-интернаты. В текущем году в общеобразовательных школах работает 5806 специальных и интегрированных классов для детей с особенностями развития.

Поверх барьеров

Убрать законодательные барьеры, мешавшие интеграции особенных детей в общество, оказалось намного проще, чем перестроить сознание. Закон «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)» закрепил право каждого ребенка на получение образования в соответствии с его познавательными возможностями в адекватной здоровью среде обучения. Беларусь приняла этот документ в 2004 году, в числе первых на постсоветском пространстве стран.
Конечно, только провозгласить, что государственная политика в области специального образования направлена на создание благоприятных условий для реализации права лиц с особенностями психофизического развития на получение образования и развитие системы специального образования, мало. Для своевременного выявления детей с особенностями психофизического развития и оказания им ранней комплексной и коррекционно-
педагогической помощи в Беларуси создана сеть центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации – ЦКРОиР. Они работают в каждом административном районе страны. Здесь психологи и логопеды консультируют педагогов и семьи с особенными детьми, на собственной базе создают коррекционные группы для самых тяжелых малышей. «Легкие» дети получают необходимую помощь в специальных и интегрированных группах обычных детских садов. Их число постоянно увеличивается: в 2004 году в Беларуси было 152 интегрированные группы для дошкольников, в 2009-м – 268 групп, а в 2010-м – уже более 300. Хотя и этого количества явно недостаточно.
– Правда, в ЦКРОиР нас отговаривали переходить из вспомогательной школы в общеобразовательную, – призналась мама одного из столичных учеников. – Говорили, что у сына выраженная внешность, поэтому он станет объектом постоянных насмешек и издевательств. К счастью, этого не произошло, оказалось, что дети принимают своих сверстников с особенностями быстрее и легче взрослых.

Пандус доверия

Тяжелее всего войти в общество детям с нарушением функций опорно-двигательного аппарата. В советское время колясочники должны были учиться дома, в этом никто даже не пытался усомниться. Поэтому все построенные в прежние годы школы далеки от понятия «безбарьерная среда».
– Все школы-новостройки строятся с учетом этой категории детей, – говорит Антонина Змушко. – К сожалению, пока их число очень невелико...
Кроме современных школ системе специального образования остро не хватает подготовленных учителей. Столичные учителя-дефектологи, как правило, имеют соответствующее образование, а вот в школах малых городов и деревень функции дефектологов берут на себя обычные учителя, порой даже без квалификационной категории. Учителя начальных классов, которые принимают «особенных» детей, часто к этому не готовы. Поэтому Министерство образования Беларуси предлагает ввести в стандарты получения высшего педагогического образования курсы по технологии интегрированного воспитания и обучения и по специальной педагогике и психологии.
По мнению Антонины Змушко, кадровый вопрос необходимо решать не только на уровне общего среднего образования, но и выше, ведь после окончания школы «особенными» детьми занимаются преподаватели учреждений профессионально-технического и среднего специального образования. И проблема создания в вузах и ссузах безбарьерной среды пока никак не решается: колясочники учатся дистанционно или приезжают на занятия в сопровождении родственников.
Первой на постсоветском пространстве и одной из первых в Европе Беларусь намерена принять еще один важный документ – Кодекс об образовании. В данное время он готовится к рассмотрению во втором чтении. В Кодексе, помимо прочего, заложена обязанность общеобразовательных учреждений создавать условия для обучения лиц с особенностями психофизического развития, а учреждений профтехобразования – создавать для них интегрированные и специальные группы.

Ирина ДЕРГАЧ

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Уникальный клад эпохи Крещения Руси нашли в Великом Новгороде
  2. Владимир Джабаров: Из-за русофобского курса территория Латвии превращается в пустошь
  3. ВЦИОМ: Более 77% россиян доверяют Владимиру Путину
  4. В Беларусь из РФ прибыл второй поезд для Минского метро
  5. Александр Лукашенко: Атака на вертолёт президента означает войну, украинцам она не нужна
  6. Марат Хуснуллин заявил об окончании нелегальной миграции в РФ
  7. Умерла мультипликатор Марина Восканьянц
  8. Владимир Путин обсудил с Совбезом формирование системы международных расчётов
  9. Александр Лукашенко: И российские, и украинские дроны залетали в Беларусь, было несколько таких случаев
  10. Ульяновская область отправила в Беларусь 40 тонн перловой крупы
  11. Александр Лукашенко: Белорусская армия перекрыла границы с Западом, приказы на случай эскалации отданы
  12. Александр Лукашенко заявил, что, если поляки попытаются оттяпать запад Украины, белорусская сторона окажет украинцам поддержку
  13. Киевский режим подорвал автомобиль начальника группы пропусков службы безопасности ЗАЭС
  14. В Польше из-за «детской водки» в магазинах разгорелся скандал и произошли отставки чиновников
  15. Польша отказывается пускать Украину в ЕС: Киеву поставили условие, которое он не хочет выполнять

Парламентское Собрание

Виктор Николайкин: «Сильными мы будем тогда, когда у нас будет сильная экономика»

В Москве на заводе «Москвич» прошло совместное заседание Комиссий Парламентского Собрания по бюджету, налогам, финансовому рынку и по экономической политики

Политика

«Иркутск будет общим узлом единого отечества»

После посещения Александром Лукашенко столицы Восточной Сибири Беларусь получит больше алюминия и среднемагистральных лайнеров, а общий торговый оборот увеличится в разы

МНЕНИЯ

Сегодня мой друг прикрывает мне спину

Валерий Чумаков

Россия и Беларусь готовятся подписать договор о гарантиях безопасности

Польша не пустит Украину в ЕС

Анатолий Заусайлов

Пока Киев не извинится за «Волынскую резню»

«Потеря Угледара никакого значения не имеет»

Михаил Васильев

Такова официальная версия украинской пропаганды, которая даже переписала нарушающую российские законы Википедию

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также