САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

Пинский десант

Операция по освобождению Беларуси под кодовым названием «Багратион» началась 23 июня 1944 года. Она развивалась стремительно, и уже через три недели войска южного фланга наступающей группировки советских войск вышли на подступы к городу Пинску.

Операция по освобождению Беларуси под кодовым названием «Багратион» началась 23 июня 1944 года. Она развивалась стремительно, и уже через три недели войска южного фланга наступающей группировки советских войск вышли на подступы к городу Пинску. Здесь, в районе белорусского Полесья, и произошла одна из самых сенсационных боевых операций – десант по освобождению города Пинска. Это уникальное (даже по признанию самих немцев) событие вошло во все учебники военной истории как великолепный образец неординарности и смелости военного мышления.

Расположение группы немецких армий «Центр», оборонявших Беларусь, к моменту начала операции «Багратион» напоминало огромный кулак, вклинившийся вглубь обороны Советской армии. Полесское направление было его своеобразным подбрюшьем, а город Пинск – мощным пунктом обороны немцев – наиболее чувствительным нервным узлом. Именно к этому в те годы областному центру Беларуси сходились главные коммуникационные и управленческие нити обороны южного фланга группы армий «Центр». В случае освобождения Пинска советским войскам открывалась прямая дорога на Брест с выходом к границам Польши и рейха.
Понимая стратегическое значение Пинска, командование Советской армии сконцентрировало для его взятия сильную боевую группировку. На операцию, начало которой было запланировано на 12 июля, отводилось шесть дней, и она находилась под личным контролем Верховного главнокомандующего Иосифа Сталина.
На момент начала наступления советских войск Пинск был превращен фашистами в неприступную крепость. Этому благоприятствовала местность – Пинск по существу являлся своеобразным островом в море непроходимых болот Полесья. Кроме того, немцы опоясали город двумя линиями сплошных траншей, усиленных мощными железобетонными дотами, несколькими рядами проволочных заграждений. Все подходы к Пинску были густо нашпигованы минами. (После освобождения города саперы извлекли из земли 500 тыс. мин и 400 фугасов.)
В начале июня 1944 года командующий группы армий «Центр» генерал-фельдмаршал Эрнст Буш получил заверения от начальника 50-тысячного гарнизона Пинска о полной неприступности города. Однако командующий решил сам убедиться в этом и со свитой штабистов и инженеров прибыл в Пинск. Там он лично прошел по оборонительным соооружениям и остался доволен состоянием укреплений и подготовкой гарнизона.
С таким мощным укрепленным районом, в какой немцы превратили Пинск в 1944 году, советским войскам с начала стратегического наступления после Сталинграда пришлось столкнутся впервые. Из-за болотистой местности наступать здесь можно было только на двух узких участках – вдоль шоссе и железной дороги. Лобовой штурм неизбежно привел бы к огромным потерям.
И тогда кто-то из военачальников предложил идею высадки ночного речного десанта в самом центре Пинска на берег протекающей через него реки Пины. Поскольку немцы не ожидали отсюда никакой угрозы, то серьезных укреплений не возводили. Этот неожиданный удар в спину обороняющихся фашистов способен был принести главным наступающим силам огромную пользу.
У идеи нашлись критики, которые привели весомые аргументы ее рискованности. Во-первых, колонне катеров десанта было проблематично пройти по реке достаточно большое расстояние к месту высадки незаметно для противника. А в случае обнаружения освещенная ракетами колонна, лишенная возможности для маневра на мелководье, становилась великолепной мишенью для артиллерии врага. И хотя берега в этих местах были сильно заболоченными и на них не было сплошной обороны, такую возможность исключить было нельзя. Во-вторых, даже в случае успешной высадки в столь неблизком тылу противника (линия фронта проходила в 20-25 километрах) десантники могли рассчитывать исключительно на свои силы. И при малейшем сбое они становились легкой добычей для врага.
Взвесив все аргументы «за» и «против», командование дерзкий план десанта все же одобрило. Как ни странно, сильной его стороной была именно авантюрность. По военной логике, такой десант был невероятен, но ведь и противник руководствовался такой же логикой. К тому же слишком привлекательным был конечный приз – в случае успеха десанта взятие Пинска значительно облегчалось. В план операции был внесен и еще один штрих – десант должны были поддержать своей огневой мощью все имеющиеся в наличии флотилии, плавучие артиллерийские батареи, способные вести огонь с большого расстояния.
Операция по высадке десанта поручалась Днепровской военной флотилии под командованием капитана первого ранга Виссариона Григорьева. Моряки приказ об этом приняли с энтузиазмом, ведь предстояло освобождать город, который перед войной был главной базой предшественницы днепровцев – Пинской военной флотилии.
В ночь на 12 июля отряду десанта, состоящему из 12 боевых и двух разведывательных катеров, предстояло практически в полной темноте, без навигационных ориентиров и по мелководью пройти расстояние в несколько десятков километров и высадиться в самом логове противника. Партизаны предложили опытных лоцманов – местных жителей, отлично знавших фарватер. Кроме того, чтобы исключить преждевременное обнаружение десанта, партизаны пообещали ликвидировать все посты немцев на всем побережье реки по маршруту прохождения колонны.
Партизаны сработали добросовестно – и катера с первыми отрядами десанта беспрепятственно подошли к пинским причалам. Обстоятельства десантирования, по существу, были беспрецедентными во всей истории Второй мировой войны – целый полк высадился без единого выстрела и без единой потери! Спавших, в буквальном смысле этого слова, в нескольких прибрежных дзотах немцев разведка ликвидировала без шума. Для высадки десантников (она происходила, как вспоминают очевидцы, в почти ирреальной тишине!) понадобилось всего 40 минут.
Закрепившись на захваченном плацдарме, десантники начали продвигаться отдельными отрядами к центру города, окружая наиболее важные объекты. Первые выстрелы и взрывы прозвучали в ту ночь в Пинске лишь через полчаса после высадки. Разведчики группы старшины Канареева по ходу, скрытно сняв часовых, пробрались к помещению пинского офицерского казино, где в это время отдыхало большинство офицеров пинского гарнизона. Зная, что фронт находился на расстоянии более 20 километров от города, немцы спокойно сидели за игровыми столами, потягивая шнапс. Моряки ворвались неожиданно. Такая единовременная гибель большинства офицеров пинского гарнизона вызвала на первых порах настоящую панику, что, в конечном счете, значительно облегчило успех десанта.
Под стремительным натиском десантников немцы откатывались к центральным кварталам города. В числе первых, кто оказался в центре, был матрос Тупицын, который во главе отряда ворвался в расположение местной тюрьмы. Десантники уничтожили охрану и освободили более двухсот советских военнопленных, которых, согласно плану гестапо, утром должны были расстрелять. Многие из освобожденных присоединились к десантникам...
Только к утру немцы пришли в себя. Сняв с ближайших участков фронта два полка пехоты, танки и самоходные орудия и создав таким образом подавляющий перевес в силе, они начали яростные контратаки, стремясь любой ценой сбросить десант в Пину. Десантники, закрепившись в городском парке в отрытых немцами траншеях, отчаянно обороняли плацдарм. И тут сказала свое веское слово артиллерия плавучих батарей поддержки. Их огонь корректировал находящийся в рядах десантников лейтенант Телепаев. Залпы ложились исключительно точно, преграждая путь немецким танкам и пехоте... Десант не только оборонялся, но и контратаковал.
Но к середине дня 12 июля у десантников оказались на исходе боеприпасы, они понесли большие потери. Нужна была срочная помощь. Реальным для этого оставался все тот же водный путь, так как наступавшие со стороны суши войска были еще достаточно далеко. Но во второй раз, тем более в дневное время, пройти к Пинску без помех было невозможно. В то же время, понимая, что успех так блестяще начавшейся операции висит на волоске, командование советских войск все же принимает решение отправить подкрепление защитникам плацдарма днем. В прорыв пошла группа бронекатеров. На борту каждого из них находилось около ста солдат, пушки, минометы и боеприпасы.
Противник, подпустив колонну на близкое расстояние, открыл мощный артиллерийский огонь с самоходок. Катера не могли ни свернуть (ширина реки не превышала тут 50 метров), ни ускорить ход. Десантники посыпались с бортов в воду, благо глубина тут была по пояс. Основной удар принял на себя головной броневой катер №92. Экипаж его принял неравный бой – он до последней возможности отстреливался из своих пушек, а когда кончились снаряды, его израненные моряки пошли в свою последнюю атаку на врага. В том бою погиб почти весь экипаж легендарного борта №92…
Лишь один катер из группы смог без потерь высадить на берег подкрепление. Дальнейшие рейсы пришлось отложить. Полученная помощь, хоть и не очень большая, в критические часы прибавила десантникам сил, и они устояли. За двое суток обороны плацдарма десантникам пришлось отбить в общей сложности более двадцати атак противника.
Наступление на Пинск велось и с суши. Ближе всех к городу была 397-я стрелковая дивизия, наступавшая вдоль реки Ясельды. Но на укрепленных высотках ее берегов враг создал мощную оборону и оказывал ожесточеннейшее сопротивление. К ночи 13 июля стало ясно, что десантникам в Пинске придется еще как минимум день держаться до подхода основных сил. И в эту последнюю ночь обороны плацдарма командование бросило на поддержку десанта практически все имеющиеся в его распоряжении средства. Хоть и с огромным трудом, но удалось наладить доставку боеприпасов и продовольствия.
Получив в ночное время новые подкрепления, десантники почувствовали себя увереннее. А вот у противника резервы подходили к концу, и к исходу 13 июля его атаки стали ослабевать. К тому времени к окраинам Пинска уже приближались полки 397-й дивизии. К ночи 14 июля перед частями дивизии оставался последний перед Пинском узел сопротивления врага – в местечке Пинковичи. Для его взятия севернее Пинкович был десантирован усиленный батальон. Вследствие трудного положения защитников плацдарма в Пинске этот десант прошел без обычной подготовки, с ходу. Он стал последним десантом Днепровской флотилии на реках Беларуси.
В 4 часа 30 минут утра 14 июля командование операции по освобождению Пинска получило сообщение из города: «Передовые части 397-й дивизии ворвались в Пинск и соединились с десантом!..»
В летописи пинской десантной операции есть и еще одна уникальная страница. В Пинском военном порту швартовалось около двух сотен различных кораблей противника, которые немцы не успели вывести из города. Командование фронта захвату кораблей врага придавало особое значение – в условиях сильно заболоченной местности Полесья, при отсутствии хороших дорог эти корабли могли быть в дальнейшем очень полезными при переброске тылов фронта.
Отряд бронекатеров ворвался на Пинский рейд, а поскольку успех операции решали буквально минуты, моряки получили приказ взять корабли противника на абордаж! Атака была настолько стремительной, что немцам не удалось взорвать ни одного судна!
Большинство из захваченных кораблей сразу же после освобождения Пинска были использованы для переброски раненых, госпиталей, тылов 1-го Белорусского фронта и флотилии.
Со взятием советскими войсками Пинска выход к границам СССР был открыт. Все попытки немцев закрепиться после этого уже не имели успеха. Через две недели был освобожден Брест и советские бойцы восстановили символичный пограничный столб границы СССР.

Александр СЕМЕНОВ

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Владимир Путин: РФ будет продолжать испытания новейших ракет, в том числе в боевых условиях
  2. Александр Лукашенко дал политическое убежище польскому экс-судье Томашу Шмидту
  3. Дмитрий Мезенцев принял участие в заседании коллегий МИД Беларуси и России
  4. Картошку от Александра Лукашенко посадят в горах Дагестана
  5. Вячеслав Володин: Владимир Путин принял решение, которое мы поддерживаем
  6. Сергей Лавров: РФ и Беларусь будут добиваться справедливости, используя оставшиеся международные правовые инструменты
  7. Сергей Лавров и Максим Рыженков обсудили подготовку заседания Высшего госсовета Союзного государства
  8. Главы МИД РФ и Беларуси подписали заявление об общем видении Евразийской хартии
  9. Сергей Лавров заявил, что Беларусь сможет участвовать во всех мероприятиях БРИКС
  10. Сергей Лавров: Зеленский испугался ответа на применение дальнобойных ракет
  11. ВЦИОМ: Уровень доверия россиян Владимиру Путину составил 78,8%
  12. Александр Лукашенко пообещал отключить интернет в случае новых беспорядков в Беларуси
  13. Сергей Лавров и Максим Рыженков возложили цветы к Вечному огню Брестской крепости
  14. Виктор Орбан призвал не относиться к словам Владимира Путина как к болтовне или уловке
  15. Александр Лукашенко обсудил со студентами информационные войны, геополитику и «перамены»

Парламентское Собрание

Николай Бурляев: Вклад в семью – это вклад в наше будущее

В Гродно открылся постоянно действующий семинар при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России

Политика

Вячеслав Володин: Россия себя защитит, и у нас есть, чем это сделать

Россия сможет себя защитить и обеспечить устойчивое развитие, сказал Вячеслав Володин. Автор Юлия Толкачева

МНЕНИЯ

Зачем Абхазии валюта Союзного государства?

Анатолий Заусайлов

Местная оппозиция предлагает сделать республику полигоном для ее тестирования

Прилет по приглашению

Павел Родионов

«Опять зеленеет орешник. Орешник под нашим окном».

Любой каприз за ваши деньги

Павел Родионов

Дональд Трамп, как говорят, задумал коварную штуку, которая может здорово прополоть грядку американского ВПК.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также