С мая следующего года в России заработают новые правила поступления в вузы
Студентам и работодателям станет проще с трудоустройством после получения диплома
Выпускникам повезло
Для начала немного грустной статистики: от тридцати до пятидесяти процентов выпускников российских вузов сейчас не работают по специальности. Когда речь идет о бюджетниках, это означает, что государственные деньги на их обучение просто выкинули на ветер. И это при том, что в некоторых сферах экономики дефицит кадров до шестидесяти процентов.
- Пять лет работаю сенатором, и когда общаюсь с ректорами вузов, вижу такую ситуацию. Государство дает заказ, обучаем студентов по всем направлениям, а на выходе получаем следующий итог: очень мало молодых специалистов после окончания института приходит в профессию, - подтверждает член Комиссии ПС по культуре, науке и образованию Наталья Косихина. - Иногда в кафе, когда меня обслуживает очень грамотно говорящий официант, сразу задаю вопрос: «А какое у вас образование?» Оказывается, высшее, педагогическое. Да, очень важно, чтобы нас и тут обслуживали квалифицированные кадры. Но это не должен быть человек, который пять лет учился на педагога.
Исправить ситуацию должен новый закон о целевом обучении, который заработает с 1 мая 2024 года. Нынешних одиннадцатиклассников он уже коснется. Целевое обучение, когда абитуриент заключает договор с работодателем, по которому тот гарантирует студенту трудоустройство, платит стипендию или поощряет его как-то иначе, а учащийся осваивает нужную заказчику программу, существует и сейчас. Только система, по мнению экспертов, была хаотичной. Абитуриент и его родители сами искали работодателя: по сайтам ведомств, обзванивали предприятия или расспрашивали нынешних студентов-целевиков. Что-то наподобие единого сервиса есть у Федерального кадрового центра ОПК, но сайт полностью посвящен оборонно-промышленному комплексу, поэтому гуманитариям, спортсменам и художникам там делать нечего.
Это с одной стороны. А с другой, заключить договор, по сути, мог любой желающий, независимо от его умений, навыков, способностей и успеваемости. Он мог легко попасть на места в пределах целевой квоты просто потому, что ее не заполнили на сто процентов, а проходной балл был значительно ниже, чем по общему конкурсу.
Бесплатно и за деньги
Сейчас же, как заявил Председатель ПС Вячеслав Володин, закон позволит сформировать прозрачную процедуру целевого обучения. Главное, он создает единую платформу для заказчиков и абитуриентов. Предложения от работодателей будут формировать на сайте «Работа в России», там же сразу можно увидеть перечень требований к кандидатам.
- Например, он должен быть выпускником профильного класса, победителем или призером конкурсов, проводимых заказчиком целевого обучения. Это уже такая точная, индивидуальная работа, - объясняет министр науки и высшего образования России Валерий Фальков.
Предполагается, что информация с новой платформы будет доступна всем, и любой абитуриент, подходящий под критерии заказчика, сможет подать электронную заявку через портал Госуслуг одновременно с заявлением о приеме в институт. Вот только заключать договор он будет уже после зачисления. По новым правилам абитуриент сможет подписать только одно соглашение с одним заказчиком и для одного вуза.
- Закон очень важен и нужен. Эту модель обучения нужно было разработать раньше, - считает Наталья Косихина. - Когда спрашиваю школьников или их классных руководителей: «А вы часто ходите по организациям?» - дети не могут назвать свои градообразующие предприятия. Поэтому нужно, чтобы школьники посещали их, своими глазами видели масштаб современного оборудования, эту мощь. Важно, чтобы дети уже в профильных классах проходили там практику, пусть она будет всего несколько дней, чтобы ребята работали в коллективе.
Учиться по целевому договору можно будет и бесплатно, и за деньги. Если это предусмотрено договором, то работодатель может оплачивать обучение и на платном отделении вуза. При этом поступление на бюджет предполагается как в общем, так и в льготном порядке, по целевой квоте, - в зависимости от выбора заказчика. По окончании учебы в институте молодой специалист должен будет отработать на выбранном предприятии не меньше трех и не больше пяти лет в соответствии с полученной квалификацией. Все это тоже должны прописать в договоре.
- Это же так удобно. Любой выпускник заходит на платформу и видит, например, что «Курскэнерго» выставил вакансию инженера. И он выбирает себе профессию. И уже не просто будет учиться, но и знать, где продолжит работать. Кадры пойдут в экономику, и вузы не будут вхолостую выпускать людей, - убеждена член Комиссии ПС по культуре, науке и образованию Ольга Германова.
Никакой принудиловки
Расширяется по новому закону и список потенциальных работодателей. Сейчас он ограничен министерствами, ведомствами и госкорпорациями. С 2024 года в перечне также появятся: резиденты особых экономических зон и ТОР (территорий опережающего развития), Арктической зоны, свободного порта Владивосток, организации, работающие в «Сколково», международном медицинском кластере, инновационных научно-технологических центрах, технополисе «Эра».
При этом, по словам автора закона, зампредседателя Госдумы Ирины Яровой, «мы не возвращаемся к принудительному распределению, которое все помнят». Да это и невозможно.
- В советской системе не было коммерческого образования. Сегодня те, кто учится на платной основе, могут заявить: «Мы заплатили деньги, государство не тратит на нас ни копейки. Почему я должен ехать по его распределению? Или другая сторона медали: человек хорошо учился в школе, сдал успешно ЕГЭ, поступил на бюджет и окончил вуз с красным дипломом. И у него тоже может возникнуть вопрос: почему он должен поехать по распределению в дальнее село? На мой взгляд, это социальная несправедливость. Если распределять, то тогда уж всех, причем по рейтингу: учился хорошо - выбираешь хорошее место, учился плохо - получаешь место похуже, - считает Ольга Германова.
Ностальгия
Квартиры плюс подъемные
В СССР выпускник был строго обязан отработать по распределению три года, и уволить его было нельзя.
В Советском Союзе обучение в вузах по целевому направлению предприятий или регионов практиковали широко. Абитуриентов зачисляли в институт вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов.
Распределение же проводили в последние месяцы обучения - специальная комиссия отправляла выпускников в разные уголки страны согласно разнарядке соответствующих ведомств или по заявкам самих предприятий. Они могли прислать и персональные заявки на студентов, которые хорошо зарекомендовали себя на практике.
В СССР выпускник был строго обязан оттрубить по распределению три года и только после этого мог поменять место работы по собственному желанию. При этом он имел статус «молодого специалиста» - его нельзя было уволить без специального разрешения министерства.
По закону такие специалисты имели право на подъемные и внеочередное получение жилья. А по приезде его обязаны были обеспечить общежитием до подхода очереди на квартиру.
Теоретически отказаться можно было, получив разрешение на свободное трудоустройство, но это не особо приветствовалось.