Белорусы Крыма сражаются на передовой, а община помогает солдатам
Председатель национально-культурной автономии считает, что Украине надо проснуться и забыть про иллюзии.
Сказочно красивый полуостров с некоторыми оговорками можно считать сейчас прифронтовой территорией. Хотя бои грохочут за сотни километров, но и сюда время от времени долетают украинские ракеты, а в Севастопольскую гавань, где базируются корабли Черноморского флота, пытаются прорываться морские беспилотники ВСУ. А киевские заправилы, захлебываясь от ненависти, продолжают потрясать кулаками в адрес полуострова.
- Украина спит и видит, как вернуть территорию обратно?
- Украине надо проснуться и забыть про иллюзии, — уверен председатель национально-культурной автономии «Белорусы Крыма» Роман Чегринец. - Он был, есть и будет русским. Российским. Это аксиома. Можно хоть завтра провести повторный референдум — результат, уверен, будет еще выше, чем в 2014-м. Максимум на что способна Украина — это пакостить, западным оружием бить на нашей территории. Причем чисто в психологических целях. С военной точки зрения эти удары бессмысленны абсолютно. Например, по штабу Черноморского флота, в котором люди не сидят по факту, работают в другом месте. Только здание историческое повредили. Напакостили.
- Крым, несмотря на прилеты, все-таки тыл. А вот на фронте ситуация действительно горячая. Как ваша организация помогает бойцам на передовой?
- Наши белорусы воюют. Даже мой кум ушел добровольцем еще в августе прошлого года и до сих пор в строю, сражается на Херсонском направлении. Многие стали добровольцами, кто-то мобилизован. И все — на передовой. Мы знаем конкретно, где каждый находится, в какой части. Точечно помогаем своим и, конечно, другим. Для нас все свои. Предприниматели участвуют не только финансово. Шьют маскировочные сети, маскхалаты, делают специальные рюкзаки, тактические аптечки. У кого какое производство. Очень много гуманитарки отправили в прошлом году на освобожденные территории. Помогали людям, когда ВСУ взорвали водохранилище. Когда из Херсона уходили.
В Крыму среди беженцев было много детей — на 1 сентября собирали для них в школу наборы. Сейчас сотрудничаем плотно с местной епархией. Мужественные батюшки ездят на передовую, мы им непременно передаем что-нибудь для бойцов. Помощь СВО — приоритетное направление для нас. Максимально все усилия, чтобы приблизить победу. Кстати, Крым — наглядный пример для освобожденных территорий.
Прежде всего для людей, которые много лет, живя там, подвергались агрессии и пропаганде киевского режима. Наши друзья из украинской общины проводят молодежный форум «Россия — это мы». Приезжают сто ребят с новых территорий. Устраиваем для них интересные экскурсии. Возим, показываем, как преобразился полуостров после воссоединения. Сколько всего сделано не только в области инфраструктуры, но именно интересного для молодежи. Для того чтобы каждый из них смог полностью реализовать свой жизненный потенциал. Так что пример актуален не только для уже состоявшихся новых территорий, но и для будущих новых территорий.
НА ДОСУГЕ
Щедрость народной души
Белорусское крымское общество создали еще при СССР, в самом начале девяностых. А в своем современном виде национально-культурная автономия появилась в 2017 году.
- Община большая и очень дружная, — рассказывает Роман Чегринец. - В активе организации свыше тысячи человек, тринадцать отделений по всему полуострову.
- И программа мероприятий, знаю, очень насыщенная.
- Например, в марте, в годовщину трагедии Хатыни, традиционно проводим «Урок памяти под открытым небом» для школьников и студентов. Здесь есть своя Хатынь — мемориал «Концлагерь «Красный» был создан на месте деревни под Симферополем, которая была полностью сожжена в годы Великой Отечественной войны. Рассказываем ребятам о трагических событиях того периода в Беларуси и в Крыму.
- А в День единения народов России и Беларуси?
- Традиционно: телемост Симферополь — Минск. Приглашаем известных общественных деятелей, политиков, просто неравнодушных людей. Обсуждаем разные темы. В этом году - о взаимодействии в сфере патриотического воспитания. Организуем песенный фестиваль в Феодосии, на который съезжаются коллективы со всего Крыма. Еще два фестиваля посвящены Максиму Богдановичу. День Независимости Беларуси отмечаем также крупным фестивалем, причем каждый год в разных местах. Чтобы шире популяризировать национальную культуру. В этом году мы, первой из автономий, провели его в «Ласточкином гнезде». Наши артисты в народных костюмах и четыре флага над замком — России, Крыма, Беларуси и знамя Победы. Было классно.
- А осенью по традиции приглашаете всех на День драника?
- Не просто приглашаем, но и угощаем. Шеф-повар дает мастер-класс, как правильно готовить кулинарный бренд РБ. И сразу проходит дегустация в веселой атмосфере под народные песни и пляски. Люди приходят целыми семьями, чтобы оценить размах и щедрость гостеприимства, которым всегда славились белорусы. Все хорошо. Но главное сейчас, подчеркиваю, наша победа. Все сделаем для нее.
ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ
Накатила четвертая волна
Первые поселения сябров появились здесь еще при Екатерине II. С тех пор до новейшего времени было три волны переселения — после Крымской войны в середине ХIХ века, после Первой мировой и революции. И - после Великой Отечественной.
- Четвертая волна случилась после воссоединения с Россией в 2014 году, — рассказывает Роман Чегринец. - Из Беларуси переехало больше девяти с половиной тысяч человек. У нас допускается двойное гражданство — получали российские паспорта, не отказываясь от белорусских. В основном едут люди, скажем так, с финансами, не самые бедные, покупают недвижимость, хотя жилье у нас недешевое.
- И сколько сейчас белорусов там?
- С цифрами ситуация любопытная. На момент воссоединения было 35 тысяч. Это данные последней украинской переписи. По российской от 2014 года получилось 22 тысячи. А последняя дала и вовсе девять. Мы не согласны. Ну не может быть такого, если за эти годы к нам переехало еще десять с половиной тысяч. Думаю, записывали, не особо спрашивая.
- Ваши данные?
- Где-то порядка 35 - 40 тысяч.
- Цифра приличная, не случайно вы предложили открыть на полуострове Консульство РБ?
- В том-то и дело. Плюс еще турпоток. До начала СВО на отдых приезжало до 150 тысяч белорусов в год. А ближайшее консульство только в Ростове-на-Дону. Летом у меня телефон разрывается от звонков: кто-то паспорт потерял, кто-то сломал руку или ногу, еще что-то случилось. Помогаем чем можем, но мы не ФМС и не консульство, опять же, чтобы решить вопрос, например, с утерянным паспортом. Дальше - перспектива развития экономической деятельности. Тема также для консульства. Здесь очень много направлений. Крым - своеобразный хаб на новые территории, где большие диаспоры, и с ними тоже надо работать.
- Когда консульство может появиться?
- Это, опять же, к вопросу — когда из Беларуси полетят самолеты и пойдут поезда? Наверное, когда СВО закончится. Или линия соприкосновения отодвинется на достаточно безопасное расстояние. Уверен, наше руководство только поддержит. Политических препон здесь не вижу. Белорусская сторона также пойдет навстречу, но должны сложиться определенные обстоятельства. Как только наступит наша победа, все решится быстро.