В Могилевской стороне...
Белорусско-российский вуз в Могилеве станет экспериментальной площадкой, позволяющей системам образования двух государств развиваться и обогащаться, используя положительный опыт друг друга.
Соглашение между правительствами двух стран об учреждении вуза было принято девять лет назад, но для того, чтобы оно воплотилось в реалии, потребовалось еще три года. Дело оказалось не таким простым, как предполагалось первоначально. И в первую очередь потому, что существовали (к сожалению, существуют и ныне) различия в законодательствах Беларуси и России о высшем образовании. К счастью, в большинстве своем их удается преодолевать. Хотя и сейчас в вузе обучение ведется по двум программам (белорусской и российской), однако специалисты сходятся во мнении, что разнятся они незначительно.
– Все эти разночтения преодолимы, – убежден проректор по учебной работе Белорусско-Российского университета Александр Качкало.
Более того, принадлежность к системам образования двух стран позволило университету расширить возможности вуза. В рамках целевой «Программы поддержки Российской Федерацией интеграционных процессов в области образования в Содружестве Независимых Государств» в университете создан Центр дистанционного обучения. С его помощью студенты заочной формы обучения теперь получают задания, выполняют контрольные работы, получают знания установочных сессий, общаясь с родным вузом посредством компьютера. А в БРУ приезжают только на экзаменационную сессию.
БРУ – уникальное учебное заведение и потому, что его бюджет складывается из двух составляющих: белорусской и российской. Каждая сторона финансирует учебный процесс пропорционально количеству своих студентов. Сейчас, скажем, в университете подготовка специалистов ведется по 17 специальностям и 25 специализациям по белорусским программам и по 6 специальностям – по российским. По белорусским образовательным стандартам на бюджетной основе обучаются 3178 человек, по российским – 553. Правда, такое разделение достаточно условно.
– В России после окончания вузов молодых специалистов не распределяют, – продолжает Александр Качкало. – А вот белорусское государство заботится о первоначальном трудоустройстве тех, кто получил специальность.
Правда, разночтения в законодательствах двух стран лишают выпускника, окончившего университет «по-российски», тех льгот, которые определены молодым специалистам белорусскими законами. Например, возникает проблема при получении банковского кредита, поскольку россиянам тут поблажек не предусмотрено. И этот нонсенс, считают в БРУ, следует устранить.
В остальном, как говорится, «от сессии до сессии живут студенты весело». Хотя эта расхожая пословица не совсем подходит для тех, кто обучается в БРУ. Нет, веселья, студенческого задора, простора для инициативы здесь, конечно же, хватает. Однако в вузе уже несколько лет действует модульно-рейтинговая система оценки знаний, которая заставляет студентов думать прежде всего об успеваемости. При наборе определенного количества баллов в семестре, на экзамене во время сессии он, скажем, гарантированно получит оценку «хорошо», а при обстоятельном ответе на вопросы экзаменатора – и «отлично». А не набрал минимума – могут и до сдачи сессии не допустить. Это делается для того, чтобы стимулировать работу студентов на протяжении всего периода учебы, а не только во время сессии. Да и ради получения крепких знаний.
Конечно, построение Союзного государства – дело непростое, требует времени. И БРУ, дитя этих развивающихся отношений, тоже в постоянном развитии и совершенствовании. И это главное.
Виктор КУБЕКО