Через тернии к звездам
В ручном режиме
Во всех СМИ в основном говорили о том, как волнуются за Юлю и Клима, я же больше волновалась за Антона, вернее за то, чтобы все было штатно. Ведь автоматика иногда отказывает. И в этом случае космонавтам приходится стыковаться в ручном режиме.
В те дни впервые в истории нашей пилотируемой космонавтики профессиональный космонавт летел один с двумя непрофессионалами. И в случае возникновения любой нештатной ситуации ему бы пришлось гораздо труднее, чем в ситуации, когда в корабле находится экипаж из космонавтов и астронавтов. Ну и, естественно, по всем законам жанра… Получите и распишитесь… Нештатка… Из-за отказа автоматики Антону пришлось стыковаться в ручном режиме. Да еще в это время не было связи с Землей. Молодец! Профессионал!
Несколько лет назад я беседовала с Салижаном Шариповым. Он рассказывал мне, что во время полета у него было достаточно много нештаток. В том числе, ему тоже пришлось стыковаться в ручном режиме, поскольку отказали двигатели на торможение: «Мне повезло, я быстро перешел на режим ручного управления. Корабль остановился в 36 метрах от станции. Если бы я оперативно не перешел на ручное управление, корабль ударил бы станцию. Корабль движется с большой скоростью, и любая ошибка может обернуться трагедией. Станция – ведь это не корабль, толщина ее обшивки от 3 до 5 мм дюралюминия, при желании ее можно пробить отверткой.»
При подготовке к полету все космонавты во время многочисленных тренировок оттачивают навык ручной стыковки. Говорят, что у бывших военных летчиков это получается лучше.
Вообще-то ручные стыковки в полете иногда случаются. К счастью, не очень часто. В ручном режиме, например, стыковался к МКС в декабре 2015 года Юрий Маленченко. А 18 марта прошлого года Олегу Артемьеву пришлось так же стыковать свой «Союз» под названием «С.П.Королев».
Рекордсменом же по ручным стыковкам, если я не ошибаюсь, является Геннадий Падалка. На его счету не только пилотируемый «Союз», но и грузовик «Прогресс».