Дорогами памяти
На раритетных фронтовых авто Европу бороздит внук погибшего солдата Ветераны немецкого города Торгау были поражены. На их улицах среди шикарных «Мерседесов», импозантных «БМВ» вдруг объявился «престарелый» грузовик «ЗИС-5» с деревянным кузовом – именно на таких машинах 65 лет назад к восточному берегу их Эльбы прибыли советские солдаты… А потом к автомашине бросились местные журналисты. Не только потому, что сошла с конвейера она еще в довоенное время. В кабине грузовика сидел Александр Сильвашко, тот самый советский лейтенант, в апреле 1945-го одним из первых обнявший американского офицера, – этот снимок обошел все газеты мира и стал символом боевого братства союзников в борьбе против фашизма. А рядом с ветераном смущенно улыбался водитель раритета Владимир Протасеня, который не только восстановил вынесший тяжести военного лихолетья и возрождения разрушенного хозяйства грузовик, но и свято бережет память о народе-победителе…
Ветераны немецкого города Торгау были поражены. На их улицах среди шикарных «Мерседесов», импозантных «БМВ» вдруг объявился «престарелый» грузовик «ЗИС-5» с деревянным кузовом – именно на таких машинах 65 лет назад к восточному берегу их Эльбы прибыли советские солдаты… А потом к автомашине бросились местные журналисты. Не только потому, что сошла с конвейера она еще в довоенное время. В кабине грузовика сидел Александр Сильвашко, тот самый советский лейтенант, в апреле 1945-го одним из первых обнявший американского офицера, – этот снимок обошел все газеты мира и стал символом боевого братства союзников в борьбе против фашизма. А рядом с ветераном смущенно улыбался водитель раритета Владимир Протасеня, который не только восстановил вынесший тяжести военного лихолетья и возрождения разрушенного хозяйства грузовик, но и свято бережет память о народе-победителе… На броневике –
в прошлое
На «Захарке», как когда-то любовно называли автомобилисты «ЗИС-5», Владимир Протасеня, приглашенный участвовать в автопробеге, посвященном 65-й годовщине встречи союзников на Эльбе, проехал по маршруту Слуцк – Брест – Польша – Германия. Побывал и во французской Нормандии, где когда-то высадились американцы. Правда, по немецким автобанам, где скорость 120-150 километров в час – явление обыденное, «ЗИС-5» перевозили на трейлере: при своих максимально возможных 60 километрах на скоростной трассе он выглядел бы инородным телом и неминуемо нарушал ритм движения…
После пробега машина осталась в Германии, с ней Владимир Адамович в апреле будет воссоздавать момент встречи союзников на Эльбе в 1945 году. Пять лет назад мастер-реставратор уже участвовал в таком событии. Была создана атмосфера, максимально приближенная к тем далеким дням: радость долгожданной встречи, Владимир Адамович в армейской форме, табак-самосад в кисетах, даже спиртное в солдатских фляжках…
Авто Владимира Протасени – это связующие звенья разных десятилетий. Знание истории, немного воображения – и вместе со старинной машиной ты уже во времени своих отцов, дедов. Вот автомобиль-амфибия, незаменимый при форсировании рек, в мире, говорят, сохранился еще только один экземпляр этой довоенной техники – в Московском политехническом музее. Неказистый «Москвич», на котором полстолетия назад разъезжал один из местных начальников. Мечта многих советских автомобилистов, одна из первых моделей «Волги»…
И несомненная гордость реставраторов – легковой броневик, выпущенный в 1943 году. Когда-то маневренный двухместный автомобиль (с пулеметом, мощным двигателем), развивавший до 80 километров в час, ощутимо помогал наступающим подразделениям. Но попала в руки реставраторов машина в таком плачевном состоянии, что пришлось искать в Москве документы, чертежи, согласно которым и выпиливали металлические листы, варили, шлифовали кузов, восстанавливали каждую эксклюзивную деталь.
– Таких автомобилей в Беларуси больше нет, около пяти экземпляров можно найти в России, а в мире их – не больше десятка, – поясняет Владимир Адамович.
Счастливый миг победы
Денис учится в десятом классе козловичской средней общеобразовательной школы, а Марк – в одной из минских школ. Ребята прекрасно понимают: возрождая автостарину, они не только прикасаются руками к истории, но и восстанавливают, хранят ее.
Слуцкий районный центр автомобильной культуры и технического творчества детей и молодежи «Автомир» – единственный в Беларуси. Находится он в деревне Козловичи, что в трех километрах от древнего города. Там живет и трудится страстный поклонник, знаток радиотехники, автомобилей, мотоциклов, неравнодушный к исторической памяти Владимир Протасеня.
Его верности родной земле и своему делу можно только позавидовать. В Козловичах родился, окончил школу, создал небольшой бизнес – ремонт автомобилей. Как-то попался в руки остов старой машины. Для кого-то – ржавая рухлядь, а для Владимира Адамовича – раритет. Попотел, нагнал не один мозоль, но восстановил. Словно приоткрыл занавеску в прошлое. Деньги, заработанные на ремонте современных автомобилей, стал пускать на восстановление старых.
Окончившего индустриально-педагогический техникум, Институт управления и экономики Владимира Протасеню не раз приглашали в город на высокооплачиваемые должности. А он остается в родной деревне руководителем центра: расширяет политехнический кругозор местных и приезжих ребят, пробуждает их интерес к технике, конструированию, воспитывает любовь к истории.
Кульминация кропотливой, порой грязной работы – когда они в военной форме, добытой также Владимиром Адамовичем, в отреставрированной машине при реконструкции боевых эпизодов временно становятся на место своих дедов-победителей. Это поистине счастливый миг победы.
Политехнический музей в деревне? Вполне
Увлечение стариной у самого Владимира Протасени началось с обычного патефона. Его дедушка Никифор Фадеевич прошел сотни фронтовых километров и погиб в освобожденной Европе за два месяца до победы. Пластинку с любимой песней дедушки, память о котором Владимир свято чтит, проиграть было не на чем. Нашел у кого-то сломанный патефон. Отремонтировал. Комната наполнилась старинной душевной мелодией. Владимиру казалось, что с чувством благодарности слушает ее и всеми любимый Никифор Фадеевич. Если не он, то его душа…
Сегодня в коллекции Владимира Адамовича – пять патефонов, тысяча пластинок к ним. Есть тарелка-репродуктор, с которого когда-то люди жадно ловили сводки Совинформбюро. Эти раритеты, несомненно, стали бы интересной экспозицией музея старины в Козловичах... Да, несколько лет назад было принято решение Минского облисполкома о создании на базе центра «Автомир» автомобильного музея, однако для его выполнения пока что не сделано ничего.
– Мы не забыли об этом решении, но финансовый кризис не позволяет изыскать необходимые средства, – комментирует ситуацию заместитель председателя Слуцкого райисполкома Петр Довгучиц. – Как только появятся деньги, непременно займемся созданием музея.
– Мы хоть завтра можем выставить полтора десятка восстановленных старых автомобилей, но сделать это негде, – делится мыслями Владимир Адамович. – Как ни печально, но в Беларуси, производящей уникальные «БелАЗы», мощные «МАЗы», неприхотливые мотоциклы, нет музея автомобильной техники. А ведь это не только историческая память. Это – и престиж страны, и валюта…
Практичные немцы не раз предлагали за восстановленную военную технику хорошие деньги. Владимир Адамович такие предложения категорически отвергает. Он считает, что возрожденная техника должна остаться на Слуцкой земле и стать достоянием всей страны.
– Во время высадки американских войск в Нормандии один десантник зацепился стропами парашюта за купол святого храма. Беспомощно повис. Этот эпизод благодарные потомки восстановили, и теперь множество туристов созерцают манекен десантника с парашютом на куполе костела. Почему же мы иногда так равнодушно относимся к своей истории?
Высказав профессиональный взгляд на проблему, Владимир Адамович закатывает рукава. И начинает воссоздавать очередную деталь старинного автомобиля, частичку нашей истории.
Владимир БЫЧЕНЯ