Сармат — мохнатое оружие
В Республике Коми открыли памятник овчарке, которая героически погибла в зоне проведения спецоперации
Храбрая «дурная голова»
Кинолог от Бога – так называют уроженца Осетии Андрея Мухина, который 24 года работал в патрульно-постовой службе УВД Сыктывкара. Воспитал, например, легендарного пса Грома – в музее министерства висит портрет собаки. Учувствовал в обоих чеченских компаниях. Стоял на блокпостах вместе с питомцами, преграждая путь врагу.В 2011 году Андрей Мухин по выслуге лет вышел на пенсию. Сармат был его пятой собакой. А попал к нему случайно – Андрей приехал в гости в Кировскую область, где не так давно разрешилась от бремени местная овчарка. Щенок необычного серого цвета вдруг подошел к нему и положил голову на колени. А ведь до этого всех облаивал!
— В переводе с арабского «сармат» — это ветер, с осетинского - «дурная голова», — рассказывал кинолог. – И сразу казалось, угадал с кличкой. Молодой был дурной. Мы жили в Поселке первомайском на даче, и он постоянно убегал к местной сельской школе, звать его было бесполезно. Очень любил детей.
Но в зоне СВО выражение «дурная голова» раскрылась с новой стороны.
— До безумия храбрый, до безумия отважный, — пояснил Мухин.
Приказали пристрелить пса
Служба Сармата началась со скандала. Когда Андрей и его верный пес прибыли на Кадамовский полигон, местный начальник, увидев собаку, приказал вывести ее за забор и пристрелить. Мухину кровь бросилась в голову, он, конечно, отказался в резкой форме. В результате с полигона его выставили. Он смог возвратиться, лишь когда вмешался военкомат, Северный флот и руководство из Москвы.Большинство собак боится взрывов, но Сармат на удивление бесстрашен.
В первом бою, когда начался обстрел из минометов, он даже пытался играть с ним.
— Не балуйся! – строго сказал ему Андрей, отвернулся и открыл огонь. Позже, посмотрев на пса, он увидел, что тот спокойно лежит, лишь с удивлением смотрит на него.
— Ни один корректировщик, ни один разведчик к нам близко подойти не могли – Сармат их чуял за версту, — вспоминает боец. — Стоило ему подать сигнал, мы сразу открывали огонь. У нас не было ни одного погибшего.
Пес находил мины на дороге, хотя этому его никто не обучал. За обнаружение заминированного участка ефрейтор Мухин был награжден медалью ордена «За Заслуги перед Отечеством» II степени».
— Эта наша общая с Сарматом медаль, — всем и всегда говорит Андрей.
Двенадцать залпов
Сармат чувствовал, когда на позиции летят снаряды и бежал в укрытие, увлекая с собой людей. А когда во время обстрела он сидел спокойно у костра, все знали – снаряды запущены в другую сторону. Иногда бойцы могли себе позволить роскошь подремать во время дежурства, знали – собака не подведет! Пес мог дрыхнуть, когда мыши воруют у него из миски еду, но едва хрустнула ветка – навострял уши. Сармат стал символом своего добровольческого отряда «Барс».Боевой пес не дожил до окончания своей командировки три дня, а до своего двухлетия — месяц. Подорвался на растяжке с гранатой, тем самым еще раз спас жизнь людям, которые могли погибнуть вместо него.
Похоронили собаку в 30 километрах от Изюма, завернув в плащ-палатку. Над могилой дали двенадцать залпов. Взрослые обстрелянные мужики не смогли сдержать слез. Теперь вот у Сармата появился памятник.
— Мы не ставили задачей сильное внешнее сходство, — говорит Андрей Мухин. – В зоне СВО много собак спасают жизни. Это памятник всем фронтовым псам в лице Сармата.
Взгляд со стороны
Гражданка Германии ведет интернет-блог с передовой
— Мы находимся в подразделении «Пятнашка». Скажите пожалуйста, вы уже видели танк «Леопард»?— Нет, но очень ждем.
— Мы тоже очень ждем.
И собеседники начинают смеяться. В чем же дело? Просто с российским бойцом в зоне СВО разговаривает молодая немецкая журналистка Анна Липп. И хотя «Леопарды», как известно, производятся в Германии, удачи этим машинам «землячка» явно не желает.
Девушка родилась в ФРГ – у нее русский папа и немецкая мама. Студента из Германии в горбачевские времена приехала с делегацией на дружескую встречу в питерский Университет. Там она и познакомилась с будущим папой Ани.
Но хотя в родном фатерлянде Аня росла с детства, она всегда ощущала некую отчужденность окружающих. Ее считали не вполне своей. В какой-то момент она решилась переехать на историческую родину своего отца. Сначала пожила в Санкт-Петербурге, где выучила русский язык. А потом, к изумлению многих, перебралась в Донбасс. И начала писать статьи на немецком языке о происходящем здесь, снимать ролики, чтобы жители ее родины знали правду.
— Оказалось, что в России гораздо больше свободы, чем в Германии, — теперь говорит Анна.Украли деньги со счета
— У меня арестовали счет в Германии, у моего отца тоже, — рассказывает журналистка. - Они просто украли мои 1600 евро. Нет другой такой страны в Европе, где бы запрещали столько интернет-роликов, сажали в психушки или тюрьмы несогласных с правительством. Мне уже сообщили, что прокуратура завела уголовное дело. Мне грозит два года тюрьмы или огромный штраф. Причем сообщили, что не нуждаются в моих показаниях. Хотят меня просто посадить и все.
Липп работала много где – в Мариуполе, под Запорожьем и Херсоном, на передовой в Авдеевке. Ее репортажи, переведенные на немецкий язык, это маленький, но живительный ручеек правды в западном инфополе.
— Я стала получать письма, в которых люди удивляются – неужели так обстоят дела? Неужели на Украине есть фашисты?
Благодаря и ее усилиям тоже русофобия в Германии очень медленно, но отступает. Проходят демонстрации в поддержку Москвы, простые немцы начинают понимать, что санкции вредят больше их стране, чем России.
— Когда там летом объявили, что будут давать воду два раза в день из-за экономии электроэнергии, это был шок, - рассказывала Аня. – Ладно, у нас в Донецке, мы к этому привыкли. Но для Германии – это катастрофа.
Липп верит, что придет день и русские с немцами будут дружить, потому что это отвечает здравому смыслу.
— Сделаю для этого все, что смогу, — обещает она.
Умельцы в окопах
Бойцы СВО делают сувениры для крымских волонтеров
И на линии огня можно найти место творчеству. Тем более, что бойцы должны быть умельцами на все руки – технику чинить, дроном управлять, стоить бани, возводить окопы. А когда свободное время, можно и сделать своими руками что-нибудь эдакое. О хобби некоторых участников СВО рассказала журналистам учредитель благотворительного фонда «Добро мира — волонтеры Крыма» Валерия Петрусевич.
По ее словам, всякий раз, когда она приезжает на полигон, видит бойцов, которые охотятся за гильзами разных калибров. Из них делают рюмки, нарды, вазы для цветов, подстаканники, брелки, ручки и многое другое. Огромную вазу из танковой гильзы Валерии преподнесли артиллеристы с передовой в день рождения. А штурмовики с Запорожского направления – серьги из трассирующих пуль.
— Трассирующие пули калибра 5,45, — рассказала польщенная Валерия. – Выточенные вручную и тщательно доработанные. Такой подарок от защитников родины дорогого стоит.