Киевская Бела-Русь
Всеукраинский союз белорусов (ВСБ) почти десять лет содействует сохранению и дальнейшему развитию национальной, культурной, языковой, религиозной самобытности белорусской общины Украины. О сегодняшнем положении белорусов в этой стране рассказывает председатель ВСБ Ирина ОржеховскаЯ.
– Мой муж военный, в 1973 году его направили служить в Киев, я в то время уже работала в Минске по партийной линии, поэтому, перебравшись на Украину, продолжила заниматься профсоюзной работой. А вообще я учительница по образованию.
– Когда впервые к вам пришла идея объединить белорусов?
– В 90-х на Украине уже действовали различные диаспоры, например польская, еврейская и другие. А про белорусскую – ничего не было слышно. Когда я начала заниматься этим вопросом, то оказалось, что белорусы на Украине никак не объединены. Тогда я пришла в белорусское посольство, рассказала об этой проблеме, меня внимательно выслушали, и на этом вроде разговор закончился. Однако через полторы недели меня вдруг вызывают в представительство. Там первый секретарь посольства Владимир Бокач вместе со своими коллегами рассказал, что у них родилась идея создать городскую организацию «Беларусь». Так мы и появились, на первом этапе объединились 120 белорусов. Это был 1995 год.
– Дальше встал вопрос: как объединить белорусов по всей Украине?
– Совершенно верно. Мы стали звонить в другие регионы, рассылать копии уставов, так появились городские организации в Чернигове, Житомире, Луганске. К марту 1998 года уже собралось необходимое количество организаций, которое давало нам юридическую возможность создать Всеукраинский союз белорусов. Надо было созывать съезд. Мы нашли одно совместное белорусско-украинское предприятие, которое помогло с деньгами. Всеукраинский союз белорусов (ВСБ) создан в мае 2000 года на I съезде в Киеве. Зарегистрирован Министерством юстиции Украины 1 сентября 2003 года.
– Сколько белорусов проживает на Украине?
– Среди национальных меньшинств, проживающих на Украине, белорусы занимают второе место по численности и одно из первых – по статусу (высокие позиции в социальной структуре, экономике, политике и культуре украинского общества). Когда провели перепись в 2001 году, то подсчет показал, что белорусов на Украине проживает 276 тысяч человек. Но тогда меня эта цифра напугала. Ведь до переписи нас насчитывалось около 500 тысяч. Куда же могли исчезнуть мои земляки? Я сразу же побежала в Институт социологии Национальной академии наук Украины, который возглавляет наш земляк Валерий Ворона. Он мне говорит: Ирина Александровна, не волнуйтесь, белорусы все на месте, просто при переписи детей от смешанных браков записали в титульную нацию, так что считайте – нас около 500 тысяч.
– Какое отношение к белорусам на Украине?
– Очень хорошее. Опять же согласно данным Института социологии, белорусская нация на Украине отличается трудолюбием, скромностью, неконфликтностью и толерантностью. Вот такая общая характеристика. Кроме того, несколько лет назад был опрос граждан Украины о проживающих белорусах. Только один процент видит в этом негатив, одна треть ответили, что готовы иметь в семье белорусов, две трети хотели видеть белорусов среди своих друзей или коллег по работе.
– В каких регионах проживает больше всего белорусов?
– Самые крепкие наши организации – в восточных и юго-восточных регионах Украины, например в Донецкой области проживает 44,5 тысячи белорусов. Они приехали туда после войны поднимать промышленность. Вторая крупная организация – в Днепропетровской области – около тридцати тысяч белорусов. Почти такое же количество проживает в Крыму, где действует 21 первичная организация. Интересно, что в 50-60-х годах уровень рождаемости у белорусов Украины был более высоким, нежели в других этнических группах.
– Налаживаете ли вы контакты с белорусскими регионами?
– Мы пытаемся налаживать побратимские связи. Однако иногда этому мешает нехватка средств или политическая обстановка. По этим причинам, например, сорвалась поездка делегации из Слуцка в Севастополь. А вообще работа идет. Продолжаются связи Мяделя с Черниговым, Одесса задружилась с Брестской областью.
– Находят ли через вашу организацию контакты предприниматели Украины и Беларуси?
– Мы – некоммерческая организация. Я занимаюсь другими вопросами, но слышала, что такие контакты есть. Скажу про другой факт: сегодня белорусские товары котируются на Украине, а нерадивые предприниматели этим пользуются. Вот недавно прохожу мимо метро, стоит хлопец, обернулся белорусским флагом, я сразу же к нему, думала – земляк, а он просто раздает рекламные листовки о том, что в клубе «Большевик» проходит выставка-продажа белорусских товаров. Я пошла туда, а там белорусскими товарами и не пахнет. Ярлыки затерты, непонятно, что где сделано.
– Какие основные проблемы вашей организации?
– У нас две проблемы – безденежье и ассимиляция. Начну с первой. Дело в том, что статья 16 закона «О национальных меньшинствах в Украине» гласит, что финансирование развития культуры национальных меньшинств идет за счет государства. Но денег выделяется крайне мало.
Мне стало интересно, как решают денежные проблемы украинцы, проживающие в Беларуси, потому что по количественному составу наши диаспоры практически одинаковы. Я запросила Министерство культуры Беларуси по этой проблеме и пришла к выводу, что Беларусь очень хорошо обеспечивает жизнедеятельность не только украинцев, но и других национальных меньшинств. Так, например, ни одна заявка украинцев не оставлена в Беларуси без внимания, без денег.
У украинцев в Беларуси есть даже платные руководители кружков художественной самодеятельности, мы себе пока такого позволить не можем. В связи с этим я поставила вопрос о заключении межправительственных договоров о создании смешанной украинско-белорусской комиссии, которая будет рассматривать наши предложения и выделять средства. С 2003 года идет эта работа. Я встретилась с советником президента Беларуси, у меня запросили информацию, и подписание договора было назначено на 28 октября 2004 года. Но в это время как раз проходил первый тур президентской гонки на Украине, никому уже не было до нас дела. Однако мы продолжаем работу и надеемся, что вопрос все-таки будет решен.
Ведь из-за недостатка средств мы не можем выполнить наши уставные положения.
Что касается второй проблемы, то замечу, что белорусские и украинские языки очень близки по словарному запасу. Я, к примеру, взяла украинско-белорусский словарь и сделала выборку. Оказалось, что на каждой странице 45 процентов слов практически схожи, различие лишь в написании и произношении. Однако когда провели соцопрос в 2001 году, то около 30 процентов белорусов на востоке назвали своим родным языком русский, на западе – украинский, поэтому мы сейчас стараемся привлекать белорусов к родному языку. Только подумайте, разве можно возродить белорусскую культуру без родного языка, разве можно читать «вершы» Янки Купалы на грузинском или проводить вечорки на другом языке. В прошлом году мы провели «круглый стол» «Белорусский язык – фундаментальная основа белорусской культуры», и теперь 70 процентов мероприятий наши организации проводят на родном языке.
– Каковы дальнейшие перспективы развития вашей организации?
– Хочу создать клуб творческих работников, который будет помогать издавать белорусским авторам на Украине их произведения. Хочется проводить смотры самодеятельности и фестивали белорусских коллективов. Сегодня возрождением песенного фольклорного, народного, современного белорусского репертуара на Украине занимаются 14 коллективов художественной самодеятельности, в том числе 11 – песенных и 3 – танцевальных.
Мы собираемся развивать наш сайт, в планах рубрики – «Наша гордость», «Они защищали родину». Кроме того, есть планы по открытию воскресной школы в Донецке.
На данный момент в белорусских организациях Украины работают 6 воскресных школ: одна – во Львовской области, еще одна – в Одессе, четыре – в Крыму.
Еще я выступаю за введение белорусского языка в школах в местах компактного проживания белорусов. После чернобыльской трагедии белорусов с Припяти переселяли в Крым, поэтому там есть целые села, населенные моими замечательными земляками. Я веду переговоры с Министерством образования и науки Украины, чтобы в этих селах в школах отвести определенное количество времени на изучение белорусского языка. И это не моя прихоть. Опросы моих земляков на Украине показывают, что 30 процентов из них считают, что их дети и потомки обязательно должны знать белорусский язык.
Беседовал
Дмитрий НЕРАТОВ