Больше чем диаспора
«…Русские, проживающие здесь, наряду с белорусами представляют часть государствообразующей нации» Так считает посол России в Беларуси Александр Суриков. Эту мысль он высказал во вступительном слове к недавно изданной капитальной монографии «Русские в Беларуси». Книга увидела свет в Минске. Это первая попытка составить летопись русского присутствия в братской, дружественной, но сегодня все же другой суверенной стране.
Так считает посол России в Беларуси Александр Суриков. Эту мысль он высказал во вступительном слове к недавно изданной капитальной монографии «Русские в Беларуси». Книга увидела свет в Минске. Это первая попытка составить летопись русского присутствия в братской, дружественной, но сегодня все же другой суверенной стране. Каждый четвертый
Казалось бы, словосочетание «белорусские русские» – вроде как масло масляное. Между тем ученые предлагают относиться к теме серьезно. Тем более что русские в Беларуси были и есть, так сказать, трех видов. Одни – посещавшие и пребывавшие некоторое время в стране, как в свое время поэт Блок, царь Николай II, художник Репин, полководцы Суворов и Жуков, писатель Константин Симонов. Другие до сих пор живут на Подвинье и на Гомельщине – это староверы, бежавшие в веротерпимую Беларусь из ортодоксальной России XVII-XVIII веков. Третья группа – приехавшие в Беларусь в советское время и во многом «сделавшие» современную белорусскую культуру, науку, промышленность. Причем люди культуры проявили себя не как русификаторы, а как ценители исконных белорусских традиций и их популяризаторы. Можно вспомнить, например, основателя национальной композиторской школы Н.И. Аладова, основоположника кинематографа В.В. Корш-Саблина, скульптора А.О. Бембеля, актеров театра и кино – отца и сына Н.Н. Еременко, Р.И. Янковского, В.В. Гостюхина, архитектора Ю.М. Градова, балетмейстера В.Н. Елизарьева и, конечно же, незабвенного Владимира Мулявина, основателя легендарных «Песняров».
А вот что говорят сухие цифры статистики. Если в 1897 году в белорусских губерниях Российской империи насчитывалось около 492 тысяч великорусов, то нынче таковых на той же территории 1 миллион 142 тысячи – почти в три раза больше. Каждый четвертый минчанин – русский по происхождению. Характерно и другое. Если из иных республик бывшего СССР русские уезжали и уезжают до сих пор, то в Беларусь приезжают – только за 1990- 1999 годы прибыли в страну 225 335 человек, причем шесть из десяти – из самой России. Правда, и уезжали тоже, однако иммигрантов почти в полтора раза больше, чем эмигрантов.
Русский язык наряду с белорусским в Беларуси – государственный. Преобладание русского языка во всех сферах жизни страны – реальность наших дней. На начало 2008/2009 учебного года в 1535 общеобразовательных учреждениях Беларуси преподавание велось на русском языке – это 41,8% школ. А из общей численности учеников восемь из десяти обучаются по-русски. Вместе с тем многие жители страны, называющие себя русскими, своим родным языком признают белорусский.
Беды и победы
– У нас общие беды и победы, праздники и дни скорби. Поэтому идея о создании Союза России и Беларуси рождена вовсе не политиками, а самой жизнью, – подводит к мысли о неразлучности двух народов Анатолий Андреев, составитель книги «Русские в Беларуси».
Роднит наши народы в первую очередь общая духовная культура. И довольно символично, что Белорусскую православную церковь возглавляет русский человек – митрополит Филарет (Вахромеев). Владыка глубоко познал сущность «врученного» ему церковью народа. И вот он, русский взгляд священника на Беларусь изнутри – братский, сердечный: «Белорусы научились не только жить и выживать в условиях периодических вражеских нашествий, но и воевать, оставаясь цитаделью сопротивления во всех военных конфликтах между западноевропейской и восточнославянской цивилизациями. Шведские, французские, немецкие нашествия на Русь в течение веков буквально опустошали белорусские земли, лежащие на их пути. Но все восстанавливалось, и народ продолжал жить на земле своих отцов. Такая воистину огненная судьба заслуживает глубокого уважения и восхищения той огромной жизненной силой, которой обладает народ Белой Руси».
Гомельские вельможи
Особенно заметно присутствие русских в восточных областях Беларуси, что и понятно: пограничье. Взаимовлияния привели со временем и к переменам в жизни белорусов и русских на общих территориях. Во времена Российской империи древний провинциальный Гомель – ныне крупный административный и промышленный центр. А символ единства народов в нем – дворец на берегу Сожа, выстроенный в стиле резиденций петербургских и московских вельмож. Здесь обосновались русские графы Румянцевы, а затем Паскевичи. Им и обязан Гомель своей прежней славой. Дворец, между прочим, уцелел до сих пор.
Николай Румянцев в начале XIX века поощрял труды Ивана Григоровича, составившего благодаря опеке милостивейшего графа «Белорусский архив древних грамот» – сборник старинных документов, один из первых по истории Беларуси. Кроме того, Румянцев приглашал в свои владения западноевропейских экономистов для внедрения современных методов хозяйствования.
Основу нынешнего музея, расположенного в гомельском дворце, заложил князь Федор Паскевич. А продолжила благое начинание Ирина Паскевич, урожденная Воронцова-Дашкова, по матери Нарышкина. Княгиня Ирина вышла замуж за Федора Паскевича, но пережила его. А когда пришла советская власть, сумела убедить новых «хозяев жизни» национализировать гомельские владения без разграбления. В память о княгине одна из улиц Гомеля названа Ирининской.
Написанное останется
Федор Достоевский не родился и не бывал в Беларуси. Но классик литературы – пожалуй, самый знаменитый русский, чья родословная уходит корнями в белорусскую землю. До сих пор на Полесье есть деревня Достоево, жители которой гордятся земляческими отношениями с великим писателем. Однако, как свидетельствуют архивные документы, опубликованные Д.Л. Башкировым, предки писателя были связаны и с соседними украинскими Волынью, Галицией. Поэтому литературный гений, очевидно, должен считаться сыном всего восточного славянства.
Впрочем, и в русскоязычной литературе Беларуси ХХ века есть имена довольно известные в Союзном государстве. Сам Борис Пастернак когда-то отметил гений Вениамина Блаженного (Айзенштадта), ныне покойного поэта. Из современников один из наиболее читаемых во всем бывшем Советском Союзе – председатель Союза писателей Беларуси Николай Чергинец. На сценах театров многих стран идут пьесы Елены Поповой. Творят в неповторимой манере поэты Анатолий Аврутин, Валентина Поликанина, прозаик Анатолий Андреев.
«Русь», «Чишма», «Шупашкар»
Несмотря на то что русские не испытывают в Беларуси культурного и информационного голода, не чувствуют себя здесь «чужими» и «другими», в стране работает несколько русских национальных организаций, объединенных под крылом Координационного совета руководителей белорусских общественных объединений российских соотечественников. Совет работает при посольстве России. Сюда входят также татаро-башкирское общество «Чишма» и чувашское объединение «Шупашкар», Белорусский союз блокадников Ленинграда. Старейшая в стране собственно русская национальная организация – Минское общество русской культуры «Русь» существует с 1992 года.
Русская и белорусская история начинались в одно и то же время. Летописи двух народов продолжают наполняться общим содержанием по сей день. Как отметил в предисловии к исследованию «Русские в Беларуси» Сергей Лавров, министр иностранных дел Российской Федерации, председатель Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом, «несмотря на различия, всех нас объединяет любовь к Отечеству, чувства сопричастности к великой русской культуре».
Виктор КОРБУТ