Дети-Икс
В этом году более 7 000 белорусских школьников начали изучать основы современной инженерии: робототехнику, схемотехнику, микроэлектронику и программирование. Это стало возможно благодаря классам, которые поставила в школы страны российская компания «РОББО»
В начале учебного года в Беларуси в каждой из школ открылись инженерные классы. Всего их пока 150, однако подобными технологичными «точками притяжения» оснащено минимум одно учебное заведение в каждом городе страны – от провинции до столицы.
Занятия там чем-то похожи на уроки информатики, которые были у многих в школьной программе. Но в классах «РОББО» дети учатся работе с 3D-принтерами, собирают и программируют роботов, постигают азы микроэлектроники и схемотехники. И все это на новейшем оборудовании.
– В процессе занятий дети не просто получают базовые инженерные знания, но и учатся использовать их на практике, – объясняет идею «РОББО классов» представитель компании в Беларуси Сергей Балбуцкий. – Они знакомятся и примеряют на себя профессии будущего – программиста, робототехника, оператора 3D-печати, микроэлектронщика.
Результаты первого года работы таких классов уже заметен, считает Балбуцкий. Об этом говорят итоги белорусского национального отборочного этапа Международной Scratch-олимпиады по креативному программированию. Это серьезное соревнование, в котором обычно участники выдвигаются с проектами, основанными лишь на программировании. Однако в этом году в два раза выросло число детей, которые представили свои проекты с более сложным техническим и инженерным подходом.
Например, в Жодино школьники придумали проект погрузочно-разгрузочной станции. Их одноклассники – «умную теплицу», в которой можно выращивать растения без непосредственного участия человека. Температура воздуха, влажность и полив регулируются оператором удаленно.
Тем временем ребята из Гродно решили выйти за рамки Земли и придумали марсоход, который может изучать грунт с красной планеты. Победителем же Олимпиады стал проект робота-садовника, разработанный школьниками из Минска. Так дети учатся создавать собственные устройства для решения каких-то жизненных и прикладных задач, собирая знания из разных дисциплин школьной программы.
- Мы видим, как меняется мышление ребят – из пользователей технологичных решений они становятся их создателями, - отмечает Сергей Балбуцкий.
РАЗУЧИЛИСЬ ГОТОВИТЬ ИНЖЕНЕРОВ
Российские «РОББО клубы» известны не только в Беларуси, но и по всему миру. По мнению Сергея Балбуцкого, все дело в том, что даже в технологически развитых странах, таких как Япония, разучились готовить инженеров. Проблема кроется в разрыве между настоящей прикладной робототехникой и детской образовательной. США и другие страны Запада привыкли «выкачивать» уже готовые кадры, однако далеко на этом не «уедешь».
Некогда продвинутые страны уже потеряли целое поколение и вполне возможно, что скоро просто некому будет развивать новые технологии и поддерживать привычный сегодня темп экономического развития, считают в белорусском филиале «РОББО». И тут особую роль играют образовательные стартапы, которые могут в короткие сроки дать будущим специалистам необходимые знания.
«РОББО классы» хорошо себя зарекомендовали в первый год работы, поэтому в стране в ближайшее время планируют открыть «РОББО Академии». Там будут учиться дети старшего школьного возраста. Кроме технических дисциплин там будут давать знания, которые пригодятся для открытия собственного бизнеса в будущем. Например, финансовую грамотность, психологию и экономику.
– В итоге, можно сказать, что мы со школьной скамьи начинаем готовить инженеров-инноваторов. Это люди, которые изучили фундаментальные науки. Например, физику, математику, биологию, химию и так далее, – рассказывает Сергей Балбуцкий. – Они умеют работать в команде, имеют навыки в программировании, электронике и могут ставить перед собой инженерные задачи, могут создавать финансовую модель и справляться со стрессом.
НЕ В ШИРЬ, НО В ГЛУБЬ
Сегодня в Беларуси активно работают не только инженерные классы «РОББО», но и курсы для педагогов школ. Они организованы на базе институтов развития образования во всех регионах страны.
– Институты всех областей регулярно проводили семинары и мастер-классы для педагогов тех школ, в которые министерством образования было поставлено оборудование, - объясняет Сергей Балбуцкий. – Многие из учителей повышали квалификацию очно в ведущем педагогическом вузе страны – БГПУ имени Максима Танка. Этому учебному заведению наша компания также поставила лаборатории и обеспечила методическую поддержку.
Пока в Беларуси не планируют открывать новые классы «РОББО». В планах министерства образования – углубленная работа с уже существующими школами, которые оснащены российским оборудованием. Однако сейчас многие образовательные учреждения самостоятельно закупают инженерные классы.
– В стране начинает развиваться франшиза «РОББО Клуб». К этому продукту в Беларуси проявляет интерес все больше местных бизнесменов, – уверяет представитель компании. – В новом учебном году в стране появятся одиннадцать «РОББО Клубов» в дополнение к шести существующим.
КОНТЕКСТ
«РОББО» – компания из Петербурга, организованная предпринимателем Павлов Фроловым. В 2021 году организация выиграла тендер Министерства образования Беларуси на поставку оборудования для 150 современных STEM-классов. Они представляют собой небольшие лаборатории, где дети могут обучиться программированию, моделированию, робототехнике, микроэлектронике, схемотехнике и другим наукам будущего.
Российская компания знаменита не только в Беларуси, но и за рубежом. Все дело в уникальной системе обучения, которая позволяет «поднять» учеников по ступенькам. Сначала дети играют в технологии, потом изучают как они работают. Далее разбираются в том, как копировать технологии и изобретать что-то новое. Затем учатся создавать и продвигать собственные стартапы.