САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

Алексей – значит Защитник

«Где бы беда ни грянула – нам подниматься первыми...» Это о них, летчиках-испытателях, людях одной из самых героических профессий в мире. Людях, которые первыми идут на смертельный риск, чтобы спасти сотни жизней идущих за ними. То. что они делают, летчики-испытатели не считают подвигом. Считают обычной работой. И на все просьбы рассказать об этом обычно отвечают: «Еще не время. Придет оно – об этом расскажут другие». Что ж, время пришло...

«Где бы беда ни грянула – нам подниматься первыми...» Это о них, летчиках-испытателях, людях одной из самых героических профессий в мире. Людях, которые первыми идут на смертельный риск, чтобы спасти сотни жизней идущих за ними. То. что они делают, летчики-испытатели не считают подвигом. Считают обычной работой. И на все просьбы рассказать об этом обычно отвечают: «Еще не время. Придет оно – об этом расскажут другие». Что ж, время пришло... Далекий уже пятьдесят шестой год. Гудящие трибуны, гудящее небо, озаренное вспышками тысяч фотоаппаратов. Международный авиационный салон Фарнборо в Англии – едва ли не самый престижный и значимый в мировой авиации. Здесь каждый стремится удивить, поразить, сделать бизнес-задел на будущее.
Советский летчик Алексей Сергеевич Благовещенский уже был известен на берегах Туманного Альбиона. Популярность эта объяснялась тем, что годом раньше в Англии имел колоссальный успех новый советский пассажирский лайнер Ту-104, а Алексея Сергеевича, как организатора-испытателя первого перелета Ту по маршруту Москва – Лондон, представили самой королеве Великобритании. В Фарнборо советский летчик пребывал уже в почетном статусе «официального гостя Ее Величества».
И вот настал звездный час англичан: на «взлетку» аэродрома выкатили суперновинку британских ВВС – двухместный учебно-тренировочный истребитель «Хантер». Машина тогда была в одном-единственном экземпляре. «Ну как?» – горделиво-снисходительно поинтересовались хозяева у Благовещенского. «О машине судят только после полета», – спокойно ответил тот. Это был вызов. А вызов или принимают, или отклоняют. «Вам будет предоставлена такая возможность!» – сгоряча пообещали англичане и... схватились за голову, лихорадочно изыскивая способ обещание «позабыть». Но у советского летчика с памятью было все в порядке. «Так когда же?..» – напомнил «официальный гость Ее Величества». Хочешь не хочешь, а честь короны надо было спасать. Со скрипом полет разрешили. На полчаса, в которые входило и время ознакомления с самолетом. Переиначивая классика, «все смешалось в доме королевских ВВС»: кто-то нервно заламывал кисти рук («этот сумасшедший русский угробит себя и самолет, господа!..»), кто-то втихаря крутил пальцем у виска... Газета «Дэйли экспресс» потом писала: «Странная сцена – генерал сбросил пиджак, заправил брюки в ботинки и залез в кабину. Главный летчик-испытатель Билл Бетфорд в течение пяти минут через переводчика объяснял назначение приборов...»
И английский истребитель рванул по «взлетке», унося в чужое небо летчика из непостижимого для иноземцев города Бреста, где не сдаются ни люди, ни крепости...
После полета маршал авиации Честер подарил Алексею Сергеевичу высотный шлем с надписью: «Поразившему нас красному асу Благовещенскому». А Бетфорд назвал его лучшим пилотом мира. Но все это будет после, после...

В начале славных дел
18 октября 1909 года в Брест-Литовске, в семье железнодорожного машиниста Сергея Благовещенского родился мальчик, которого нарекли Алексеем. Маленький домик, паровозные гудки, непередаваемый запах железной дороги. Основательно, солидно, могуче, но... как-то приземленно...
Все это, наверное, перешло бы к Алеше «по наследству», если бы однажды отец не повез пятилетнего мальчика на окраину города, где на поле стояло неведомое крылатое чудовище. И вдруг оно затрещало, затарахтело, пыль с песком туго ударила мальчишке в глаза, а через минуту, тряхнув головой, он увидел только быстро таявшую точку в небе. Точка растаяла. Осталась мечта.
Мечта стала обретать реальные очертания много лет спустя, в Курске, где Алеша Благовещенский учился в промышленно-экономическом техникуме. Именно там, на авиационном празднике, пришло окончательное решение: «Буду только летчиком!»
Путевку в армию тогда давала комсомольская ячейка, и ребята поддержали своего лидера по учебе, футболу и гимнастике. Военно-теоретическая школа ВВС в Ленинграде. Конкурс – 10 человек на место. И все хотят в небо. Но он хотел больше всех и доказал это. И вот теперь он уже имел возможность потрогать каждую деталь самолета, изучать органы управления, рулить и даже самостоятельно выполнять пробежки.
Через год Алексея как отличника учебы направляют в Борисоглебск, во 2-ю военную школу летчиков. «Орлиный стан», как ее называли, дал путевку в небо В. Чкалову, П. Пумпуру, Е. Птухину, Н. Каманину, В. Коккинаки, И. Мазуруку и многим другим будущим асам.
И словно некий знак свыше – первый самостоятельный вылет юного летчика совпал с его днем рождения – 18 октября.
А в ноябре 1929-го – голубые петлицы младшего летчика и назначение в первую его жизни боевую часть – 15-ю Брянскую истребительную авиабригаду Белорусского военного округа. Именно здесь за четыре года Алексей Благовещенский стал настоящим военным летчиком, чья железная выдержка и филигранно точный маневр в небе уже вызывали уважение опытных пилотов.
В бригаду приезжал и герой-испытатель Валерий Павлович Чкалов с заданием персонально проверить технику пилотирования Алексея Благовещенского. Причиной приезда столь авторитетного гостя могли послужить два случая из летной практики молодого пилота. Первый произошел на Центральном аэродроме в Москве, когда при взлете у него вдруг вспыхнул мотор. В труднейших условиях Алексей спас машину. Второй – гибель на глазах начальника ВВС летчика Григорьева, не сумевшего на малой высоте уйти к верхней точке петли. Взлетев вслед за Григорьевым, Алексей стал закручивать каскады на тех же высотах.
После полета с Чкаловым молодой командир звена по-настоящему поверил в возможности новых истребителей по набору высоты в боевом развороте и выходу из-под удара.
А вскоре ему пришлось стать летчиком уже флотской авиации: четыре года в составе авиаэскадрильи Тихоокеанского флота уже капитан Благовещенский участвовал в создании воздушного заслона в Приморье против японских милитаристов. В сентябре 1937-го – первый боевой орден – Красной Звезды и перевод в подмосковную Чкаловскую, в НИИ ВВС РККА. Однако летчиком-испытателем отдела авиации Сухопутных войск Алексею пришлось побыть совсем недолго: снова позвал Дальний Восток.

Низвергающий
«королей»

Группу советских летчиков в рамках секретной операции «Зет» отправили в Восточный Китай. В июле тридцать седьмого японцы развязали «молниеносную» войну против Китая. Молниеносной она, правда, не получилась, однако ко времени прибытия в Поднебесную Алексея Благовещенского и его товарищей положение китайцев было аховое: к примеру, в небе они несли большие потери от японцев, превосходивших китайских летчиков не только качественно, но и количественно – в пять-семь раз. Уже на следующий день после прибытия в Нанчан командир эскадрильи капитан Благовещенский победил в своем первом воздушном бою, и успех этот необыкновенно воодушевил китайцев. С новым командиром, который виртуозно владел техникой, показывая при этом образцы отчаянной храбрости, летчики стали воевать все уверенней и уверенней. Очень скоро японские самураи почувствовали на собственной шкуре, что в небе начинает происходить «что-то не то».
За короткий срок, сумев создать ударную истребительную группу советских и китайских летчиков (более 120 машин), Благовещенский разгромил лучшие японские эскадрильи: «Четыре короля неба», «Кисарадзу», «Сасебо». Совершив 73 боевых вылета и приняв участие в одиннадцати воздушных боях, он лично сбил семь японских самолетов.
Особенно Алексей Сергеевич запомнил воздушный бой 29 апреля 1938 года над Ханькоу. Для японцев тот день был особенным – как-никак день рождения самого императора Хирохито. Готовился и достойный подарок – мощный бомбовый авиаудар по скоплениям китайских войск. Получив информацию о японских планах, группа Благовещенского, скрытно поменяв накануне аэродромы, нанесла удар по армаде бомбардировщиков, шедшей в сопровождении истребителей. Праздничный «подарок» – 21 сбитый самолет – на три дня погрузил Японию в траур.
Алексею Сергеевичу удалось проявить себя в Китае и на несколько неожиданном для себя поприще. Сейчас это называется мудреным словом «менеджмент». А дело было так. Китайцы колебались: какие современные самолеты закупать – западные или советские. И тогда Благовещенский предложил «показать товар лицом», устроив соревнования с летчиками, летавшими на западных машинах. При этом дать возможность взаимно изучить чужие самолеты и получить отзыв о нашей технике со стороны. Полетав на главном конкуренте – британском истребителе-биплане «Гладиатор», он отметил слабость регулировки крыльев и предложил пилоту «Гладиатора» в присутствии комиссии полетать на нашем И-16, но тот по непонятным причинам отказался.
Когда прибыла «лучший друг китайской авиации» мадам Чан Кайши, начался демонстрационный пилотаж. «Гладиатор», пилотируемый классным летчиком, показал все свои выгодные стороны, прежде всего способность держаться на больших углах атаки. Следом наш летчик Рахов блестяще выполнил каскад фигур на истребителе И-15.
И вот наступил черед Благовещенского. На максимальной скорости в бреющем полете его И-16 поставил вертикальную свечу до полной потери скорости, потом плавно подошел к земле и в вертикальной плоскости при высокой скорости продемонстрировал несколько фигур высшего пилотажа. Всего в 30 метрах от земли самолет заложил двойной вираж с перегрузкой, при которой на крыльях возникли блестящие белые струи. Затем Алексей резко погасил скорость и эффектно «притер» самолет на три точки к земле, остановив его, как послушного коня, у самой кромки поля, в считанных метрах от мадам Чан Кайши. Встав с места, она восхищенно зааплодировала.
На следующий день многие китайские газеты вышли с броскими заголовками: «Русские победили с огромным счетом!», «Перевес русских над западной техникой неодолим!»
Судьба миллионных кредитов и крупных поставок была бесповоротно решена в пользу советской техники. Китайским правительством в дальнейшем было приобретено 287 И-15-бис и 197 И-16. Британских же «Гладиаторов» Mk-1 китайцы прикупили всего... 36 штук. Как говорится, так, на всякий случай. А ведь еще и двадцати лет не прошло, как сама Советская Россия наскребала на штучные «ньюпоры» и «фарманы» последнюю валюту!..
Крайний (летчики не признают слово «последний») воздушный бой с японцами Алексей Сергеевич Благовещенский провел 3 августа 1938 года. После той схватки он «привез» 30 пробоин, 11 пуль расплющились о бронеспинку его И-16. Пробитый мотор заглох, шасси не выпускались. И только мастерство пилота позволило посадить раненую машину на «брюхо».
Через несколько дней пришел приказ о возвращении в Москву. Домой А.С. Благовещенский приехал с высшим китайским боевым орденом, а вскоре, 14 ноября 1938 года, ему присвоили звание Героя Советского Союза и вручили Золотую Звезду за №99.
После возвращения из Китая Алексей вернулся к испытательской работе, окончил курсы усовершенствования командного состава ВВС при Академии Генерального штаба. В 1939-1940 годах участвовал в советско-финской войне, командуя 54-й истребительной авиабригадой, прикрывавшей небо Ленинграда.

Вставай,
страна огромная!..

Известие о нападении фашистской Германии на Советский Союз застало Алексея Сергеевича на Дальнем Востоке, где он в то время был заместителем командующего ВВС Дальневосточного фронта. В первые же дни войны он подал рапорт о переводе в действующую армию.
О страшной трагедии тех дней написаны миллионы страниц, сняты многие километры кинопленки. Неумолимая статистика свидетельствует: в первые два дня боев ВВС приграничных округов потеряли 1200 самолетов, из них 800 – на стоянках. Казавшееся еще вчера неоспоримым превосходство «ишачков» и «чаек» на вертикалях растаяло как туман. Японские истребители выглядели несмышлеными первоклашками в сравнении с немецкими мощными, скоростными и верткими «мессерами» и «фокке-вульфами». Новых же машин, Яков, МиГов и ЛаГГов, в войска успели поставить крайне мало, да и многие из них, еще даже непокрашенные, догорали на самолетных стоянках, даже не успев подняться в небо.
Только в октябре 1942-го Ставка приняла решение о формировании 2-го истребительного авиакорпуса Резерва Главного командования, который возглавил А.С. Благовещенский. И уже через месяц, в ноябре, корпус получил боевое крещение под Великими Луками и Ржевом, прикрывая наступавшие войска Красной армии.
Затем последовали операции на главных направлениях удара: прорыв блокады Ленинграда на Волховском фронте, прикрытие наземных войск в районе Воронежа в составе Степного фронта, в Курской битве, на Орловском и Брянском направлениях. Под крыльями самолетов Благовещенского проплыл дымящийся Брянск – летная юность комкора, и вот уже винты Яков режут синеву над родной Беларусью. Направление – на Минск и Неман. Яростные схватки с врагом над Сандомирским плацдармом, растерзанная Польша, «свечки» и треск пушек и пулеметов над Одером, и вот уже на штурманских планшетах появилось желанное и ненавистное слово – «Берлин»!
Перед самым штурмом Берлина трагедия случилась не в воздухе, а на земле. При подготовке аэродрома Алексей Сергеевич и его сопровождающие подорвались на мине и были тяжело ранены. Несмотря на замену командира, корпус продолжал «благовещенскую» традицию при штурме Берлина. К знаменам, водруженным над Рейхстагом, 1 мая в 12 часов 25 минут лучшие летчики из гвардейских полков корпуса опустили два алых полотнища с надписями «Победа». Этот «победный» полет закрывал боевой счет корпуса в войне: 23 585 боевых вылетов, 1100 воздушных боев, 1308 уничтоженных самолетов противника. 30 летчиков стали Героями Советского Союза.

Лучше неба может
быть только небо

Необыкновенная воля Благовещенского, его могучий организм развеяли самые мрачные предсказания врачей. Уже в сентябре 1945 года командир 2-го авиакорпуса получил новое назначение на должность начальника Высшей офицерской школы воздушного боя в город Люберцы, где за два года помог подготовить свыше 300 пилотов экстра-класса без единого ЧП.
Однако обычная строевая служба, логичная с точки зрения карьеры военного, его не устраивала, и он вновь добивается перевода в летно-испытательный институт в подмосковном Чкаловске, знакомый ему еще с 1937 года, который и возглавляет с марта пятьдесят второго. Рекордсмен мира, военный штурман-испытатель В. Муравьев так описывает приход нового начальника: «...энергично внедрялась новая реактивная техника, в ГК НИИ ВВС проводились активные испытания вертолетов, военно-транспортных самолетов, амфибий, скоростных боевых машин и многое другое. Началась атака на звуковой барьер, и генерал-лейтенант Благовещенский стал ее непосредственным участником...» Многим запомнились эпизоды испытания мобильной стартовой установки новых истребителей МиГ-19. Среди тех, кому довелось совершить «нулевой» старт, был и Алексей Сергеевич. Восемь испытательных полетов нового лайнера Ту-104 под руководством Благовещенского помогли уже в 1955 году вывести машину на международные трассы. А потом был и уже известный читателю Фарнборо...
Военную службу А.С. Благовещенский закончил в 1960 году, выполнив 3554 полета и проведя в воздухе 2879 часов 40 минут. Буквально в тот же день Алексей Сергеевич получил приглашение от А.Н. Туполева на работу по испытаниям новых самолетов.
С Туполевым Алексей Сергеевич был знаком с 1950 года. На большинстве послевоенных туполевских самолетов, поступавших на испытания в ГК НИИ ВВС, он летал лично, подписывал как начальник института акты и рекомендации по ним. Когда его рекомендации нарушали сроки, установленные правительством, в институт приезжал сам Туполев, чтобы «задавить» своим авторитетом подчиненных Благовещенского, на что Алексей Сергеевич отвечал: «Вы создаете технику, мы ищем ее слабые стороны. Каждому – свое». Андрей Николаевич смеялся и говорил: «А кормить меня ты будешь?..»
Как и Туполев, Благовещенский всю жизнь вел творческий поиск, был готов к любым новым идеям и задачам. Чествуя в 1969 году уже своего помощника, «молодого юбиляра», Туполев трогательно сказал: «Вы стали самым родным, самым лучшим сотрудником всего нашего коллектива».
Пролетели шестидесятые, семидесятые, восьмидесятые проклюнулись... Получали путевку в небо красавцы Ту-114, Ту-124, Ту-134, Ту-154, унося с собой в поднебесье кусочек жизни и души своих создателей. Интересное совпадение: «через руки» летчика-испытателя, Героя Советского Союза за номером 99 прошло 99 самолетов различных типов и назначений. Но главное, что всю жизнь отличало А.С. Благовещенского, – это внимание к людям и стремление оказать им реальную помощь. Будь это в летной брянской юности, в раскаленном небе Китая, на фронтах Великой Отечественной или в различных конструкторских бюро и комиссиях.
Генерал-лейтенант А.Ф. Семенов: «Алексей Сергеевич Благовещенский принадлежал к числу таких командиров, которых подчиненные не только уважают, но и любят искренней сыновней любовью».
Полковник-инженер И.А. Прачик: «Доброжелательность моего начальника – не просто служебный долг, а прежде всего состояние его души».
Генерал-полковник авиации А.Г. Рытов: «Он был неистощим на выдумку и боевую сметку. Авторитет Алексея Сергеевича был непререкаем...»
Маршал авиации Е.Я.Савицкий: «Имя Героя Советского Союза генерал-лейтенанта А.С. Благовещенского хорошо известно авиаторам многих поколений. Мне лично удалось узнать А.С. Благовещенского как отважного летчика, как умелого командира и надежного боевого товарища».
В далеком двадцать седьмом году юный курсант-авиатор Алеша Благовещенский написал такие строки: «Орел поднимается в небо, сверкая могучим крылом. И мне бы хотелось, и мне бы туда – в небеса, за орлом».
Генерал-лейтенант Благовещенский не только сам стал орлом отечественной авиации, но и выпустил из-под своего крыла более пятидесяти Героев Советского Союза – фронтовиков и испытателей. А скольким он помог, защитил в воздухе и на земле, вовремя подставив свое крыло!..
Имя такое – Алексей. Алексей – значит Защитник...

Владимир НОСОВ
Фото из архива
А. БЛАГОВЕЩЕНСКОГО

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Белорусские пограничники задержали в Вороновском районе двух мужчин с беспилотниками
  2. Госдума ратифицировала соглашение с Алжиром о сотрудничестве в исследовании космоса
  3. Владимир Путин доволен развитием отношений Москвы и Астаны
  4. Александр Лукашенко прибыл с рабочим визитом в Казахстан на саммит ОДКБ
  5. В Севастополе продолжается отражение комбинированной атаки ВСУ
  6. Вячеслав Володин: Необходимо наполнить рынок профессиональными рабочими и не уповать на мигрантов
  7. Два человека погибли при ударе ВСУ тактическими ракетами в Курской области
  8. Владимир Путин проводит переговоры с Касым-Жомартом Токаевым
  9. Владимир Путин прибыл в Астану с двухдневным визитом
  10. Главная ёлка Беларуси засияет в Минске 10 декабря
  11. Итальянские наемники в рядах ВСУ пожаловались на отсутствие необходимого
  12. Economist: Потери Украины за время СВО могут составлять до 500 тысяч человек убитыми и ранеными
  13. СМИ: Не менее шести бомб было размещено на «Северных потоках»
  14. Совет Федерации одобрил закон о действии полиса ОСАГО на территории Беларуси
  15. Александр Лукашенко поучаствовал в неформальном обеде с семьей премьера Пакистана

Парламентское Собрание

Депутаты активно расчищают дорогу на пути российско-белорусского сотрудничества

История Парламентского Собрания насчитывает больше четверти века. Внушительный срок для любой международной структуры.

Политика

Вячеслав Володин - об ответе Западу: Россия себя защитит. И у нас есть, чем это сделать!

Наша страна вправе использовать свое вооружение против военных объектов тех государств, которые нас атакуют

МНЕНИЯ

Мясорубка для ВСУ - на полных оборотах!

Михаил Васильев

Потери Вооруженных сил Украины в конфликте с Россией могут достигать полумиллиона

«Орешник» предлагают вырубить

Валерий Чумаков

В российской Википедии пытаются удалить статью о новом ракетном комплексе

Хватит засорять язык!

Олег Зинченко

Почему у нас такая тяга к иностранным словам?

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также