САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

Роль Бетховена в разрушении семьи Ньютона

В наши дни много говорится и пишется о том, сколь осторожными надо быть, покупая продукты в магазинах и на рынках. Но вот отдаем ли мы себе отчет, какую духовную пищу мы поглощаем, сидя вечер за вечером у телевизора и, главное, приобщая (приучая) к ней своих детей? Понимаем ли мы, какими грядущими катастрофами (в том числе и семейными) чревата для нас наша культурно-нравственная всеядность?

В наши дни много говорится и пишется о том, сколь осторожными надо быть, покупая продукты в магазинах и на рынках. Но вот отдаем ли мы себе отчет, какую духовную пищу мы поглощаем, сидя вечер за вечером у телевизора и, главное, приобщая (приучая) к ней своих детей? Понимаем ли мы, какими грядущими катастрофами (в том числе и семейными) чревата для нас наша культурно-нравственная всеядность? Хотелось бы остановиться на таком вроде бы безобиднейшем явлении, как детская киноклассика, так называемых фильмах для семейного просмотра, которые мы не просто покупаем детям в подарок, а еще и сами смотрим неизвестно в какой раз и с новым удовольствием. Потому что на деле далеко не все они столь смешны и неопасны для здоровья, как кажутся. И подремывая над той или иной лентой, лучше не отключать мозги для отдыха, а постараться понять, какую систему ценностей данная конкретная картина пропагандирует и какие идеалы пытается внедрить в наши души.
Для такого анализа я выбрал фильм «Бетховен» по одной простой причине – именно как вещь устоявшуюся, общепризнанную, на которой выросло уже несколько поколений детей, вдобавок имевшую столь громкий успех по всему миру, что был снят ряд продолжений, кажется, по «Бетховен-5» включительно, которые все чохом крутят время от времени по телевидению. Впрочем, для понимания сути явления вполне достаточно и разбора первого фильма из цикла.
Сюжет его прост – перед нами типичная семейная драма. В обычную американскую семью (мама, папа, трое детей) заходит с улицы беспризорный щенок сенбернара. Отец пытается убедить остальных членов семейства, что щенок им, Ньютонам, не нужен (у них «есть золотые рыбки, есть муравейник»), но тщетно. Дети и мама неумолимы. Ньютоны-младшие обещают ухаживать за собакой, но, естественно, свое обещание не выполняют. Дом приходит в полуразрушенное состояние, отец после работы затирает лужи, скребет ковры, гуляет с собакой по ночам, а детишки в свободное от других игр время катаются со щенком по траве возле дома. Все воспитание животного сводится к тому, что ему дают имя Бетховен и пес, естественно, совсем отбивается от рук.
Самым массовым потребителем голливудской продукции сейчас является молодежь. А ее надо заинтересовать чем-то новым и неожиданным. Конечно, посмотрев фильм, можно решить, что основная его идея восходит к заповедям христианства: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное». Но в переложении Голливуда эта заповедь приобрела несколько иной, рискну предположить – прямо противоположный смысл: «без мозгов комфортнее».
И здесь мы возвращаемся к главному герою фильма – сенбернару Бетховену. Именно он отвечает основному требованию своих создателей – полному отсутствию так надоевшего людям искусства человеческого интеллекта, плюс к этому у него нет никакой, в общем-то, неизбежной для собаки выучки и дрессировки. Зато у него есть кое-что поважнее воспитания – интуиция.
Собственно, на этой пресловутой интуиции весь фильм и держится – потому что чем бы он был без нее? Комедией детских нравов, в конце которой выясняется неизбежность таких скучных вещей, как работа по дому, занятия в школе, дисциплинированность, необходимость не только поощрений, но и наказаний? Ведь в правдивой ленте с более-менее нормальными, не извергами родителями дети оказываются в заведомо невыгодном положении, их опыт меньше, ошибаются они в среднем чаще, ситуации воспринимают неадекватно и все сложности жизни охватить не могут даже в таких нечастых случаях, когда подобное желание у них есть.
Но такую историю продать детишкам будет непросто. Поэтому отнюдь не одним только кинематографом, но и всем массовым, ориентированным на молодежь искусством созидается еще в конце ХХ века фундаментальное открытие – о некоем младенческом празнании, которое выше этого дурацкого опыта, работы и т.д. Обладающие им дети, совершенно не напрягаясь, что называется влегкую, оказываются и умнее, и мудрее, лучше разбираются в жизни, чем их родители.
Детство – это священная дойная корова искусства, священная именно потому, что молодежь и глупее, и наивнее, и доверчивее их все-таки имеющих определенный жизненный опыт родителей. Но чушь мало провозгласить, ее надо доказать силами искусства. И тут приходится весь остальной мир перевернуть с ног на голову, чтобы самим создателям ленты остаться на ногах.
Обратите внимание: все не-Ньютоны фильма оказываются негодяями и мерзавцами, в лучшем случае просто людьми недобросовестными. Негодяи – деловые партнеры отца, и пусть сам он этого не понимает, но дети-то знают (интуитивно) и потому увлеченно хамят взрослым людям. А Бетховен, как наимудрейший в семье, идет на крайние меры и спасает недотепу-отца от нечестных компаньонов.
Но вернемся к общей системе ценностей фильма. На высшей, недостижимой для других ступени познания добра и зла находится пес, который хотя и не может в силу ряда физиологических особенностей объяснить окружающим, что такое хорошо и что такое плохо, но готов в соответствии со своими убеждениями действовать и к лучшему влиять на окружающий мир.
Следующая, промежуточная ступень от собаки к взрослому человеку – дети, которые тоже, как и пес, все понимают в этой жизни, но преображать ее не осмеливаются, то есть никого не обвязывают и не кусают, максимум, который могут себе позволить, – просто не слушаться, хамить и рыдать.
Еще ниже на древе эволюции… Кстати, обратили ли вы внимание, что, когда дело касается полного непонимания окружающего мира, я упоминаю только одну взрослую особь – отца. Тому есть вполне разумные и финансово обоснованные объяснения.
В американском телесериале «Грейс в огне» у сценариста устами актера вырвалось: «Не приведи Бог быть сейчас в Америке белым мужчиной средних лет». Потому что у всех остальных слоев американского населения есть свои агрессивно-активные представители-защитники. И шутки в их, этих слоев, адрес чреваты многомиллионными судебными исками, массовым остракизмом, прямой физической расправой. Есть такие защитники у животных. Есть у цветного населения. У молодежи. У секс-меньшинств. Наконец, есть они и у женщин.
Лишив женщину права на высшее знание, создатели картины внимательно следят за тем, чтобы все иные ее права были соблюдены. А что подразумевается под правами американской женщины? Это ее образ жизни, который она сама для себя выбрала при том обязательном условии, что обеспечивать его будут существа даже не второго, а низшего порядка – мужчины.
В нашем случае она хочет заниматься детьми. Вероятно, все-таки имеется в виду, что она что-то делает по дому, готовит, убирает, проверяет, как дети подготовили уроки и т.д., хотя в фильме этого нет (в отличие от без перерыва суетящегося после работы по хозяйству отца). А в единственном показанном конкретном деле, когда она ведает приемом гостей, этим не ограничивается, а плюет в их напитки, хочется верить, не потому, что ее заставили готовить. По крайней мере, когда она сама определяет круг своих семейных обязанностей, то звучит сие так: «Мне нравится быть дома, когда дети приходят из школы, я не хочу, чтобы их встречал чужой человек».
Изверг-муж, наплевав на святые материнские чувства, требует от нее совсем другого – чтобы она все бросила и пошла помогать ему в его бизнесе. Естественно, нежное создание сначала поддается на его уговоры и соглашается на то, чтобы за детьми присматривала няня.
Суровая штука жизнь все расставляет по местам. Няня, естественно, оказывается недобросовестной. Младшая девочка, играя с мячом возле бассейна, падает в него и чуть не тонет, и если бы не вездесущий Бетховен, который вытаскивает ее из воды… Тут уж жена не выдерживает: «Если бы я была дома вместо того, чтобы очаровывать вместе с тобой эту парочку, Эмили не упала бы в бассейн. Я не вернусь на работу. Справляйся с ней сам».
Здесь, правда, у меня закрался вопрос: а зачем детям нужна такая мать? И что она будет с ними – тремя – делать? Потому что ощущения, что детей, скажем, воспитывают, не возникает. Эмили, выбравшись из бассейна, совсем не чувствует своей вины в происшедшем, а лишь во всем обвиняет няню: «Я упала. Я чуть не погибла». А может, мать просто ходит за детьми 24 часа в сутки на расстоянии вытянутой руки, не отвлекаясь на другие дела?
Да и отца не попросишь подменить ее – и потому, что он будет это делать без материнской ласки, и потому, что он занят хоть и менее важными, но все-таки в какой-то степени необходимыми обязанностями. Как бы само собой разумеющееся в фильме есть двухэтажный особняк, в котором все живут, сад, в котором играют дети, компьютеры, на которых играют дети, машина, на которой увозят Бетховена к ветеринару.
А попробуйте-ка выньте все это из кадра, и окажется, что папа существует не только для того, чтобы было кого перевоспитывать детям и собаке. И даже предполагаемое расширение фирмы, так возмущающее окружающих, может вдруг неожиданно понадобиться подрастающей молодежи, которая захочет – каждый свою машину, деньги на учебу, дурацкую, но дорогую модную одежду, спиртное, наркотики и т.д.
Другое дело, что надо же киношникам иметь, помимо преходящих негодяев, постоянный объект для осмеяния, и тут никого лучшего, чем отец, не придумаешь. И вправду получилось смешно. Вот только вполне ли мы улавливаем за пошлыми шутками общий пафос главных культуроформирующих сил нашего времени – кино и телевидения?
Тихо и незаметно потеснив в жизни человечества литературу, они упорно внедряют в наши головы («Бетховен» здесь использован не как уникальное, а как типическое явление – включите телевизор, им несть числа) два опасных жизненных стереотипа.
Во-первых, отцы (матерей, судя по кинематографу, уже оболванили до нужной кондиции) обязаны как можно меньше работать и как можно больше времени уделять детям, дабы не наносить глубоких душевных травм подрастающей смене. В идеале они, наверное, должны перестать работать вообще, чтобы вместе с матерями быть дома, когда дети приходят из школы. Во-вторых, та семья, которая сейчас у нас существует, далека от совершенства, однако ничего лучшего пока не придумано.
Поставить во главу угла безгрешное незнание мира, стереть с лица земли всю предшествующую систему воспитания и образования, координат для неокрепших умов в мире человеческих взаимоотношений, убедить детей в том, что они умнее и прозорливее, что надо не тянуться вверх, а перевоспитывать старших!
А так ли уж нам с вами это по жизни требуется, вот в чем вопрос.

Павел НУЙКИН,
член Союза писателей
Москвы

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Алексей Оверчук и Дмитрий Мезенцев обсудили выполнение Основных направлений реализации положений Договора о создании Союзного государства
  2. Сергей Митин: Динамика приобретения техники предприятиями АПК сохраняется за счет господдержки
  3. Прорабатывается визит Лукашенко в Турцию
  4. Журналиста Олега Кашина* объявили в розыск
  5. Вячеслав Володин выразил соболезнования в связи с уходом из жизни генсека ЦК Компартии Вьетнама Нгуен Фу Чонга
  6. Умер генсек ЦК Компартии Вьетнама Нгуен Фу Чонг
  7. В Минской области стартовал трехдневный учебный сбор курсантов МЧС
  8. Путин обсудил с СБ обеспечение безопасности во время крупных мероприятий
  9. Зеленский допустил, что Украина не сможет вернуть силой утраченные территории
  10. Гершковича приговорили к 16 годам колонии
  11. Пленный сообщил, что солдаты ВСУ настроены ближе к РФ, но боятся преследования
  12. В СК предлагают сразу ставить на воинский учет при получении российского гражданства
  13. Открытие Олимпиады в Париже находится под угрозой срыва из-за забастовки
  14. Лукашенко обозначил задачи по сбору урожая в Беларуси
  15. Лукашенко: Ликвидаторы последствий урагана в Беларуси достойны госнаград

МНЕНИЯ

Во Львове убита главная укронацистка

Михаил Васильев

Фарион поплатилась за свою зоологическую ненависть ко всему русскому

Летите, соколы, летите

Павел Родионов

Новость, похожая на анекдот, пришла днях из зоны СВО.

О контроле за миграцией

Вячеслав Володин

Совершенствование миграционного законодательства имеет приоритетное значение для Государственной Думы.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также