С большим трудом
В России - рекордно низкий уровень безработицы
В мае 2023 года она составила 3,2 процента от трудоспособного населения страны. И это несмотря на экономические и политические санкции. А ведь еще в начале 2021 года безработных в России было больше шести процентов.
РУЛЯТ СОИСКАТЕЛИ
Сокращение числа предложений о работе после 24 февраля, связанное с началом спецоперации и уходом из России западных компаний, закончилось в мае. Начиная с июня у нас постепенный подъем активности работодателей, привлекающих новые кадры. В результате уже к концу октября число вакансий по сравнению с январем 2022 года выросло на четыре процента.
Подъем, который начался с осени и продолжался в начале 2023 года, эксперты объяснили тем, что компаниям нужно было оперативно заменить мобилизованных или покинувших страну сотрудников либо сформировать кадровые резервы.
Вакансий при минимальном уровне безработицы все больше. Это характерно не только для мирового рынка труда, но и для российского. Спрос на специалистов из разных сфер, особенно в сегменте «синих воротничков» и массовых профессий, продолжает расти, но соискатели не спешат откликаться на вакансии, которые не соответствуют их ожиданиям.
- Пик активности, когда кандидаты охотно размещали и обновляли резюме, пришелся на май 2020 года, - рассказала «СВ» главный эксперт по труду компании HeadHunter, руководитель направления клиентской эффективности Наталья Данина. - Тогда конкуренция среди соискателей по стране в целом выросла до 8,2 резюме на одну вакансию. Но работодательским рынок так и не стал. Начиная с октября 2022-го мы фиксируем плавное ослабление конкуренции среди соискателей за рабочие места. По итогам января 2023-го конкурс в среднем по стране и по всем профессиям составил 4,4 человека на место. Это постепенный возврат к ситуации 2021 года, когда на российском рынке труда во всю силу обозначился дефицит кадров.
МЕДИКИ НА ВЕС ЗОЛОТА
Особенно трудно работодателям привлекать специалистов рабочих профессий - уровень конкуренции среди «синих воротничков» сейчас на уровне постпандемийного - 1 - 2 резюме на вакансию.
- Конкуренция заметнее всего уменьшилась в столичном регионе, а также в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, а в Северо-Кавказском федеральном округе значение за месяц практически не изменилось.
- И кто сейчас наиболее востребован?
- Спрос на сотрудников заметнее всего увеличился в сферах управления персоналом и медицины, а уменьшился в продажах и рабочем персонале. Активность соискателей снизилась во всех сферах, но существеннее всего - в научно-образовательной сфере, а также в искусстве и массмедиа.
С другой стороны, самая высокая конкуренция на рынке труда сейчас сохраняется среди юристов (почти восемь человек на место), административного персонала (7,8), представителей сфер бухгалтерии и финансов (пять) и управления персоналом (4,7).
ПРОГНОЗЫ
НЕ СВАЛИМСЯ В ЯМУ
Что произойдет с показателями в будущем?
- Если не будет новых вызовов и событий, напрямую влияющих на рынок труда, вероятнее всего, в 2023 году показатель безработицы сохранится на тех же исторических минимумах. Проблемы, которые появились раньше, удалось преодолеть, и весьма успешно. Сейчас мы находимся в демографической яме - снижается число трудоспособной молодежи, которая только начинает работать. А за последнее время из страны еще и ушли иностранные компании. Казалось бы, в 2022-м все должно было сложиться очень плохо. Но персонал старались сохранить даже в условиях длительного простоя. Массовые сокращения если и были, то только в некоторых компаниях, которым не удалось договориться об изменении структуры владения, передаче или продаже бизнеса российским акционерам или менеджменту. Пока нет предпосылок к сокращениям в целых отраслях с массовой занятостью: торговле, общепите, транспорте и логистике. А значит, показатели безработицы вряд ли станут намного хуже, - сказала Наталья Данина.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Елена Афанасьева, председатель Комиссии ПС по труду, социальной политике и здравоохранению:
- Давайте открыто скажем, что часть безработных людей мы сегодня не видим. Некоторые оформляются самозанятыми, но это не гарантия того, что у них есть постоянная работа, что хотя какой-то доход они имеют. Часть людей вообще никак себя не проявляет, ни как безработные, ни как самозанятые, ни как домохозяйки. Поэтому каков точный процент, никто не знает. Но главный вопрос заключается не в уровне безработицы.
Она у нас низкая, это правда, и это, наверное, хорошо. Но и уровень зарплат совсем не высок. При этом цены растут. На продукты, ЖКХ, хозяйственные товары, одежду, косметику, на все. Ушли западные бренды, их заменили российские, но и у них цены выше, чем раньше. Поэтому уровень безработицы - не тот показатель, который верно отражает положение на рынке труда. Тут правильнее было бы посмотреть на зарплаты. А они, к сожалению, не растут, а где-то и, напротив, падают. Многие люди, которые раньше получали по сто - двести тысяч рублей, сегодня соглашаются и на семьдесят. Потому что их сократили, а старую зарплату уже никто не предлагает. Но это же в корне неправильно, когда при общем росте цен снижается уровень дохода! Мы тем самым формируем новую армию: бедные работающие люди. То есть человек в принципе трудится, но его зарплаты хватает лишь на самое необходимое.
В Москве сегодня пятьдесят тысяч хватает ровно на то, чтобы скромненько дожить до следующей зарплаты. На периферии ситуация чуть-чуть лучше, но и там это недостаточный уровень. Даже найдя сегодня работу, вчерашний безработный или считавшийся безработным не перестает быть нуждающимся.
Одна из важных причин снижения безработицы в том, что еще недавно, год назад, серый рынок был большим. И люди на нем могли нормально заработать. Например, занимаясь репетиторством, ремонтом квартир, уходом за пожилыми людьми, за животными. Сейчас он сузился по нескольким причинам. Многие представители верхнего среднего класса уехали, а они давали эти места. Люди, которые у них были трудоустроены по серым схемам и числились не занятыми, отправились на поиски. Теперь они идут на официальную работу и соглашаются уже на значительно меньшие суммы. Поэтому рано радоваться.