Полицию вызывали?
Новой России нужна новая система правоохранительных органов По информации Департамента собственной безопасности МВД, в прошлом году в России количество преступлений, совершенных сотрудниками милиции, включая руководителей разного уровня, увеличилось на 20%. Преступления совершили более 6,6 тысячи милиционеров.
По информации Департамента собственной безопасности МВД, в прошлом году в России количество преступлений, совершенных сотрудниками милиции, включая руководителей разного уровня, увеличилось на 20%. Преступления совершили более 6,6 тысячи милиционеров. На пресс-конференции в центральном офисе «Интерфакса» Председатель Совета Федерации Сергей МИРОНОВ и член Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по вопросам экологии, природопользования и ликвидации последствий аварий, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками, генерал-майор милиции, доктор юридических и доктор философских наук, профессор, заслуженный юрист РФ Татьяна МОСКАЛЬКОВА представили журналистам предложения партии «Справедливая Россия» по реформированию МВД. Реформа, заявил Сергей Миронов, должна «вестись под непосредственным руководством президента нашей страны», а базой реформирования должно быть изменение законодательства.
Чем больна
наша милиция
Причины, по которым необходимо реформировать систему МВД, знают все: в первую очередь это низкий морально-этический и профессиональный уровень сотрудников МВД, давно утративших доверие населения. Массовые нарушения ими запретов, прописанных в служебном регламенте, – на коммерческую деятельность, использование служебного положения, «крышевание» и так далее. Появились регионы, где подразделения внутренних дел формируются по кланово-этническим принципам – прежде всего в национальных республиках, особенно на Северном Кавказе, замечены даже в Юго-Восточном АО города Москвы.
Перечисленные выше «болезни» носят субъективный характер. Но есть и объективные, в числе которых – противоречивая, излишняя система отчетности, избыток полномочий и дублирование функций.
С наркомафией, оказывается, в стране борются милиция, ФСБ России и Госнаркоконтроль. А организацией дорожного движения, контролем и взиманием штрафов занимаются аж 6 ведомств: МВД, Минтранс, МЧС, Минздравсоцразвития, Минобразования и Минрегион России. Хотя давно известно, что у семи нянек дитя без глазу.
Но главная хроническая болезнь – это отсутствие адекватных, законодательно закрепленных социальных гарантий не только самим стражам порядка, достойно несущим свою нелегкую службу, но и семьям погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников МВД. А их, к сожалению, с каждым годом становится все больше.
Форма обязывает
Сергей Миронов считает, что в сложившейся ситуации основной идеей реформаторской концепции должен стать не революционный, а эволюционный путь реформирования системы органов внутренних дел. И первое, что надо сделать, – принять Федеральный закон
«О правоохранительной службе в Российской Федерации», в котором первым пунктом определить первоочередные задачи органов внутренних дел, а это – защита прав и свобод граждан от преступных посягательств, обеспечение общественной безопасности и правопорядка.
Не менее важно закрепить правовые механизмы парламентского и общественного контроля деятельности ОВД. Председатель СФ убежден, что ими могут быть ежегодные доклады министра внутренних дел РФ Федеральному Собранию и аналогичные процедуры в субъектах Федерации. При резонансных преступлениях, совершенных сотрудниками милиции, возможно применение правовых механизмов парламентского расследования.
Необходимо расширить сеть общественных советов при подразделениях внутренних дел муниципального и регионального уровней, а координацию их работы поручить Общественной палате РФ.
Важно установить наконец правовой статус служащего правоохранительной службы. Расширить перечень запретов и упростить процедуру увольнения скомпрометировавших себя сотрудников. В качестве антикоррупционных мер ввести ротацию руководителей территориальных органов внутренних дел после 5-летнего пребывания в должности, в должностных регламентах предусмотреть правило: если страж порядка в форме, он находится на службе и не имеет права пройти мимо правонарушения или отказать гражданам в помощи. Ввести правовые механизмы проверки не только порядка декларирования доходов и собственности, но и соответствия их реального состояния декларируемому. В законе должны быть определены и меры ответственности за ложную информацию, изложенную в декларации о доходах.
Ждут своего часа и реформа института образования системы МВД, и конкурсный прием в органы внутренних дел, причем с 6-месячным испытательным сроком. Но главное – давно пора компенсировать систему запретов и ограничений гарантированным государством материально-социальным пакетом.
Каждому милиционеру – собственное жилье
«Справедливая Россия» считает необходимым законодательно закрепить право сотрудников милиции на обеспечение постоянным жильем. Во-первых, служебным, которое по завершении безупречной службы может быть приватизировано. Во-вторых, введя механизм льготного ипотечного кредитования. «Право на такую ипотеку получает сотрудник, который отработал честно три – пять лет, с погашением этой ипотеки по принципу – получил, через пять лет честной службы 25% списывается, за 10 лет честной службы – 50, через 20 лет списывается 100%». Это серьезный стимул держаться за милицейские погоны.
В социальный пакет также должны входить: один раз в год оплата проезда служащего и членов его семьи к месту отпуска и обратно. Право бесплатного проезда на общественном транспорте и на транспорте внутри субъекта Российской Федерации даже после выхода на пенсию. Выплата выходного пособия за последние 5 лет службы – при надлежащем исполнении положений контракта. Преимущественное право на поступление в государственные образовательные учреждения и т.д. Срок службы, по аналогии с прокуратурой, необходимо продлить на 5 лет. Для тех, кто выполняет задания, связанные с риском для жизни, предусмотреть дополнительные материальные стимулы. В прошлом году, например, погибли более 300 человек, более 5 тысяч получили ранение. Те, кто рискует своей жизнью, заслужили право на адекватное материальное содержание.
За честную службу –
обеспеченную старость
Но ключевым фактором реформы, по мнению Татьяны Москальковой, должно стать изменение системы оплаты труда и пенсионного обеспечения. Без этого работа в ОВД никогда не станет достойной и привлекательной.
Цифры, которые привела депутат, шокируют. Например, капитан, старший уполномоченный районного звена, получает 18 тысяч рублей в месяц. Младший начальствующий состав – сержант, милиционер патрульно-постовой службы с выслугой 5 лет – 12. Командир роты внутренних войск с выслугой 10 лет – 17 тысяч. Стрелок – 8700. Командир полка – 21 тысячу рублей.
А в Германии денежное содержание руководителя органа внутренних дел земли – приблизительно УВД области – около 10 тысяч евро. Там служат до 60 лет, и зарплату, не пенсию, получают пожизненно. Это очень высокий стимул для безупречной работы.
Настало время повысить денежное содержание и российских сотрудников ОВД. По мнению
Т. Москальковой, в России капитан с 10-летней и более выслугой лет не может получать менее 50 тысяч рублей в месяц. Основой денежного довольствия должны стать оклады по должности, воинскому званию, надбавка за выслугу лет. Причем количество надбавок сократить до двух-трех. Сегодня их около 100.
Чтобы повысить заработную плату и пенсионное обеспечение сотрудников правоохранительных органов, не нужно искать дополнительные средства. Они появятся, если технически переоснастить все виды деятельности сотрудников милиции и устранить дублирование полномочий различных правоохранительных структур и ОВД. Что и предусмотрено концепцией реформирования МВД, о которой идет речь.
Народ всегда прав
Как считает Татьяна Москалькова, одна из причин неуважительного отношения населения к своим защитникам в милицейской форме и расцвета коррупции в их рядах – изжившая себя практика оценивать их работу цифровыми показателями. Она заставляет милиционеров заниматься приписками или отказываться от возбуждения уголовных дел – чтобы не портить статистику. Эту практику давно пора запретить. Самая объективная оценка – общественное мнение. Это уже давно поняли в Беларуси. Там контрольно-инспекторская проверка изучает не архивы и бумаги, а мнение населения – о качестве работы подразделений, непосредственно работающих с людьми: патрульно-постовой службы, ГИБДД, участковых инспекторов.
Белорусский контролер обязательно поинтересуется, знаете ли вы участкового инспектора, когда встречались с ним последний раз, что было предпринято по вашему заявлению, как к нему отнеслись. Чувствуете ли вы себя в безопасности, сколько времени шла к вам милицейская машина. Причем последний показатель должен быть не хуже, чем у бригады скорой помощи.
МВД нужны кадеты
и суворовцы
Не менее важный фактор – реформа образовательной системы. Татьяна Москалькова убеждена, что в первую очередь необходимо сохранить кадровое звено профессорско-преподавательского состава, сократить число вузов, повысив качество обучения в них и ориентируя их на программу бакалавриата и подготовку «полицейских», способных эффективно решать правоохранительные задачи. По всей стране открывать новые суворовские училища и кадетские корпуса. Практика показала, что эти учреждения не только позволяют позаботиться о сиротах и детях из малообеспеченных семей, но и готовят морально и психологически устойчивых выпускников, то есть дают практически готовый материал для службы в органах внутренних дел. Поэтому подобные учебные заведения, как и милицейские колледжи, необходимо создавать и в системе МВД.
Без революции
не обошлось
Революционным в эволюционном пути реформирования МВД можно, пожалуй, назвать предложение С. Миронова преобразовать российскую милицию в федеральную полицию. Одновременно законом установить право создания на местном уровне муниципальной милиции с функциями, связанными с охраной общественного порядка. Ее руководителей будет избирать население. Оно же – выслушивать отчеты о проделанной работе.
Не забыли «эсэры» и о возрождении института добровольных общественных помощников милиции, или дружинников, предложив закрепить их статус в законе «Об участии граждан в охране общественного порядка», и о воссоздании психологической службы – с обязательным психо-физиологическим тестированием сотрудников милиции не реже одного раза в три года. Для чего внести необходимые изменения в Федеральный закон «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».
Если все предложенные в концепции меры будут реализованы, служба в российской милиции реально станет одним из видов государственной службы. А мы получим надежных защитников.
Записала
Наталья ДОЛГУШИНА