САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

Черно-белая радуга жизни

Эпоха глазами фотокорреспондента Николая АмельЧенко В мае 1989 года академик Андрей Сахаров, вернувшийся в Москву из ссылки, принимал участие в І съезде народных депутатов СССР. Интерес журналистов к создателю водородной бомбы, известному правозащитнику был огромен. Пишущая братия ждала его уже в зале регистрации. Как только Андрей Дмитриевич появился там, люди с блокнотами, диктофонами, фото- и видеокамерами кинулись к нему. Но Сахаров вежливо и решительно от общения отказался, сославшись на нехватку времени и плохое самочувствие...

Эпоха глазами фотокорреспондента Николая АмельЧенко

В мае 1989 года академик Андрей Сахаров, вернувшийся в Москву из ссылки, принимал участие в І съезде народных депутатов СССР. Интерес журналистов к создателю водородной бомбы, известному правозащитнику был огромен. Пишущая братия ждала его уже в зале регистрации. Как только Андрей Дмитриевич появился там, люди с блокнотами, диктофонами, фото- и видеокамерами кинулись к нему. Но Сахаров вежливо и решительно от общения отказался, сославшись на нехватку времени и плохое самочувствие... Никакие уговоры настойчивых журналистов не помогли. И тут невысокий человек в очках и с фотокамерой в руках звонко сказал:
– Андрей Дмитриевич! Я из Белоруссии. Многие наши районы отравлены радиацией в результате аварии на Чернобыльской АЭС. Вы – крупный ученый в области ядерной энергетики, и я хочу спросить вас: как нам жить на этой земле, что вы посоветуете белорусам?
Сахаров уже направлялся к выходу, но, услышав вопрос, остановился:
– Хорошо, с вами я побеседую…
Подобных историй в жизни белорусского фотокорреспондента Николая Амельченко было немало. Николай Алексеевич увлеченно рассказывает о них и, что самое главное, показывает. Вот и то памятное интервью с Сахаровым «подкрепляется» потрясающим по композиции и эмоциям фото: уставший старый человек снял очки и оперся лбом о руку то ли в досаде, то ли в бессилии, то ли в невеселом раздумье. Это фото обошло потом не одно издание: Сахарова так снять удавалось мало кому.
Сюжеты для фото и для интересных материалов ему всегда «подбрасывала» жизнь. Может, в благодарность за то, что сам он к жизни проявлял искренний и неподдельный интерес? Паренек из послевоенной белорусской глубинки подростком попал на Южный Урал, куда родители поехали по вербовке в поисках лучшей доли. Потом был горный техникум и работа горным мастером в шахтах Таджикистана. Там и пришло увлечение фотографией: альтернатива пивнушке – единственному досугу тамошнего рабочего класса. (Впрочем, даже спустя десятки лет Николай Алексеевич говорит о своих товарищах по шахте с глубочайшим уважением, цитируя поэта: «Вы не слушайте сплетен, с кем мы спим, сколько пьем, а услышьте, как плеском катит пот с наших спин».) Там же, на шахте, он понял и силу печатного слова, когда на страницах газеты «Комсомолец Таджикистана» смог защитить незаконно осужденного шахтера. Потом было возвращение в родную Беларусь, работа в газете «Звязда» – органе ЦК КПБ. И – встречи с людьми, влиятельными и простыми, память о которых хранят удивительно теплые черно-белые фотографии (вы заметили, кстати, что черно-белые фото очень часто «дышат» и «говорят» лучше цветных?), и воспоминания о том, что происходило в кадре и, конечно же, за кадром.



«Вот уж не думал в то время, что когда-нибудь смогу опубликовать это фото и рассказать о нем», – Николай Алексеевич с улыбкой протягивает снимок, на котором министр обороны маршал Устинов, подобострастно привстав, что-то говорит Брежневу. Дело было в 1978 году, когда Леонид Ильич приехал в Минск вручать Петру Машерову звезду Героя Социалистического Труда, а белорусской столице – Звезду города-героя (спустя четыре года после присвоения этого звания). Тогда в Театре оперы и балета, где проходили торжественные мероприятия по этому поводу, произошел конфуз. Леонид Ильич на сцене начал прикреплять к знамени города Золотую Звезду и орден Ленина. Но у него ничего не получалось. Помочь же вождю никто не осмеливался: не тот случай. Момент затянулся до неприличия. И когда наконец Брежнев справился, зал в унисон и очень громко вздохнул с облегчением… «Спустя много лет один документалист в своей книге написал, что в том эпизоде из-за знамени высунулась чья-то рука и помогла Брежневу, – рассказывает Николай Алексеевич. – Материал так и назывался – «Третья рука Брежнева». Так вот, хочу вас разочаровать: никакой третьей руки не было. Я стоял в метрах трех и все прекрасно видел. А вот что охрана, когда престарелый Брежнев спускался по ступенькам, вместо того чтобы смотреть по сторонам, смотрела под ноги, боясь, что Ильич оступится, – это правда, все так и было…»


«А это Вольф Мессинг на сцене БГУ, куда приезжал на встречу со студентами», – Николай Алексеевич показывает очередное фото. На нем – известный ясновидец, но совсем не похожий на того мужчину с мистической внешностью, каким мы привыкли видеть Мессинга. Просто старик с непослушными седыми волосами, с сумасшедшинкой в глазах. Амельченко снимал его в 72 года. «Но вы бы видели, сколько в нем было энергии, как быстро и точно он угадывал и выполнял задания, которые ему из всего зала присылали в записках!» Николаю Алексеевичу удалось тогда взять интервью у человека-феномена. Причем главное условие этого интервью: корреспондент задает вопрос не вслух, а… мысленно. Мессинг тут же повторял «услышанные» вопросы и отвечал на них. Но больше всего журналиста поразило другое. «Когда мы закончили общаться, я мысленно попросил Мессинга поставить автограф на последней страничке моего редакционного удостоверения. Он сразу выполнил просьбу, при этом сказал, чтобы я берег документ, не терял его. Я пропустил эту фразу мимо ушей, а через две недели удостоверение «посеял». Выходит, Мессинг уже тогда об этом знал». Правда, все закончилось благополучно: сознательные граждане вернули найденный документ в редакцию.


«А благодаря этому фото я получил новую технику», – в руках фотомастера – снимок конца 80-х. На нем – два премьера: СССР – Николай Рыжков и БССР – Вячеслав Кебич. Идут в ногу, о чем-то оживленно говорят. Глядя на них, веришь, что все у них получится (правда, только на мгновение, ведь новейшая история уже написана и мы знаем, чем в итоге все закончилось). «Я снимал их в Кремле. Подошли, Кебич говорит Рыжкову: это, мол, наш, из Минска, проверенный. А Рыжков: фото на память будут? Будут, говорю, да неуверен, что хорошие: аппарату уже десять лет, может и подвести. Рыжков тогда Кебича пожурил: что это вы людей присылаете, а технику дать нормальную не можете. И пообещал: будет тебе новый аппарат. Я был уверен, что об этой встрече они тут же забыли: в стране тогда столько проблем было, а тут всего-то проблема какого-то фотографа… И представьте мое удивление, когда через пару недель в Минск пришла посылка из Совета Министров СССР, в которой лежал новенький Pentax. И письмо за подписью Рыжкова: передать Н.А. Амельченко…»


Есть среди историй Николая Алексеевича одна, можно сказать, мистическая, которой он до сих пор не нашел реального объяснения. В апреле 1986 года он поехал снимать строительство Минской АЭС (о том, что оно велось, сегодня мало кто помнит). Снимал, как и предписывали правила и опыт, на два проверенных фотоаппарата, дублировал кадры, чтобы перестраховаться от всяких проблем. «Представьте же мое изумление в фотолаборатории, когда ни на одной из проявленных с той съемки пленок я не увидел ни одного кадра! На пленках не было абсолютно ничего! Решил проверить аппараты: вставил в них новую пленку, выбежал на улицу, сделал несколько контрольных кадров, сразу проявил. Все кадры были прекрасными».
Через три дня мир потрясла чернобыльская авария. Строительство Минской АЭС было прекращено, а вскоре и вовсе стало малоизвестной историей, которая не захотела остаться даже на фото. А корреспондент Николай Амельченко оказался уже в эпицентре других событий: снимал отселение пострадавших населенных пунктов, ликвидаторов, летал над разрушенным реактором. Потом были еще фото: минский стадион «Динамо» в 91-м, спустя пять лет со дня аварии: тридцатитысячная «чаша» наполнена людьми, и у каждого в руках – зажженная свеча. И дети чернобыльской зоны в онкодиспансере – бритоголовые, с повязками на лицах, с упреком и болью в глазах...

* * *
О каждой из фотографий Николая Амельченко, многие из которых автор собрал в недавно вышедшей книге «Дороги и встречи: эпоха в лицах», можно рассказывать много интересного, но лучше все же на них смотреть. Особенно на те, на которых – совсем неизвестные люди, которых фотограф «ловил» в кадр во время своих бесчисленных командировок. Ведь историю делают прежде всего они.

Эмилия ШЕЛЕСТ
Фото из книги Николая Амельченко «Дороги и встречи: эпоха в лицах»

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Следователи установили связь между террористами из «Крокуса» и Украины
  2. В Беларуси сократят количество базовых 10 классов
  3. Овечкин поддержал восьмилетнего мальчика Илью, попавшего под машину террористов
  4. Тысячу бюджетных мест выделят вузы Беларуси для россиян, сдавших ЕГЭ
  5. Военные РФ уничтожили бойцов ВСУ ударом по Харькову
  6. Хинштейн анонсировал поправки в законах после теракта в «Крокусе»
  7. В Беларуси задержан мужчина, собиравшийся воевать на стороне Украины
  8. NYT: США могли передать России не все данные о готовящимся теракте
  9. Беларусь надеется на объективность ЮНЕСКО при оценке польского забора в Беловежской пуще
  10. Канадский клуб НХЛ «Калгари Флэймз» опубликовал карту России с Крымом
  11. Фигурант дела о теракте в «Крокусе» обжаловал свой арест
  12. Россия планирует закупить в Беларуси авиакомплектующих на 1 млрд рублей
  13. Александр Лукашенко: Санкции санкциями. Вроде, мы справляемся, все ничего
  14. Путин провел телефонный разговор с президентом ЮАР
  15. Кузнецова: Киевский режим активно вербует несовершеннолетних и рассылает сообщения с угрозами

Политика

Мораторий на смертную казнь для террористов можно законно обойти

Нужно только обратиться к друзьям-белорусам

МНЕНИЯ

А Президент-то – ненастоящий!

Валерий Чумаков

Отказ от Президентских выборов в Незалежней может отразиться политическим кризисом и даже госпереворотом.

Факты – упрямая вещь

Татьяна Вахромеева

Первые данные расследования теракта в «Крокусе» - украинский след уже нашел подтверждение.

Пора отправить в утиль прокисшие обязательства

Олег Зинченко

В Госдуме началось обсуждение отмены моратория на смертную казнь

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также