Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Общество


Не было никакой Украины

Те, кто попытались высмеять Валерия Зорькина, сами сели в лужу

Ох, что началось! Когда глава Конституционного суда Валерий Зорькин на встрече с Путиным показал карту XVII века, где, по его словам, «нет никакой Украины», тут же в Интернете поднялась буча. Комментаторы начали язвить, мол, главный юрист страны в упор не увидел надпись Ukraine pays des cosaques , которая обозначает территории западнее Крыма под Волынью. Это можно перевести как «Украина, страна казаков». Что ж, процитируем здесь украинского писателя и историка Олеся Бузину.

- Никакой казацкой республики в помине не было, - говорил он. – До 1654 года казачий гетман Богдан Хмельницкий признавал польскую юрисдикцию, а затем подал прошение московскому царю, чтобы перейти под его руку. До этого он подписывал все документы «гетман Его Королевской милости, Зиновий Богдан Хмельницкий», имея ввиду польского короля. А после – «гетман Его Царского величества войска Запорожского».

Напомним, что в 2015 году Бузину убили украинские националисты. Оно и понятно – спорить на равных с блестящим русскоязычным интеллектуалом они не могли. Никого за это преступление не наказали.

- Бузина был совершенно прав, - прокомментировал «СВ» депутат Госдумы Анатолий Вассерман. – Казаки – это иррегулярные войска, которые выполняли пограничные функции за плату. Отдельной страной они никогда не являлись. Более того – все прошения гетманов о присоединении к России начинались так: «Мы народа русского, и веры православной…». Образцов переписки много и в наших, и в польских архивах. Гетманы при этом никогда не позиционировали себя как главы государств.

А как же надпись «Украина»?

- Действительно, - говорит Вассерман, - на некоторых картах того времени присутствует русское слово «окраина» или польское его произношение «украина», поскольку речь шла о пограничных территориях. Кстати, с точки зрения современников Владимирского княжества XII века, мы с вами, пребывая в Москве, находимся сейчас на его окраине или украине. Но это ведь не делает нас украинцами.